05-110302155509-phpapp01.ppt
- Количество слайдов: 28
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ III-XIII вв. Горбатов В. В.
Содержание n n n Общая характеристика средневековой философии Учение Августина о Боге и человеке Онтологическое доказательство Ансельма Рационалистическое свободомыслие Абеляра Схоластическая философия Фомы Аквинского Номинализм Уильяма Оккама
I. Общая характеристика средневековой философии
Исторический контекст n n 324 – Констанстин делает христианство официальной религией 437 – падение Рима 529 – закрыта платоновская Академия в Афинах 1054 – раскол христианских церквей
Особенности средневековой философии n n ТЕОЦЕНТРИЗМ – понятие Бога является центральным в мировоззрении КРЕАЦИОНИЗМ – учение о том, что мир сотворен Богом ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – вера в божественное предопределение ЭСХАТОЛОГИЗМ – учение о том, что конец света неизбежен
ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ ПАТРИСТИКА СХОЛАСТИКА Эпоха «отцов церкви» (III-VIII вв. ) Эпоха «школ» (IX-XIII вв. ) Эмоциональная n Исповедальная n Полемическая n Рациональная n Дидактическая n Догматическая n
II. Аврелий Августин (354 – 430) n n Один из «отцов церкви» Принял христианство в зрелом возрасте, после длительного увлечения философией Активно распространял христианское вероучение С 395 г. – епископ в г. Гиппоне, где и умер при осаде города вандалами
Изречения Августина n n «Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога, а Бога – ради Него Самого» «Никто не способен найти Бога, если раньше не поверит в то, что потом узнает» «Лучше всего бог познается через незнание» «Мера любви к Богу есть любовь без меры»
Творение мира n n n Духовный свет: несотворенный и творящий (свет любви) Интеллектуальный свет: сотворенный и творящий (свет истины) Физический свет: сотворенный и не творящий
ТЕОДИЦЕЯ: «оправдание Бога» (лат. ) n n Если мир сотворен Богом, то откуда в нем зло и несправедливость? Возможно, Бог его не видит? – Но Он всевидящий. Видит, но не может исправить? – Но Он всемогущий. Может, но не исправляет? – Но Он всеблагой.
«Бытие и благо обратимы» n n n Существует только добро, но. . . Необходимое условие добра – свобода Необходимое условие свободы – возможность творить зло Зло тоже существует, но лишь как возможность Зло = недостаток добра
«Два града» n n n Град земной ( «Civitas terrena» ) Основан на любви к себе, доведенной до презрения к Богу Внешне кажется вечным, но обречен на разрушение и гибель n n n Град Божий ( «Civitas Dei» ) Основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе Внешне кажется слабым, но разрушить его невозможно
III. Ансельм Кентерберийский (1033 -1109) n n n С 1093 г. – архиепископ Кентерберийский Еще при жизни его называли «вторым Августином» Впервые попытался доказать бытие Бога рациональным путем ( «Прослогион» )
«ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА ( «Сказал безумец в сердце своем: нет бога!» ) Бог – это абсолютное совершенство n Совершенство – это сумма всех положительных качеств n Бытие – положительное качество n Значит, Бог обладает бытием n
Проблема соотношения веры и разума n Тертуллиан: «Верю, ибо абсурдно» n n Августин: «Верю, чтобы понимать» n n Разум без веры невозможен Ансельм: «Верю и понимаю» n n Вера не совместима с доводами рассудка Разум должен прояснять веру Абеляр: «Понимаю, чтобы верить» n Вера невозможна без разума
IV. Пьер Абеляр (1079 – 1142) n n n Отказался от наследства в пользу родственников Изучал науки и богословие Пользовался широкой популярностью среди слушателей Парижского университета Когда он был оттуда изгнан, толпы учеников стекались на его лекции в лесу под Парижем В 1121 его взгляды были осуждены на Суассонском соборе В 1140 объявлен еретиком
Рационалистическое свободомыслие n n n Настоящий христианин должен быть «логиком» (Христос = Божественный Логос) Св. Писание необходимо разъяснять логикой и диалектикой (трактат «Да и Нет» ) Концептуализм Не существует «первородного греха» Грех – поступать против разума и убеждений Идея веротерпимости
V. Фома Аквинский (1225 -1274) n n Седьмой сын графа Аквинского, родственник императора В 19 лет вступил в нищенствующий орден доминиканцев Еще при жизни его называли «Doctor angelicus» Учение Фомы (Томизм) до XIX в. считалось официальной доктриной католической церкви
Гилеморфизм n n Все в мире имеет свою форму и определяется ею Формы всех вещей связаны друг с другом посредством единого божественного замысла Бог – это форма всех форм, благодаря которой потенциально замысленное бытие становится актуальным Он не столько творец, сколько сам Акт творения!
Иерархия сотворенного бытия
«ПЯТЬ ПУТЕЙ БОГОСЛОВИЯ» n n n От существования движения к наличию перводвигателя От существования причинно-следственных связей к наличию первопричины От существования случайностей к наличию абсолютной необходимости От существования степеней совершенства к наличию абсолютного совершенства От наличия разумной гармонии в мире к существованию его творца
«Гармония веры и разума» n Истина n Философия Богословие Наука Религия Путь разума Путь веры n n Религия обретает свои истины в откровении Наука – посредством опыта и разума Однако не все истины откровения можно обосновать разумным путем. Поэтому Философия – служанка богословия
«Два меча» n n n Человек – существо общественное, и ему необходимо государство Государство заботится о теле, церковь – о душе Но поскольку человек есть единство души и тела заботы их должны быть взаимосвязаны
VI. Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349) n n n Родился в дер. Оккам Учился и преподавал в Оксфордском университете Примкнул к францисканцамспиритуалам Получил прозвище «doctor invincibilis» (непобедимый) В 1324 обвинен в ереси и заключен в тюрьму Через 4 года бежал к императору Людовику Баварскому
Церковь и государство n n n Государство учреждается с помощью общественного договора Церковь не должна стоять во главе государства и использовать костры для утверждения христианских идей Папу, если он совершит преступление, можно судить светским судом
Проблема универсалий Реалисты n n n Универсалии существуют реально Бог сначала создал разумно-понятийную сущность мира, а уже потом возникли единичные вещи Церковь выше государства Номиналисты n n n Универсалии существуют только на словах Бог волевым актом сотворил единичные вещи, а под понятия их подводят люди Государство выше церкви
«Бритва Оккама» n n n «Не следует умножать сущностей без необходимости» В отличие от иррационального по своей сути богословия, философия должна опираться на разум и факты Надо объяснять неизвестное через то, что уже известно, а не рассуждать о потусторонних силах
Прогрессивное значение номинализма n n n Развитие ЭМПИРИЗМА в науке и философии, что в конечном счете подготовило эпоху научных революций Влияние на идеологию Реформации и этику ПРОТЕСТАНТИЗМА, которая, в свою очередь, сформировала капиталистические отношения Укрепление позиций светской власти по отношению к власти духовной – СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
05-110302155509-phpapp01.ppt