Скачать презентацию Средневековая философия II-IV — XIV-XV вв Два Скачать презентацию Средневековая философия II-IV — XIV-XV вв Два

Средние века.ppt

  • Количество слайдов: 10

Средневековая философия II-IV –- XIV-XV вв. Средневековая философия II-IV –- XIV-XV вв.

Два направления христианства • Церковное (Св. Августин) • 1. На 1 месте – Бог Два направления христианства • Церковное (Св. Августин) • 1. На 1 месте – Бог – всемогущ, творение мира удалось • 2. Человек – принижен, ответственен за грех и зло • 3. Спасение возможно только через благодать Бога, Христос-мученик • 4. Апокалипсис – конец истории близко (эсхатология – учение о конце времен) • Гностическое (Маркион, катары, массоны) • 1. На 1 месте – человек Творение мира не удалось, мир создан вторым богомидиотом, дьяволом для зла. 2. В человеке – часть Бога настоящего 3. Самоспасение через знание (гнозис), раскрытие в себе Бога и прорыв через дьявольскую завесу к Богу. Христос – учитель. 4. «Открытая» история, не предсказуемо. Человек – сотворец с Богом

Особенности Средневековой философии 1. Теоцентризм ( «тео» =Бог) — единственная истинная реальность. Бог Словом Особенности Средневековой философии 1. Теоцентризм ( «тео» =Бог) — единственная истинная реальность. Бог Словом творит мир «В начале было Слово и Слово было Бог и Слово было у Бога» (Библия). → Серьезное отношение к слову. Бог через Откровение и через боговоплощение Христа дарует истину, которую надо правильно понять, истолковать → метод экзегезы, т. е. постоянное обращение к Св. Писанию. Чтобы верно истолковать Библию собирали Вселенские Соборы (г. Никея, 325 г. ) и утверждали Догматы (единственно правильное понимание), а понимание вне догмата - Ересь: догмат о единосущии (арианская ересь), о Троице (тринитарные споры), о Боговоплощении (несторианская, монофизитская ересь), о спасении.

Способы познания Бога: апофатический (Бог не вмещается в человеческое слово, поэтому познание Бога — Способы познания Бога: апофатический (Бог не вмещается в человеческое слово, поэтому познание Бога — это понимание Его непознаваемости) и катафатический (познаем мир как творение Бога и по аналогии понимаем каков Творец) 2. Креационизм ( «креацио» - творение), т. е. Бог из ничего творит мир. Поэтому не мысль, а поступок становится главным, вопрос что делать? - ответ заповеди. Бог — Автор мира, авторитет, поэтому Иерархия мироздания, где Бог - вершина.

3. Провиденциализм – всеми мировыми событиями управляет Бог (проблема свободы выбора и свободы воли). 3. Провиденциализм – всеми мировыми событиями управляет Бог (проблема свободы выбора и свободы воли). 4. Традиционализм – единая истина для всех. Проблемы: --разума и веры. «Философия – служанка богословия» - помогает разрабатывать догмы и растолковывать суть христианства. --Вопрос о времени. Линейное время (эсхатология). --Теодицея (оправдание зла в мире). Взаимобезумие христиан и язычников.

 Этапы Средневековой философии 1. АПОЛОГЕТИКА = этап защиты христианства перед язычниками-философами ( «апология» Этапы Средневековой философии 1. АПОЛОГЕТИКА = этап защиты христианства перед язычниками-философами ( «апология» =защита) представители: Тертуллиан ( «верую ибо абсурдно» ), Ориген 2. ПАТРИСТИКА (II – VIII вв. ) = учения Отцов Церкви ( «патрос» =отец). Аврелий Августин «Исповедь» : 1) личность – самое ценное 2) человек греховен, парализовано желание стремления к добру, т. е. все предопределено и человек не может самостоятельно спастись 3) Только Бог может даровать спасение человеку. Заслужить этот дар нельзя ни молитвами, ни делами (Бог не торговец, которого можно подкупить). Бог может спасти кого угодно по Своей воле.

 4) что такое время? Апории времени: время – это то, что существует благодаря 4) что такое время? Апории времени: время – это то, что существует благодаря Нет прошлого, настоящего, будущего самих по себе, есть настоящее прошедшего (воспоминание), настоящее настоящего (восприятие), настоящее будущего (ожидание), поэтому время – это растяжение души из настоящего. «О граде Божием» : 1. Град Бога = любовь к Богу до забвения себя 2. Град Дьявола = любовь к себе до забвения Бога

 3. СХОЛАСТИКА (IX – XV вв. ) (схола=школа) 7 свободных искусств --университеты Боэций 3. СХОЛАСТИКА (IX – XV вв. ) (схола=школа) 7 свободных искусств --университеты Боэций «Утешение философией» - проблема универсалий (номиналисты, концептуалисты, реалисты). И проблема свободы воли и Божественного всезнания. Ансельм Кентерберийский «верую дабы уразуметь» -(доказательства бытия Бога). Фома Аквинский: Бог=бытие, а не сущность – «Бог - тот кого не может не быть» . Аверроистский кризис (теория двойственной истины). Номинализм У. Оккам и Д. Скот – универсалии=знаки. -- Схоластическое исследование бытия на основе анализа слов и значений – бессмысленно.

Найти отличия Икона Святой Троицы Андрея Рублева Современная икона Св. Троицы Найти отличия Икона Святой Троицы Андрея Рублева Современная икона Св. Троицы

 Античная философия (космоцентризм) Бытие = ПРИРОДА (бог, чел. , жив. , раст. ) Античная философия (космоцентризм) Бытие = ПРИРОДА (бог, чел. , жив. , раст. ) у каждого сущего есть своя природа, каждое сущее стремится реализовать свою природу, найти свое место в мироздании согласно своей природе → важно знать природу вещей (фюзис (греч), натура (лат). Средневековая философия (теоцентризм) Бытие = СЛОВО Бог Словом творит мир Эпоха Возрождения и Нового времени, Просвещение (антропоцентризм) Бытие = СОЗНАНИЕ (з-н Ньютона «всякое тело движется равномерно прямолинейно …» , Галлилей «В пустоте все тела движутся. . . » ) Постклассическая философия (XIX – XX вв. ) (антропоцентризм) Бытие = ВОЛЯ (Шопенгауэр «Мир как воля и представление» )