3.Средневековая философия.ppt
- Количество слайдов: 9
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Средневековая философия 3. 1 Патристика 3. 2 Философия Августина Блаженного 3. 3 Схоластика 3. 4 Номинализм и реализм 3. 5 Философия Фомы Аквинского Вернуться к оглавлению
Патристика Совокупность теологических, философских и политико социологических доктрин христианских мыслителей II— VIII в. (так называемых отцов церкви) Гностицизм Форма мистического познания, характерная для некоторых религиозно философских течений позднего язычества. Три основных течения: qхристианский гностицизм (I III в. ), qязыческий гностицизм (I III в. ), qмандеизм (II—III в. ) Климент из Александрии (конец II — начало III в. ) Ориген из Александрии (185 254) Апологетика Отрасль христианского бого словия, посвященная защите вероучения христианства Основные теоретические вопросы патристики: Манихейство Религиозно философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI в. от Северной Африки до Китая Манихейство включало: qрационалистический подход, qрезкую форму материализма, qрадикальный дуализм добра и зла qпроблема троичности, qпроблема инкарнации, qотношение свободы и благодати, qотношение веры и разума Манн (216 270) Догматика Догматизм — официально признан ные основные положения религиозного вероучения, исповедание кото рых считаетсянепременным условием постижения Бога Августин Аврелий (Святой Августин) (354 430) Юстин-мученик (100— 165) Тертуллиан (160— 240) Вернуться к оглавлению
n n АВГУСТИН (АВРЕЛИЙ) БЛАЖЕННЫЙ (354 -430) - христианский теолог, епископ гиппонский (Северная Африка, Римская империя). Основные работы: «О Троице» , «О граде Божьем» , «Исповедь» . Вернуться к оглавлению
Общая характеристика философии Августина Основные философские идеи: проблемы бытия и времени; проблемы движения истории и исторического прогресса; проблемы человека, его воли и разума перед лицом Бога n n Проблемы бытия и времени. Бог сотворил мир, создав материю, пространство и время. Сам Бог пребывает вне времени. Бог — высшее бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Существует только одна вечность — для Бога, а для человека — только настоящее, которое посредством ума разлагается на «до» , «сейчас» и «после» . Время — продукт человеческого ума. Отсюда, времени до Бога и акта творения не было. n Проблемы движения истории и концепция исторического прогресса. История определяется Божественным проявлением и выражается течением истории от «земного града» к «Граду Божьему» , от языческих царств (Римская империя) к царству Христа (Церкви). Земное царство держится лишь на насилии и войнах. Высшее выражение небесного царства — Церковь, которая лишь отчасти совпадает с Божьим царством. Вся история есть противоречивый процесс борьбы «двух градов» . n Проблемы человека, его воли и разума перед лицом Бога. К Богу человек идет через познание разумом (Богопознание) при помощи теологии и философии или же через веру, проявляющуюся в воле. Вера и воля выше ума. Вера — высший источник Истины, которая есть благо, любовь к Богу. Истины разума неполны и ограниченны. Человек обладает свободной волей, которую может направить к добру или злу, к вере или безверию, ко спасению души или погибели, т. е. человек может сам определить степень своей ответственности перед людьми и Богом за свои поступки с позиции христианской морали.
СХОЛАСТИКА – религиозно философские учения западно европейского Средневековья и Нового времени, которые в противоположность мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Вернуться к оглавлению
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм. В основе этих направлений лежит проблема, связанная с христианским догматом о троичной сущности Бога (Троицы, Тринитарности) и доказательствами бытия Бога. В философии эта проблема конкретизировалась в вопросе об отношениях общего к единичному, в вопросе об «универсалиях» , т. е. о природе общих родов или понятий (universalia, или genera, — общие роды). Реализм Номинализм Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не отдельные вещи, существующие в эмпирическом мире (реализм сближается с учением Платона о «чистых идеях» , воплощением которых являются реальные вещи). Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо сущность есть общее понятие, которое существует реально. Значит, если есть мысли о Боге, то и в реальности есть Бог. Представители: Анселъм Кентерберийский (1033— 1109), Фома Аквинский (1225— 1274), Альберт Великий (1033 1109) и др. Учение, согласно которому общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо отдельных вещей. Реально существуют лишь вещи (номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» — определяемые материальные вещи). Общие понятия образуются умом человека посредством абстрагирова ния отдельных вещей и явлений. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Применительно к догмату о Троице номинализм исходит из того, что если есть только «единичное» , то Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного реально существующего лица (ересь). Представители: Росцелин из Компьени (1050 1125), Дуне Скот (1265— 1308), Уильям Оккам (ок. 1285 1349) и др. Вернуться к оглавлению
ФОМА АКВИНСКИЙ (Томмазо Д'Аквино (1225 -1274)) – доминиканский монах. Крупный теологический философ, систематизатор схоластики. Автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. n Основные сочинения: n «Сумма теологии» , «Сумма против язычников» , комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
Общая характеристика философии Фомы Аквинского q q 1) 2) 3) 4) 5) q q Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но вместе с тем и образуют единство, гармонически согласуются между собой. Предметом философии являются «истины разума» , предметом теологии — «истины откровения» . Конечным объектом и источником истины является Бог. Значит, и нет противоречия между откровением и разумом, теологией и философией. Природа и естественный миропорядок — подножие и подготовка «царства благодати» . Мир не вечен, а создан Богом «из ничего» . Бог есть чистая, лишен ная материи форма, чистая актуальность. Он — действующая и конечная причина мира. Материи как неопределенной и пассивной потенции придает дей ствительное бытие форма. Идея (форма) вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Душа — субстанциона льная форма, превращающая первичную материю в человеческое тело. В вопросе о природе универсалий Фома занял позицию умеренного реализма. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не виде «идей» Платона. «Общее» — в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде» . Проблема тринитарности тем самым решена. «Общее» — это бытие, созданное Богом. Другого «общего» кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т. е. опять через Бога) нет. Эти рассуждения надолго сняли остроту противо борства номиналистов и реалистов. Пять доказательств существования Бога: все движется, следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего — Бог; все вещи мира случайны; случайное зависит от необходимого; должно, следовательно, существовать абсолютно совершенное существо — Бог; вещи обнаруживают различные степени совершенства, должно поэтому существоовать абсолютно совершенное существо — Бог; целесообразность природы необъяснима естественными причинами, следовательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо, упорядочивающее мир, — Бога. Государственная власть происходит от Бога. Власть государя должна быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе — Бог, а на земле — Папа Римский. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявле но официальной идеологией католицизма.