Презентация средневеков.фил..ppt
- Количество слайдов: 25
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. 2. 3. Условия формирования и основные черты средневековой философии. Философские проблемы философской патристики. Философские проблемы средневековой схоластики.
Хронологические рамки средневековой философии I – XIV вв. н. э. Главный фактор возникновения и развития – Христианство.
Христианство 1 в. н. э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества. 4 в. н. э. - господствующая религия Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа.
Источники средневековой философии Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание) Идеи античной философии
Философия – служанка богословия
Специфика средневековой философии связь с религией во всем спектре взаимоотношений Принципы: Монотеизм Богооткровение
Максимы средневековой философии 1. Теоцентризм –понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало.
2. Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в постоянном изменении.
3. Провиденциализм – принцип, в соответствии с которым все явления, процессы и события, происходящие в мире предопределены Богом.
4. Ревеляционизм – принцип, согласно которому источником всех знаний и самым надежным способом познания является Священное Писание, в котором воплощено божественное откровение.
Периодизация средневековой философии Патристика (2 -8 Схоластика вв. ) Период формирования христианского теоретического мировоззрения при использовании наследия античной философии. (9 -14 вв. ) Период философского обоснования и комментирования теоретического мировоззрения, сформированного в период патристики.
Патристика (2 -8 вв. ) Термин «pater» - «отец» . «Отцами церкви» - именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви. Вселенские соборы (4 -8 вв. ) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики. Философское основание - неоплатонизм.
Основные представители патристики Августин Аврелий Северин Боэций Григорий Богослов Григорий Нисский Иоанн Дамаскин
Основные философские проблемы патристики Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира Проблема специфики познания Проблема человека и его сущности Проблема сущности общества и исторического процесса
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи. Идеи – содержатся в божественном разуме. Творение мира - из ничего, на основе идей. Бог есть безусловное благо и красота. Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т. е. , небытие, ничто. Оно не является творением Бога.
Проблема специфики познания «Верю, чтобы понимать» «Вера вопрошает, разум обнаруживает» Вера - высший авторитет, путь к знанию.
Проблема человека и его сущности Человек – особое творение Бога. Человек = тело + душу + свободную волю. В результате грехопадения - утратил способность направлять волю к добру и осужден на гибель. Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение. Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.
Проблема сущности общества и исторического процесса Линейное понимание развития человеческого общества: История - стрела. История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд. o История человечества – борьба двух градов. Град Земной – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами. Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям. o
Схоластика (9 -14 вв. ) «schola» - «школа» . Главной задачей - толкование авторитетных философских текстов. Схоластика – комментаторская философская культура. Философское основание схоластики аристотелизм.
Основные этапы развития схоластики 1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский. 2) классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр. 3) критическая схоластика: Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Основные философские проблемы схоластики Проблема соотношения веры и разума Проблема происхождения универсалий (общих понятий) Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Проблема соотношения веры и разума 3 основных подхода: «Вера выше разума» (Ансельм Кентерберийский); Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский). Вера и разум - созданные Богом способности познания. Направлены на постижение - Бога и созданного им мира. Они дополняют друга. 1) Принцип двойственной истины (Уильям Оккам). Вера и разум – самостоятельные и равноправные. Вера - постижение Бога ; разум – познание материального мира. 1) 2)
Проблема происхождения универсалий (общих понятий) 3 основных подхода: Реализм Номинализм Концептуализм Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский). Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин). Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей. Они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира Иррационализм: Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам). Рационализм: Сущность Бога составляет разум. Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)
Рациональные доказательства существования Бога (Фома Аквинский) 1) Мир есть движение, каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Перводвигатель - Бог. 2) Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная первопричина всего сущего - Бог. 3) В мире присутствует необходимость и закономерность. Источник всеобщей необходимости - Бог. 4) Мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Высшее, абсолютное совершенство - Бог. 5) Окружающий мир един, целесообразен. Источник этой целесообразности - Бог.