г. Средневековая философия.pptx
- Количество слайдов: 23
Средневековая европейская философия (II XIV вв. )
Периодизация Средневековой философии Апологетика (время наиболее интенсивного развития апологетики — II—V вв. ) Патристика (в истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—III вв. ) и зрелую (III—VIII вв. )) Схоластика (1. Ранний период: а) предсхоластика (эпоха «темных веков» ) — V— VIII вв. ; б) ранняя схоластика — IX—XII вв. 2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв. 3. Поздняя схоластика — XIV—XV вв. )
«Апологетика» (от греческого слова «апология» ) – заступничество, оправдание
Основные направления апологетики Адресат Цель Иудеи Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму Язычники Перевести истины Откровения на язык разума, т. е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению Римские власти Доказать правительству свою лояльность
Отношение апологетов к языческой философии Отрицательное отношение Положительное отношение (Татиан, Тертуллиан) (Иустин, Климент, Ориген, Августин) нет никакой связи между философия и христианство имеют общие философией и христианским корни; в ряде философских учений вероучением можно обнаружить отдельные идеи христианства изучение философии не нужно и даже вредно для веры изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры
Иустин мученик, казнен ок. Христианство и философия имеют один и тот же 166 г. источник — Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит); Логос теоретически признавали и стоики. Татиан, II в. , ученик Иустина Все языческие философы были глубоко без нравственны и невежественны. ристианская Х мудрость древнее всех философских учений. Тертуллиан ок. 150— 222 гг. зычество и христианство, вера и разум, религия и Я философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верю (в это), потому что нелепо» . Климент Александрийский Языческая философия и христианское вероуче ние — ок. 150— 215 гг. это две ветви одного дерева; истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия — это как бы пред дверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания. Для постижения глубинной сути Священного писания необходимо его аллегорическое истолкование.
Ориген 185— 254 гг. , ученик Климента Христианство — закономерный итог и заверше ние языческой философии, поэтому изучение христианства надо начинать с изучения фило софии. Философия является лучшим средством для обоснования и доказательства идей христианства. Августин 354— 430 гг. Закладываются основы христианской филосо фии путем синтеза христианства и неоплатонизма. Утверждается примат веры над разумом.
Апологеты и их апологии Кодрат, II в. «Грамота в защиту христиан» к императору Адриану (125— 126 гг. ) Аристид, II в. «Апология» , направленная императору Адриану или Антонину Пию Иустин мученик, казнен ок. «I апология» (ок. 150 г. ), «II апология» «Разговор с Трифоном иудеем» 166 г. Мелитон Сардийский, II в. «Апология» , направленная к императору Марку Аврелию (ок. 170) Татиан, II в. «Против эллинов» (ок. 170 г. ) Минуций Феликс, (римский «Октавий» — апологический диалог, защищающий христиан от нападок адвокат) II в. язычника Цецилия (177 г. ) Афиногор, II в. «Прошение о христианах» к Марку Аврелию (ок. 177 г. ) Феофил Антиохийский, II в. «О христианской вере» к язычнику Автолику (ок. 180 г. ) Тертуллиан, ок. 150— 222 гг. «Апологетика» , «К народам» , «К Скапуле» еп. Киприан, умер ок. 258 г. «Книга о суете идолов» Климент, еп. Александрийский, ок. 150— 215 гг. Ориген, 185— 254 гг. «Протрептих» (Увещательное слово к эллинам; Воспитатель; Строматы) «Против Цельса» (III в. ) Евсевий, еп. Кесарийский, 260 «Praeparatio evangelica» (IV в. ) «Demonstratio evangelica» (IV в. ) — 340 гг. Афанасий Великий, 293— 373 «Слово на язычников» (IV в. ) «Слово о воплощении Бога Слова» (IV в. ) гг.
Василий Великий, 329— «Шестоднев» (V в. ) 379 гг. Аврелий Августин, 354— «О Граде Божьем» (после 410 г. ) 430 гг. Кирилл Трактат по поводу памфлета Юлиана Отступника «Против Александрийский, умер в Галилеян» (VI в. ) 444 г.
Религиозно философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, учения которых сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III— VIII вв.
Важнейшими проблемами философскотеологического характера, обсуждавшимися в патристике троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями ( «споры о Троице» ); природа Христа — божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема); соотношение свободы и благодати; отношение веры и разума.
Патристика ранняя (II—III вв. ) зрелая (III—VIII вв. ) Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский Аврелий Августин
Августин (Augustine) Блаженный Основные труды: «О граде Божьем» «Исповедь» «Против академиков» «О блаженной жизни» «О порядке» «Бессмертие души» , «О Троице» «Об учителе» «О музыке»
Философские воззрения Онтология. Учение о бытие представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета Учение о душе. Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА 1. Ранний период: а) предсхоластика (эпоха «темных веков» ) — V—VIII вв. ; б) ранняя схоластика — IX— XII вв. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв. Поздняя схоластика — XIV—XV вв.
Зрелая (высокая) схоластика основными центрами развития европейской схоластики становятся в это время университеты, их философские факультеты (называвшиеся тогда артистическими факультетами искусств) на развитие зрелой схоластики большое влияние оказали византийская, мусульманская и еврейская средневековая философия начиная с XIII в. и до конца Средневековья доминирующим становится аристотелизм (перипатетизм)
1. Космологическое Все объекты, существующие в этом мире, постоянно изменяются, движутся. Всякое движение есть переход потенции в акт; но объект может быть приведен в действие только тем, что уже активно. Так, дерево в потенции имеет тепло, но для его актуализации необходим огонь. Для одного и того же невозможно сразу быть потенцией и актом (то, что является горячим в акте, уже не является таковым в потенции). Следовательно, все, что движется, двигается чем то другим. Это приводит нас к идее аристотелевского неподвижного Перводвигателя. Именно он и называется Богом.
2. Каузальное (причинностное) В мире чувственных вещей мы находим порядок действующих причин. Вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна была бы предшествовать сама себе, а это невозможно. А значит, причина любой вещи — вне ее. В цепи причин невозможно идти до бесконечности, но и пресечь причину означало бы пресечь действие. Если бы в цепи причин можно было бы идти до бесконечно сти, то не было бы ни первой причины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что ложно. Следовательно, необходимо допустить существование необу словленной ичем иным первой причины — причины н всех причин. Именно это называется Богом.
3. Онтологическое Среди существующего в мире имеется много случайных вещей, т. е. тех, которые могут быть, а могут и не быть. Но если бы все могло бы не быть, то однажды не осталось бы ничего существующего. Но ведь то, что существует, всегда существует благодаря чему нибудь иному. Тогда, если бы в какой то момент ничего бы не существовало, то и потом ничего не могло бы возникнуть. Но это абсурдно и противоре чит нашему опыту. Следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе. Именно это и называется Богом.
4. Догматическое (по степеням совершенства) В реальности мы находим градацию существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д. Но сам факт градации подразумевает наличие чего то максимально , совершенного, доброго, благородного и т. п. Но то, что максимально в истине, максимально и в бытие (по Аристотелю). Огонь, как макси мальный концентрат тепла, есть причина всех горячих тел. Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благо родства. Именно это и называется Богом.
5. Телеологическое (целесообразное) Даже природные тела, т. е. объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случай ности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем то разумным (если мы видим летящую стрелу, то догадываемся, что где то есть лучник, e выпустивший). Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели. Именно она и называется Богом.
Проблема универсалий в средневековой философии Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объек там определенного вида или рода. . В решении вопроса «существуют ли универсалии самостоятельно? » все философы поделились на два больших лагеря: Номиналисты (от лат. «nomen» — «имя» ) — это философы, счи тавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называются вещи определенного вида. Реалисты — это философы, считавшие универсалии существую щими реально вне конкретных вещей.