Философия Средних веков.pptx
- Количество слайдов: 74
Средневеко вая филосо фия— с V по XV века.
Философия Средних веков
ПЛОТИН Последний великий оригинальный философ позднего античного идеализма
Неоплатонизм • является той интеллектуальной средой, в которой происходило формирование христианского богословия. • Неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).
Единое превыше бытия и мышления, • • 1. 2. 3. оно может быть познано в сверхразумном экстазе. За единым следуют три ипостаси: Бытие Ум, содержащий в себе все идеи; Живущая во времени и обращенная к уму мировая Душа; Порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя.
Плотин • Обратись к самому себе и посмотри. Если же не увидишь красоты в самом себе, поступай подобно скульптору, творящему прекрасную статую: одно он отсекает, другое полирует; одно сглаживает, другое подчищает — пока не добьется своего. Так и ты — удали лишнее! Выпрями то, что криво, очистив темное, сделай его сияющим; и не прекращай обрабатывать свою статую, пока не заблистает перед тобой богоподобная сияющая красота добродетели, пока не узришь мудрость, восседающую в священном чистом величии.
Северин Боэций • ( (480— 524 )
Первый министр королевства (высшая административная должность).
Боэций считается посредником между древним миром и средневековьем, "последним римлянином и первым схоластом" • Как философ видел свою задачу в том чтобы латинизировать и гармонизировать греческую философию: Платона, Аристотеля и неоплатоников — укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания.
Теодорих Великий король остготов (451 526)
• Шнец Жан Виктор (1787 1870) • Боэций, прощающийся с семьёй
ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕРКОВЬ Мир арена борьбы между «божьим» и «дьявольским» промыслами Связь важнейших событий эпохи с христианством Реальность сверхестественного мира
Ретроспективизм (обращенность в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". • 1. Креацианизм учение о сотворении Богом мира из ничего, • 2. Провиденциализм понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека, • 3. Сотериологизм ориентация жизни человека на спасение души. Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).
Основной авторитет Библия. • Философия Средневековья это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. • Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза истолкование).
Наиболее крупными представителями апологетики были • • • Юстиан Мученик, Филон Александрийский, Тертуллиан, Ириней Лионский Ориген.
Патристика — II—VII века • совокупность теологических, философских, политико социологических доктрин христианских мыслителей II VIII в. (отцов Церкви).
Патристика — II—VII века • Аврелий Августин (354 — 430) — Блаженный Августин
Патристика (Аврелий Августин Блаженный) Патри стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовнорелигиозных вождей христианства до VII века. Главная фигура и систематизатор Аврелий Августин Блаженный, последователь учения Платона.
Родоначальник христианской философии • автобиографическая «Исповедь» • самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием» .
Сочинения Августина : «О граде Божьем» и «Исповедь» . Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир по своей доброй воле. Мир - это бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему создателю. С момента грехопадения первых людей Адама и Евы человеческое общество разделилось на два «града» (сообщества): верующие и неверующие. Содержание человеческих знаний черпается из двух источников: 1) чувственный опыт, который, однако, дает лишь поверхностные сведения о мире; 2) вера, которая опирается на коллективный опыт и поэтому обладает достоверностью.
Все сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). • Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Философия Августина теоцентрична: в центре ее Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. • Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде. • Считается приверженцем религиозного фатализма. • Разделяет церковь ( «царство божие на земле» ) и государство ( «дом дьявола» ).
Концепты: • теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога; • креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего; • провиденциализм — признание того, что Бог правит всем; • персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью; • ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, вот на что похожа любовь.
Схоластика • опираясь на авторитет Священного писания, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля. • Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. • Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры.
Схоластика — VIII—XV века • Схоластика усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX XII в. ).
Фома Аквинский (1225 — 1274) • “Сумма против язычников” • “Сумма теологии”
3. Схоластика (Фома Аквинский) • Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый) европейская средневековая «школьная философия» XI -XIV в. , стремившаяся рационально обосновать и чисто логически доказать истинность христианского вероучения.
Концепция «двух истин» • предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. • Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. • Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога: • Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение; • Бог рассматривается как первая причина; • Бог является источником необходимости в мире; • Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным; • Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать. Фома считал Бога благом и источником блага. Бог вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти.
5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского • • • Доказательство через движение означает, что все движущееся когда либо было приведено в действие чем то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей» , которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель» , который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.
Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.
Номиналисты (от латин. nomina — имена) • доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Это имена, которые человек дает вещам, группам и классам вещей. Уильям Оккам • Одни номиналисты, например, (ок. 1300 — 1350) считали, что общее суть лишь дуновение звука, существует только в уме человека. В самих вещах нет ни ничего общего, ни частного. • Другие, как, например, Дунс Скот (ок. 1265 — 1308) полагали, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.
Реалисты – утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом). Фома Аквинский
Философия Возрождения XV—XVI в. в. • Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. • Утверждение практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. • Идеология гуманизма (человек не средство, а цель).
Специфическая черта – деперсонализация Бога. • Либо он растворен в природе (“природа есть Бог в вещах”, Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). • Пантеизм (pan – все и theos – Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Такой пантеизм наделял природу способностью к творчеству, понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда “натуральная магия”, алхимия.
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода: • – гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий сред невековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; • – неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем; • – натурфилософский.
Данте Алигьери (1265 – 1321) • Предтеча философии эпохи Ренессанса. • Именно у Данте появились первые идеи, которые не соответствовали традиционному схоластическому философствованию. • Смыслом жизни на земле Данте считает не аскетизм, не бегство от земных благ, а жизнь сообразно с человеческими, земными целями, с природой, в улучшении земных условий жизни.
Франческо Петрарка (1304– 1374) • • Считается первым философом эпохи Возрождения. Является основателем гуманистического направления в философии. Свои идеи Петрарка изложил в трактатах: «Моя тайна» и «О своем и чужом невежестве» . Во втором трактате философ делает вывод: небожители пусть рассуждают о Божественных делах, а человек, как земное существо, должен рассуждать о земной, человеческой деятельности. Именно Петрарка вводит понятие «гуманизм» и считается основоположником гуманистического направления.
Колюччо Салютати (1331— 1406) • Гуманист и канцлер Флорентийской республики. • Призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. • Подчеркивал значение свободы воли.
Основная заслуга Салютати — • в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. • Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учёности. • Гуманизм не присущ человеку от рождения, это свойство приобретается в результате упорного труда.
Лоренцо Валла (1407— 1457 гг. ) • уже в молодые годы стал известен, как один из талантливых философов гуманистов. • В возрасте 23 х лет он уже был преподавателем университета в Павии, а в 1431 г. издал свое знаменитое сочинение "О наслаждении" (в 1433 г. это сочинение было переиздано в расширенной редакции под названием "Об истинном и ложном благе").
Неоплатонический период • Для мыслителей, причисляемых к неоплатонической традиции, характерно внимание к постановке и решению онтологических вопросов, опираясь на философское наследие Платона и неоплатоников поздней античности и раннего средневековья. • В центре их внимания находятся проблемы бытия Бога и мира, соотношение божественного и земного, происхождение мира, соотношение свободы воли и необходимости. • Наиболее известные мыслители: Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла.
Марсилио Фичино (1433 1499) • • Философия понимается как ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере. Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу. • В соответствие с духом Ренессанса Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.
• Николай Кузанский (1401 1464) Вопрос об отношениях Бога и мира изложен в труде: "Об ученом незнании". В нем говорится, что полнота бытия не может быть выражена средствами схоластической философии. • Бог понимается как единство противоположностей, а переход от Бога к миру интерпретируется как диалектический процесс. • Предвосхитил открытие Коперника, высказав предположение, что Земля не есть центр Вселенной, а таковым может быть только Бог. Человек является высшим и наиболее значимым творением Бога, микрокосмом. В ней также заключено единство противоположностей, обеспечивающее полноту человеческого бытия. Человек • • подобен Богу, но не в абсолютном смысле, а как потенциальная возможность. Кузанский пантеист, а в вопросе о соотношении веры и разума принимает позицию "двух истин".
Джова нни Пи ко де лла Мира ндола(1463 1494) • • Мироздание он представляет как иерархию трех миров: ангельского, небесного и элементарного. Гармония и красота чувственного мира достигается соединением противоположных частей. Единство и связь в иерархии миров объясняется их стремлением к Богу как источнику всего сущего. Будучи пантеистом, призывал обратиться к познанию конкретных конечных вещей и процессов. Истинное познание это познание непосредственных причин. Широкую известность получила "Речь о достоинстве человека", в которой нашел выражение гуманистический идеал человека. Человек понимается как свободное существо, самостоятельно реализующее свое истинное предназначение.
Натурфилософский период • Исследования в области философии природы были направлены на пересмотр философских и методологических оснований науки того времени в связи с происходящими кардинальными изменениями в промышленности. • Опираясь на достижения естествознания и возрожденческого неоплатонизма, натурфилософия формирует новую картину мира, свободную от теологии. • Основу её метода составляет рассмотрение природы, исходя из её собственных начал. Были заложены начала теории научного знания, учения об истине, эксперименте. • Натурфилософию Возрождения отличает половинчатость решений, что объясняется её пантеистическим характером. • Наиболее известные представители: Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей
Леонардо да Винчи (1452 1519) • • Является одним из основателей опытного естествознания. Отвергал знание, не опирающееся на авторитет природы. Приверженность традиции считал препятствием развитию науки и философии. Только опыта, по его мнению, недостаточно для получения полного знания: нужна теория, цель которой Леонардо видел в познании причин явлений. Природа это творческое деятельное начало, Бог верховный художник, а художественное творчество есть единственное средство познать Творца столь удивительных вещей. Природа это и создатель человеческой души, которая связана с телом и не может без него существовать. Предвосхищая Коперника Леонардо утверждал, что Земля не является центром Вселенной. Говоря о величии и достоинстве человека, сетует и о его ничтожности. Недостаточно родиться человеком, нужно постоянно делать усилия, чтобы стать им.
Николай Коперник (1473 1543) • Является автором гелиоцентрической картины мира, которая потребовала новой теоретической и философской базы, иного отношения к богословию. • Чтобы оградить свою концепцию от нападок церкви, Коперник утверждает самостоятельность философии в деле познания природы. • Он демистифицирует космос, лишает его божественного ореола, на место принципа "первотолчка" как источника движения небесных тел, вводит принцип самодвижения. • Главным мировоззренческим итогом учения Коперника можно считать разрушение иерархической структуры мироздания.
Джордано Бруно (1548 1600) • • Бруно - самый радикальный представитель возрожденческого пантеизма. Центральная категория его философии - Единое - трактуется в духе натуралистического пантеизма. Единое - это бытие, в котором совпадают сущность и существование и которое является причиной самой себя. Вселенная у Бруно едина, бесконечна и неподвижна, не сотворена Богом. В ней все подвержено развитию, изменению и гибели. Неподвижна и вечна только сама Вселенная. Утверждение о её бесконечности - важная мировоззренческая идея Бруно. Бог растворен в природе, заключен в её процессах и вещах, выступая как активное начало. Познавая природу, можно познать Бога и его атрибуты.
Галилео Галилей (1564 1642) • Один из основоположников современного экспериментального метода. Заложил основы классической механики, сформулировал принцип относительности движения, предложил идею энергии, закон свободного падения тел. Открытия Галилея способствовали укреплению гелиоцентрической картины мира. • В основе природы видел единую материальную субстанцию, имеющую структуру и существующую по законам механики. В теории познания придерживался концепции "двух истин". Познание начинается с чувственного опыта, который, в соединении с принципами математики и механики дает истинное знание природы.
Социально политические концепции эпохи Возрождения • Для эпохи Возрождения характерен совершенно иной, чем в средневековой мысли, подход к вопросам политики и права, суть которого в том, что правовые и политические принципы выводятся не из теологических положений, имеющих сверхестественную природу, а из исторических и культурных оснований. • При размышлениях о сущности права и государства на первый план выдвигаются природа человека, нравы народа, историческое прошлое. Наиболее известные политические мыслители: Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли, Томас Мор.
Золотая Книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопия» . Томас Мор (1478— 1535 гг. )
Никколо Макиавелли (1469 1527) • Получил всемирную известность своей книгой "Государь", долгое время считавшейся катехизисом политической теории. Бог полностью исключается им из общественной жизни: человек сам творит политику, опираясь на земные интересы. Природа человека неизменна, считает он, и, следовательно, неизменны и принципы, управляющие ходом общественного развития. Государство есть высшее проявление человеческого духа, а служение государству считается целью и смыслом человеческой жизни. Поскольку человек по природе испорчен и склонен ко злу, его нужно постоянно опекать. Функции опеки возлагаются не на Церковь, а на государство. Политический идеал Макиавелли республика, наподобие той, которую удалось создать римлянам. Он полагал, что глава государства вправе употреблять любые средства для того, чтобы обеспечить безопасность и стабильность государства. Политика и мораль несовместимы. Имя Макиавелли стало нарицательным и используется, когда говорят о беспринципности в политике.
Томмазо Кампанелла (1568 1639 гг. ) • "Город Солнца" (издано в 1623 г. )
Джордж Оруэлл (1903— 1950)
Евгений Иванович Замятин (1884 1937)
1 Олдос Хаксли (1894 — 1963)