Среди самых ранних дошедших до нас произведений китайской литературы наиболее полно представлена поэзия. Первым литературным письменным памятником, который создавался в устной традиции была Книга песен Шицзин (诗经). Записана она была уже после возникновения письменности. Шицзин датируется 2 -1 тыс. до н. э. Это памятник устного народного творчества. Песни, записанные в Шицзин создавались в период рабовладельческого строя. Они воспроизводили трудовой процесс, описывали какую-то жизненную ситуацию, либо исполнялись в честь победы над врагом. Известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь говорил, что изначально сохранилось 3000 песен. Но до нас, после «некоторой» конфуцианской обработки, дошло лишь 305. Шицзин делится на 4 глава: большие оды, малые оды, нравы царств и гимны. Нравы царств делятся на свадебные, любовные, жалостливые, служебно-чиновничьи, хозяйственные (или календарные).
Следующим важным литературным памятником является Шуцзин 书 经 (=尚书) - книга историй (книга преданий). Это не философское произведение и не летопись, это своего рода книга истории Китая. Ее история полна загадок. После сожжения книг в 213 г. до н. э. , Шуцзин был частично (29 глав) записан со слов Фушэна (китайский мудрец) в 178 г. до н. э. В 154 г. до н. э. удалось обнаружить некоторые книги, в том числе Шуцзин. Потом Кун Аньго сравнил 29 глав Фушэна с находкой, записал еще 25 глав и сделал свои комментарии. В династию Цзинь он исчез и был найден уже в 12 веке. Текст Шуцзина очень сложный. Уже после Фу Шэна стали складываться школы комментариев, а потом школы комментариев на предыдущие комментарии. В итоге сейчас Шуцзин состоит из 58 глав (29+25). Ученые склонны считать, что лишь 33 из них являются подлинными
Древние китайцы верили, что человек участвует в течении жизни как равный земле и небу. Как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу. Китайская классическая "Книга Перемен" и по сей день регулярно используется в КАЖДОЙ китайской семье.