Prezentatsia_Gobbs_Spinoza.ppt
- Количество слайдов: 5
Спиноза Бенедикт (Барух) «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье» «Богословско- политический трактат» 1623 - 1677 «Этика» • Своеобразие содержания (субстанция, атрибуты, модусы и т. д. ) • Добро и зло как предрассудки
Добро и зло есть только модусы мышления, а не свойства самих вещей Появление представлений о добре и зле возникают потому, что 1) люди ошибочно считают себя свободными Спиноза: "В душе нет никакой абсолютной или свободной воли; но к тому или другому хотению душа определяется причиной, которая в свою очередь определена другой причиной, эта третьей и так до бесконечности « 2) в своем познании люди ограничиваются познанием конечных (ближайших) причин, не утруждая себя дальнейшим познанием. Свобода как познанная необходимость
УЧЕНИЕ ОБ АФФЕКТАХ В ЭТИКЕ СПИНОЗЫ Спиноза: «Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим» Основные аффекты: «Желание есть сама сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию какимлибо данным ее состоянием» «Удовольствие есть переход совершенства к большему» «Неудовольствие есть переход совершенства к меньшему» человека от меньшего от большего
ЭТИЧЕСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ «…под добром я буду разуметь… то, что составляет для нас, как мы наверное знаем, средство к тому, чтобы все более и более приближаться к предначертанному нами образцу человеческой природы; под злом же то, как мы наверное знаем, препятствует нам достигать такого образца» «Под добром я понимаю то, что, как мы наверное знаем, для нас полезно. Под злом же - то, что как мы наверное знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром» «Познание добра и зла есть не что иное, как аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы сознаем его»
«СТОИЦИЗМ» этики Спинозы «…человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо воли делает то, чего совершенно не знает; второй следует только самому себе и делает только то, что он признает главнейшим в жизни и чего вследствие этого он более всего желает; поэтому первого я буду называть рабом, второго свободным…» Задача разума - господство добродетельной жизни над аффектами для «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся ей не потому, что обуздываем свои страсти, но наоборот, вследствие того что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти»
Prezentatsia_Gobbs_Spinoza.ppt