Специфика русского барокко (2).pptx
- Количество слайдов: 28
Специфика русского барокко План урока 1. 2. - Барокко в русском искусстве Творчество Бартоломео Растрелли: Ансамбль Зимнего дворца Царская резиденция в Царском Селе Смольный монастырь в Петербурге Проверим себя?
Проверим себя? • • Что такое барокко? Когда возникло барокко? Перечислите ярких представителей барокко Назовите наиболее выдающееся сооружение в Риме, в стиле барокко
Особенности русского барокко • 1. Никакой мистики, никакой чувственности • 2. Впервые используется в градостроительстве – при строительстве Санкт-Петербурга, где создание зданий в стиле барокко было продиктовано как местным ландшафтом (болотистая низина, ровная поверхность), так и рекой Невой, вокруг которой строятся основные архитектурные ансамбли. • 3. Прямые улицы, площади и проспекты на фоне белесо-серого неба и свинцовой глади реки становились интерьером города. Цвета этих зданий ярко контрастировали с природными красками реки и неба. • 4. Для строительства в условиях постоянной высокой влажности требовался камень… один из главных материалов барокко
Франческо Бартоломео Растрелли (1700 -1771) В России его называли Варфоломей Варфоломеевич. Родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, литейщика из металла и скульптора, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1716 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.
Ранние работы Растрелли • Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720 -х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию. Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721— 1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
Карло Растрелли (1675 -1744) • Карло Растрелли имел также и архитектурное образование. Работал при дворе Людовика XIV. Через папского нунция купил в Ватикане графский титул. В 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы. • Первой скульптурной работой, выполненной Растрелли-старшим в России, стал бюст А. Д. Меншикова (1716 -1717 гг. , бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). • Следующими скульптурными произведениями, исполненными Растрелли в Петербурге, стали бронзовые фигуры на мотивы различных басен Эзопа; они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графу Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом, они уничтожены.
Прекрасная бронза • Следующими скульптурными произведениями, исполненными Растрелли в Петербурге, стали бронзовые фигуры на мотивы различных басен Эзопа; они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графу Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом, они уничтожены.
Из скульптур Растрелли до нас дошли: • бронзовый бюст Петра I (Государственный Эрмитаж, вариант — Государственный Русский музей); • статуя Петра I верхом на коне и барельефы Петровского монумента на площади пред Инженерным замком; • «Анна Иоанновна с арапчонком» : бронзовая статуя императрицы в сопровождении пажа (ГРМ); • голова Петра I на конной статуе Фердинанда II Медичи (Лихтенштейнский музей в Вене).
Работы Бартоломео Растрелли Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730 -е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны. По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740 -х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор.
Соприкосновение с московской художественной средой • … сказалось на творчестве Растрелли в самых разнообразных направлениях: в стремлении к широте и многообразию архитектурного ансамбля, в чрезвычайном обогащении декоративных мотивов, в увлечении расцветкой стен и их пластической динамикой, в появлении внушенных древнерусским зодчеством новых мотивов (колоколен, глав, крылец, тонких колонок и т. п. ). Видимо, он познакомился также и с архитектурой древнерусских трапезных. • Мансардные, с крутыми изломами крыши в третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732— 33, рустика во дворцах Бирона в Рундале (1736— 40) и Митаве (ныне Елгава, 1738— 40) - оба пункта на территории Латвии – показывают влияние русской архитектуры. Это подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор.
Карьера великого архитектора • В 1730— 63 придворный архитектор. • В зрелый период (1740— 1750 -е гг. ) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр. , увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.
Андреевская церковь в Киеве • Новые качества в творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40 -х гг. — деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741— 44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748— 67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Р. , творчески используя традиции рус. зодчества 17 в. , создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь.
Дворцы Растрелли • В 1747— 52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. • Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. • В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749— 57) и С. Г. Строганова (1752— 54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в его постройках необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора.
Зрелый Растрелли • Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752— 57) в Царском Селе (г. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. • Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоциональнонасыщенный, праздничный и торжественный облик. • Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. — Смольный монастырь (1748— 54) и Зимний дворец (1754— 62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.
Проверим себя? • • 1. Каково происхождение Франческо Бартоломео Растрелли? • • • 5. Назовите первые творения Растрелли в Санкт-Петербурге 2. Какие произведения Растрелли-отца вам известны? 3. Где учился Растрелли? 4. Оказывал ли влияние на формирование творчества Растрелли стиль московского барокко? Если оказывал, то докажите примерами 6. Был ли Растрелли придворным архитектором? 7. Какое здание в Киеве выполнено по проекту Растрелли? 8. Назовите три самых известных дворца России, построенные Растрелли 9. При каких императорах жил и творил Франческо Бартоломео Растрелли (если даты его жизни 1700 -1771 гг)?
Литература: • Виппер Б. Р. , В. В. Растрелли, в книге: История русского искусства, т. 5, М. , 1960; • Денисов Ю. , Петров А. , Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л. , 1963.
Специфика русского барокко (2).pptx