Специфика научно-популярных журналов.pptx
- Количество слайдов: 19
Специфика научнопопулярных журналов «Юный натуралист» , «Юный техник» , «Юность» , «Ровесник» : история, концепция.
Журнал «Юность» — советский, затем российский литературнохудожественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит в Москве с 1955 года. До 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, в дальнейшем он стал независимым изданием.
Главные редакторы: 1955— 1961 — Валентин Катаев 1961— 1981 — Борис Полевой 1981— 1992 — Андрей Дементьев 1992— 2007 — Виктор Липатов с 2007 — Валерий Дударев
Заголовки журнала
Содержание «Юность» отличалась от остальных литературных журналов большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. Существовали постоянные разделы «Наука и техника» , «Спорт» , «Факты и поиски» . Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни (статья А. Гербер «О бардах и менестрелях» ), а в восьмидесятые годы — «митьков» . В «Юности» присутствовали также цветные вкладки, посвящённые живописи, где среди прочих выступали такие художники, как Алексей Леонов, Илья Глазунов, Михаил Шемякин, Вагрич Бахчанян и другие. В 1960— 1970 -х годах как журнал в целом, так и отдельные авторы подвергались партийной критике. В 1987 году был открыт постоянный публицистический молодёжный дискуссионный раздел « 20 -я комната» , который быстро приобрёл большую популярность у читателей.
«Зелёный портфель» Одной из наиболее характерных особенностей «Юности» был юмористический раздел, который в 1956— 1972 годах носил название «Пылесос» , позже — «Зелёный портфель» . Редакторами раздела в разное время были Марк Розовский, Аркадий Арканов и Григорий Горин, Виктор Славкин, Михаил Задорнов. Помимо рассказов, иронических стихотворений, литературных пародий в «Зелёном портфеле» приблизительно до 1980 года существовала рубрика под названием «Каков вопрос — таков ответ» , в которой вымышленная ведущая Галка Галкина (персонаж, придуманный Б. Полевым) отвечала в юмористической форме на письма читателей. «Зелёный портфель» пользовался успехом у читающей публики наряду с «Клубом „ 12 стульев“» «Литературной газеты» за отсутствие официальной пропаганды и неформальную атмосферу. Значительное число авторов «Зелёного портфеля» были выпускниками Московского медицинского института. Немалое значение имел «Испытательный стенд» студии Кирилла Ковальджи, где впервые опубликовались И. Жданов, Н. Искренко, А. Парщиков, Е. Бунимович, Ю. Арабов, М. Шатуновский и другие поэты «новой волны» 1980 -х годов.
«Ю ный те хник»
Выпуски 1956 г
Основан в Москве в 1956 году как иллюстрированный научно-технический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета. Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина для пионеров и школьников. В популярном виде доносит до читателя (в первую очередь школьника) достижения отечественной и зарубежной науки, техники, производства. Побуждает к научно-техническому творчеству, содействует профессиональной ориентации школьников. Регулярно публикует произведения известных писателей-фантастов — Кира Булычёва, Роберта Силверберга, Ильи Варшавского, Артура Кларка, Филипа К. Дика, Леонида Кудрявцева и других.
Юный натуралист (журнал) «Юный натуралист» — ежемесячный советский и российский научнопопулярный журнал для школьников о природе, природоведении, биологии и экологии. Основан в июле 1928 года. С 1941 по 1956 год не издавался. В некоторые годы тираж журнала достигал почти 4 млн экземпляров.
Этот журнал, адресованный всем, кто любит и изучает природу, – один из старейших в стране. Его первый номер появился в июле 1928 года. Но фактически история журнала началась еще раньше. 15 июня 1918 года в Москве, на северной окраине Сокольнической рощи, открылось первое в советской России детское внешкольное учреждение – станция юных любителей природы, или, как ее тогда называли, Биостанция, положившая начало юннатскому движению. Через некоторое время она была переименована в Центральную детскую и юношескую агробиостанцию имени К. А. Тимирязева, а в 1934 году на ее базе открылась Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (ЦСЮН). В августе 1927 года директор Биостанции профессор Борис Васильевич Всесвятский предложил начать издавать журнал, в котором будут публиковаться работы юных натуралистов и педагогов-биологов. Он так и был назван – «Юный натуралист» . С началом Великой Отечественной войны журнал перестал выходить и не издавался до 1956 года, затем ежемесячные публикации возобновились и продолжаются до сих пор.
Среди заявленных целей издания — воспитание у подрастающего поколения любви к Родине и природе, биологии и экологии. В журнал можно присылать свои рисунки, стихи. Существовал конкурс юных натуралистов. В журнале публиковали свои статьи В. В. Бианки, М. М. Пр ишвин, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, В. А. Солоухин, И. Акимушкин, В. В. Чаплина и другие писатели, И. В. Мичурин, К. А. Тимирязев, В. А. Обручев, В. К. Рахилин и другие учёные и популяризаторы науки.
В 70– 80 -х годах тираж превышал 3, 5 миллиона экземпляров – журнал выписывали повсюду. Даже те, кто никогда не был поклонником школьных уроков биологии и вечно забывал заполнять «дневник наблюдений за природой» , находили в нем для себя чтото интересное. Например, рассказы о путешествиях в дальние страны, о которых можно было разве что мечтать. Многие читатели без труда вспомнят рубрики «Школа следопыта» , «Клуб Почемучек» , «Колосок» . Была там и страшно загадочная для младших братьев и сестер рубрика «Листая Брема» (кто такая Брема, и почему она листая? ); любопытные факты в «Оказывается» , стихи и фото в «Лесной газете» , литературные рассказы в «Записках натуралиста» и другие постоянные разделы.
В 2008 году «Юный натуралист» отпраздновал свое 80 -летие. Людмила Самсонова, главный редактор, говорит о его нынешнем существовании: «Было время, когда тираж достигал 4 млн, сейчас – 17 тысяч. Немного, но мы очень им дорожим, потому что остались те ребята, которые без журнала «не могут прожить» . Это наш основной читатель. Раньше нас читали миллионы, но основная масса интересовалась, как ухаживать за хомячком или беременной кошечкой. Сейчас наш читатель – это дети, которых природа по-настоящему увлекает. Судя по письмам, это будущие биологи, или педагоги, или ученые» .
к» «Рове сни — советско- российский молодёжный журнал, выходящий с июля 1962 года. Основная аудитория — молодёжь от 14 до 28 лет. Выпускается издательским домом «Ровесник» . Тиражи издания составляют несколько миллионов экземпляров. На данный момент (2013 год) «Ровесник» является популярным ежемесячным журналом о музыке, шоу-бизнесе, новинках кино, видеофильмах, образовании, отдыхе и развлечениях, выходящий тиражом 30 000 экземпляров.
Специализация и тематика В Советском Союзе, существуя под эгидой ЦК ВЛКСМ и КМО СССР, «Ровесник» писал на уникальные тогда для советской молодёжи темы — такие, как рок-музыка, жизнь и культура зарубежной молодёжи. Среди постоянных рубрик: что говорят… что пишут… микрорецензии на новые кинофильмы рецензии на новые музыкальные альбомы Доска объявлений Имеет несколько приложений: журнал постеров «Все звёзды» (с 1995 года), журнал для девушек «Штучка» (с весны 1996 года). С 2001 года издаются также лицензионные журналы комиксов.
«Рок-энциклопедия „Ровесника“» В 1980 -х и 1990 -х годах в «Ровеснике» публиковалась «Рок-энциклопедия „Ровесника“» (РЭР) — практически первый опыт рок-энциклопедии на русском языке. Писал её Сергей Кастальский, и в каждом номере публиковались несколько статей энциклопедии, в алфавитном порядке. Вся «Рок-Энциклопедия» Кастальского была издана книгой в 1997 году. Всего в ней содержится 1357 статей о рок-музыке, 964 иллюстрации, 210 обзоров альбомов, 49 статей о музыкальных стилях, дискографии, тексты песен[1]. В созданном в 1990 году журнале «Мы» известный рок-журналист А. Бурлака пытается повторить успех «РЭР» и пишет собственную энциклопедию[2].
КОНЕЦ