СОЗНАНИЕ (часть I) План: 1. Проблема сознания в философии и науке. II. Общеприродные и биологический предпосылки возникновения сознания. 1. Общая характеристика. 2. Отражение как атрибут материи. 3. Отражение и информация. 4. Биологическое отрамсение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных. III. Труд, общение и язык — социальные детерминанты сознания. IV. Общественно-историческая сущность сознания. 1. Общая характеристика. 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
• Вопрос 1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ. • — Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии. • —Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции • специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности, • Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско- мировоззренческую основу.
• Серьезный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики. • Однако центральный вопрос философии — это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека. • -Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условием его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.
• Сознание есть особая форма отражения, регуляции управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения Сознание отражает и творит мир: • = оно является общественным продуктом; возникает развивается только в совместной деятельности людей; участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определенные нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания к специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.
• Вопрос 2. ОБЩЕПРИРОДНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ • 1. Общая характеристика. • —В изучении вопроса о сознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические, психологические процессы у высших животных и человека). • Необходимые биологические предпосылки возникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.
• Ученые биологи дали научное объяснение химической природе нервного возбуждения. Были открыты ДНК и РНК' и исследована их роль в наследственности и белковом обмене. • Благодаря созданию новых направлений в биологии таких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т. д. ученые пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являються свойствами лишь части живой материи—общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи. • — Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т. д. ), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени. Таким образом, в живой природе существуют лишь предпосылки сознания. А переход предпосылок к самому сознанию — это переход от биологической формы отражения к социальной.
• 2. Отражение как атрибут материи. • а) В основе фундамента всей материи лежит свойство всеобщности отражения, которое определяется универсальностью материального взаимодействия: • все объекты, явления, процессы объективно существуют в материальном мире и постоянно взаимо действуютмежду собой; в результате этого взаимодействия они изменяются; • — каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на другие, вызывает в них определенные изменения и оставляет «долю воздействия» в том объекте, на который он влияет и таким образом запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, способность материальных явлений, систем воспроизводить в стих свойствах особенности других явлений и есть всеобщее свойство материи — отражение. Отражение присутствует в любом процессе взаимодействия, а следовательно и всякое взаимодействие включает в себя момент отражения.
• б) Отражение является одной из сторон взаимодействия. Оно является фундаментальным свойством самой материи. • — Любые формы и виды отражения сознания возникают в рамках взаимодействия материальных образований и систем разных уровней развития. • — Отражение в гносеологическом смысле есть способность получения адекватных действительности образов. Эта способность зарождается у животных и достигает наивысшего проявления у человека. Таким образом, для исследования отражения необходим генетический и исторический подход. Если рассматривать понятие отражения как эффекта материальных взаимодействий, то необходимо обращать внимание на развитие конкретных форм и видов отражения, их совершенствование. Из всеобщего понятия отражения можно вывести конкретные формы отражения материи.
• 3. Отражение и информация. • а) Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий называется информационным. Результаты внешних воздействий несут определенную информацию об окружающей среде. • —Информацию можно рассматривать, как свойство явлений быть побудителем известных действий в окружающем мире. • —Для возникновения информационног отображения необходимо существование материальных систем, активно строящих свое движение во внешнем мире: = возможностью построения движения обладают лишь некоторые виды материальных систем; = эти системы обладают способностью активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения.
• В процессе информационного отражения внешнее воздействие оказывает влияние на состояние системы косвенно, в результате приведения в активное состояние программы построения движения, заложенной в материальной системе. • —Способность отражающей системы использовать внешнее воздействие для ориентации системы определяет информационно-сигнальный характер внешнего воздействия. • б) Материальные системы, способные к информационному отражению, обладают избирательностью и опережающим характером. Такая система относится к миру избирательно в плане активного построения своих отношений с внешней средой, используя факторы, служащие для ее самосохранения и развития, и отталкивая дестабилизирующие факторы: • —Свойство избирательности может выступать как генетическая предпосылка оценочной функции сознания при развитии информационного отражения в формах психики и сознания.
• Системы, использующие информационное отражение, всегда предваряют результаты событий Соответственно, они и ведут себя, ориентируясь на эти результаты. • в) Выделяют следующие типы отражения: • отражение в неживой природе; • отражение в живой природе; • —в неживой природе существует простейшее отражение, связанное с материальными взаимодействиями. А в живой природе оно является предпосылкой видов отражения более высоких уровней.
• г)В информационном отражении выделяют следующие виды: • —раздражимость простейших одноклеточных животных и растений; • —возбудимость нервных тканей; • —психическое отражение. • 4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость. • - Раздражимость — способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. (Например, амеба сжимается при воздействии на нее укола. ) Реакция организма на раздражение происходит за счет энергии самого организма. В раздражимости присутствует признак информационных воздействий.
• Вторым фактором, характеризующим розвитие форм отражения, является чувствительность -способность к ощущению. Чувствительность присуща только животному миру. Она есть: способность реагировать как на биологически значимые факторы, так и на биологически нейтральные. (Например, если питательные веществ; находятся в освещенной части бассейна, то амеб; будет двигаться именно туда. Свет - это сигнал несущий информацию о пище, он и является ощущением. ) • —Важное значение ощущения для организма заключается в мобилизации его возможностей для осуществления адекватного действия.
• Таким образом, в механизме отражения возрастает роль отражения внутренней работы организма, и отражение связывается с формирование структуры, ответственной за него нервной ткани. Отражение на основе нервной системы получило название нейрофизиологического и является дальнейшим этапом развития информационного отражения.
• Активность на уровне раздражимости обеспечивает активность организма, направленную на поиск пищи, а нейрофизиологическое отражение дает возможность осуществлять сложные схемы, предусматривающие дифференциацию последовательности действий. • —Исходя из научных концепций в процес се взаимодействия с внешней средой организм активно реализует внутреннюю программу. В ее основе нейрофизио-легические структуры, хранящие «видовой опыт» данного организма. • —Нейрофизиологические исследования показывают, что наличие нервной системы позволяет организму строить поведение и осуществлять его с помощью установок, вытекающих из жизненного опыта. • —Процесс отражения у существ с нервной системой заключается в активной внутренней работе по формированию схемы повеления.
• _ Отражение есть диалектическое единство противоположностей — воздействие внешней среды и реализация внутренних целей при построении адекватной системы поведения. • Такая диалектика находит полное проявление на стадии психического отражения, которая присуща только развитым живым существам со сложной нервной системой. То есть, психика есть только там, где есть нервная система. • б) Процесе отражения у живых органи змов с нервной системой осуществляется в ситуациях двух различных типов: • у живого организма ресурсы ображена внешней действительности достаточны для решения задач; в этом случае отражения заключается в мобилизации уже существуют, программ действий;
• у живого организма ресурсы отражения внешней действительности недостаточны для решения задач; эта ситуация встречается гораздо чаще первой; В ней субъект задерживает автоматическое реагирование и переходит к обследованию реальной ситуации: = она активно мобилизует все имеющиеся ресурсы отражения • = эта внутренняя работа направляется обследованиемситуаций, предполагающих ориентировку. Такая ориентировка является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.
• Вопрос 3. ТРУД, ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЗНАНИЯ. • а) Универсальной, всеохватывающей материальной формой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты. • —Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства. • —Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя. • —История материального производства — это история развития сознания в вещественной форме.
• б) Процесс развития сознания как социокультурного явления тесно связан с развитием языка. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для нас самих действительное сознание» . • Однако вместе с разговорным языком сознание может выражаться в материальных явлениях иного рода, которые так же приобретают знаковую функцию. • Материальное явление выполняет знаковую функцию в случае выражения некоторого содержания сознания, становится носителем социальной информации. В этом случае данное явление приобретает смысл.
• Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культури будет восприниматься как обычный. • —Разпичной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, но в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще. • —При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающий определенное содержание сознания, носит идеальньй характер. • Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в зтой области и воплотить в реальность.
• Идеальность образов имеет специфическое значение, вьыражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры. • Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей єсть необходшюе условие ее организации и воспроизводства.
• Вопрос 4. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ • 1. Общая характеристика. • На аиализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философскомеюодологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. • — Этим способом бытия являєшся практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу» , человеческую сферу обитания, орудия й средства производства, что и является содержанием общественной природи сознания. • —Процесе возникновения сознания связан с формированием культури на основе практически преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.
• Оснований общественной природм человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры. • —При социальном розвитий человечества внутренней основой зтого развития выступает исторически создавшееся й развивающееся содержание сознания. • Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно єсть процесс социальный.
• 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания. • а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядов, интересов, змоциональных й психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности. • б) Индивидуальное сознание включает самосознание — процесе осознания человеком самого себя. • в) Общественное сознание — зто совокупность идей, теорий й взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность — человеческое общество, природу. • — Главным обьектом отражения общественного сознания является общественное бытие людей.
• Общественное сознание заключает в себе различные формы; • = мораль; • = искусство; • = философию; • = религию; • = науки. • NВ: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную ироизводительную силу общества.
• г) Соотношепие общественного и ипдивидуального сознания єсть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества: • — общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мислить обладает лишь конкретная личность; • —в свою очереоь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественньм, поскольку каждьй человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не єсть нечто замкнутое; • —общественное и индивидуальное сознание едины. У них обший источник — бытие людей, єдиная основа — практика, одна форма, способ вираження — язык; — общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретних специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;
• индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции ми рассмотрели философские и научные аспекти сознания, методологические основи его исследования.