ЦИВИЛИЗАЦИЯ. АНДРЕЕВ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.pptx
- Количество слайдов: 16
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ Андрее в Вячеслав группа 6214
ПЛАН Введение 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ 2. 1 Постулаты В. Каволиса в общей теории цивилизации. 2. 2 Формативные типы сознания 3. СОВРЕМЕННЫК ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ 3. 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Н. ДАНИЛЕВСКОГО 3. 2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ О. ШПЕНГЛЕРА 3. 3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ А. ТОЙНБИ 3. 4. КОНЦЕПЦИЯ А. ШВЕЙЦЕРА 3. 5 ДИНАМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ В РАБОТАХ Л. ГУМИЛЕВА 3. 6 РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР. П. СОРОКИН. 4. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Список литературы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется: • — как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер); • — как ступень исторического развития (например, Л. Морган, О. Тоффлер); • — как синоним культуры (например, А. Тойнби); • — как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. Основные типы цивилизации: 1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования); 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ДВА ПОДХОДА: СТАДИАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ ПОДХОД Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии. 1. Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н. э. — 60— 80 -е гг. XVIII в. ). 2. Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — по треть XX в. ). 3. Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни). Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКЕ Типы цивилизаций Доля населения, % В Доля ВВП. % 1995 г 2010 г 2025 г Западная 13 11 10 47 46 43 Китайская 25 24 23 11 14 17 Исламская 14 18 21 11 12 15 Индуистская 15 16 17 2 1, 5 3 Латиноамериканская 9 10 9 8 8 9 Африканская 9 11 14 1 1 1 Православная 8 7 6 5 4 5 Японская 2 1. 5 1 8 8 8
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ • В западной цивилизации центральной проблемой является отношение индивида к социальному целому (по П. Абеляру) выражается преимущественно в более высоком значении индивидуальности, чем целостности • Если цивилизация содержит несколько регулирующих принципов, то важным вопросом становится их соотношение Может ли один принцип рассматриваться как возвышающийся и регулирующий процессы, воздействующие на другие принципы? Или же все регулирующие принципы могут рассматриваться как равноценные, один из которых будет наиболее влиятельным в той или иной сфере культуры в данное время. •
ПОСТУЛАТЫ В. КАВОЛИСА В ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Ви таутас Каво лис (1930 -1996) американский социолог литовского происхождения. Автор исследований по социологии цивилизаций, культуры и искусства. Первое важное положение Каволиса: цивилизация — это соединение духовных (символических) компонентов и определенных институтов. В рамках такого соединения существует значительное многообразие компонентов, уровней, которые необходимо учитывать для выяснения характера цивилизации. Предметом изучения становятся не только «выдающиеся» явления и личности, но и обыденные проявления культуры и события. Первая проблема — целостность и формы интеграции цивилизации, состоящей из разнородных элементов. Вторая проблема - объяснить происходящие в цивилизации изменения при сохранении ее общего облика Считает, что цивилизация представляет собой надличностное и надгрупповое начало, предстающееся как некоторая исторически изменяющаяся целостность. Регулирующим принципом должна выступать высокая идея.
ФОРМАТИВНЫЕ ТИПЫ СОЗНАНИЯ Архаическ ая структура сознания • Сохраня ется в глубинных значениях корневых слов и ассоциа циях Магическая структура сознания • восприяти е бытия вне простран ства и времени. Мифическая структура сознания • построенна я на временном измерении, душа представляе тся как путник, идущий сквозь время. Ментальная (рациональн ая) структура Понятие целенаправл енной мысли, индивидуальн ой воли и обязательной причинности Иинтегральная структура сознания, вырабатывает ся многообразие перспектив внешнего мира и восприятие его со всех возможных точек зрения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Н. ДАНИЛЕВСКОГО ДАНИЛЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822– 1885), русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист • Основной труд Данилевского, «Россия и Европа» , вышел в 1871 г, В нем он ищет ответ на вопрос почему Европа (и Запад) постоянно остаются враждебными России Ответ Данилевского заключается в том, что Европа и Россия относятся к разным мирам, чуждым по отношению друг к другу. • Другой обширный труд Данилевского, «Дарвинизм» , появился в 1885. и подвергает критике теорию Дарвина. Основные положения теории: • Западная цивилизация не имеет всеобщего характера, а является одной из великих цивилизаций • Формулирует принципы и закономерности, которые регулируют процесс возникновения, роста и упадка цивилизаций. • большинство цивилизаций являются созидательными только в одной или нескольких областях деятельности и ни одна из них не проявила свою всесторонность Осуществив свою творческую миссию, цивилизация обречена на умирание как целостный творческий организм. • положение о принципиальном несходстве России и Европы как культурно-исторических типов
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ О. ШПЕНГЛЕРА ШПЕНГЛЕР, ОСВАЛЬД (1880– 1936), немецкий философ и культуролог. В 1918 вышел первый том его труда Закат западного мира (Закат Европы). В этой работе Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций. Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурноисторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (грекоримской), магической (византийскоарабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско-сибирская. • основные концептуальные положения Шпенглера и Данилевского сходны во всех важнейших пунктах • мировая история это совокупность мировых культур. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии: детство, юность, зрелость и старость. Каждая культура имеет предназначение. Когда цели достигнуты, культура входит в свою последнюю стадию — стадию цивилизации. • Урбанизация, империализм, культ больших величин, жажда власти, классовая борьба, направленность на внешнее действие, а не на углубленную работу — вот дополнительные характеристики цивилизационной стадии по Шпенглеру.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ А. ТОЙНБИ • Рождение цивилизации происходит при ТОЙНБИ Арнольд Джозеф(1889 наличии двух условий: присутствие в 1975) – английский историк и данном обществе творческого социолог, разрабатывавший меньшинства и среды обитания. теорию цивилизаций. Основные труды – «Постижение истории» , • рост цивилизации — это постоянный процесс ее внутреннего само 2. Цивилизация перед судом определения и самовыражения, истории. М. , 1995; возвышение ее ценностей и усложнение Тойнби считал, что истинной ее аппарата и технологий областью исторического знания является не описание отдельных • Цивилизации гибнут не от внешнего врага. Стадия надлома характеризуется событий, сближенных в недостатком созидательной силы у пространстве или времени, не творческого меньшинства, отказом история государств или большинства подражать меньшинству, политических систем или же распадом социального единства. человечества в целом, а «цивилизация» в ее религиозных, • Выход из кризиса цивилизации — путь территориальных и политических преображения, перенос целей и ценхарактеристиках. ностей в сверхчувственное Царство Божие, рождение новой цивилизации, которая будет шагом вперед в вечном процессе восхождения человека к Сверхчеловеку
КОНЦЕПЦИЯ А. ШВЕЙЦЕРА Альберт Швейцер 1875 - 1965 немецкий теолог, философ, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии мира(1952), гуманист. Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни. Цивилизация по Швейцеру в общем смысле представляет собой сумму достижений во всех сферах творческой активности человека, поскольку она ведет к этическому совершенствованию индивида и общества. • идеализация этического начала. Моральный контроль над человеческими наклонностями гораздо более важен, чем контроль над природой • безусловная воля к жизни и почитание жизни является «сущностью цивилизации» • Основная причина упадка цивилизации, имеет этический характер. «Если этическое начало отсутствует, цивилизация рушится, даже если в других направлениях продолжается творческая (интеллектуальная) деятельность» , — считает А. Швейцер.
ДИНАМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ В РАБОТАХ Л. ГУМИЛЕВА Лев Никола евич Гумилёв (19121992) —советский и российский ученый, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, основоположник пассионарной теории этногинеза. Новая цивилизация появляется на свет и начинает развиваться благодаря «пассионарному толчоку. » . Некая область испытывает «мгновенное изменение энергетики» Люди, несущие высокий заряд этой энергии и способные передать ее по наследству (пассионарии), одержимы необоримой внутренней страстью. • из деятельности пассионариев рождаются новые стереотипы поведения, а следовательно, и новые этносы. Этносы, возникшие в результате пассионарного толчка, входят в один суперэтнос и сплавляются в единую цивилизацию. • Стадии этногенеза, то есть жизни суперэтноса, показаны Гумилевым как постепенное иссякание заряда пассионарности • Как О. Шпенглер, К. Тойнби, так и Л. Гумилев обращают огромное внимание на некоторый духовноэнергетический импульс, сказывающийся в динамике цивилизации.
РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР • цивилизация – это не культурная, а Питирим Александрович Сорокин (1889 -1968). социальная общность; культура является фундаментальный четырехтомный центральным ядром цивилизации, труд (1937— 1941 гг. ) «Социальная и основой ее организации и культурная динамика» — это, труд по функционирования. Фундаментом же истории и теории цивилизаций культуры служат ценности (преимущественно древних • продукты цивилизаций и их базовые средиземноморских и европейской). ценностные установки переходят в более В нем впервые широко использованы поздние культурные системы. количественные методы измерения • выступал против утверждений об различных сторон социокультурной органическом и стандартном пути динамики цивилизаций за два с развития цивилизаций. Их жизненный путь половиной тысячелетия их многовариантен. Некоторые «проходят существования. Завершающие только один цикл возникновения — штрихи в теории цивилизаций существования — гибели, в то время как Питирима Сорокина содержатся в другие проходят через несколько волн его монографии 1964 г. «Главные роста и упадка, расцвета и увядания, а тенденции нашего времени» (The некоторые временно распадаются, чтобы Basic Trends of Our Times), изданной в возродиться впоследствии» . России в 1997 г.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. МИРОСИСТЕМНЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД Сторонники миросистемного подхода, формирующегося в 60 -е гг. 20 в. , доказывают, что среди современных цивилизаций уже нет действительно самобытных обществ, не затронутых взаимодействием и существует единая мировая цивилизация. Начавшись с создания единой мировой экономики, далее процесс мировой интеграции затронул унификацию политической и правовой структур Центральное место в миросистемной теории отводится экономическим и политическим факторам, а культурное взаимодействие имеет второстепенный характер. Сторонники цивилизационного подхода делают акцент на самобытности и разделенности культурных суперсистем. Они считают, что мировую цивилизацию можно понимать только как полицивилизационное взаимодействие, при котором не происходит синтеза базовых ценностных структур, определяющих своеобразие цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Библиотека Гумер — Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов И. Н. Ионов Рождение теории локальных цивилизаций и смена научных парадигм // Образы историографии : Сб. . — М. : РГГУ, 2001. — С. 59 -84. — ISBN 5 -7281 -0431 -2. Библиотека Гумер — П. Сорокин. О КОНЦЕПЦИЯХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ. Сравнительное изучение цивилизаций Семёнов Ю. И. Философия истории. — С. 174— 175 Кузык Б. Н. , Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. — Т. 1. — С. 47 -48 Яковец Ю. В. Становление постиндустриальной цивилизации. — М. , 1992. — С. 2 Фролов Э. Д Проблема цивилизаций в историческом процессе // Вестник Санкт. Петербургского университета. Серия 2: История. — 2006. — № 2. — С. 96 -100. Сорокин П. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика. Сравнительное изучение цивилизаций : Хрестоматия / Коллект. автор, Ерасов, Борис Сергеевич. — М. : Аспект Пресс, 1999. — 556 с. — 5000 экз. — ISBN 5 -7567 -0217 -2 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. 3. Возрасты этноса. Л. , 1979. С. 143 -147. Шпенглер сегодня. Spengler heute. Sechs Essays mit einem Vorwort von Hermann Lubbe. Munchen, 1980. Обзор этой работы, выполненный И. Н. Ионовым, см. в сб. «Современные теории цивилизаций» (М. , 1995). Аверинцев С. С. О. Шпенглер//Философская энциклопедия. М. , 1970. Т. V. С. 519. См. также: Аверинцев С. С. Морфология культуры О. Шпенглера//Вопросы литературы. 1968. № 1. Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. , 1992