Современные концепции воспитания.pptx
- Количество слайдов: 25
Современные концепции воспитания
Рассмотрим вопросы: 1. Идея системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова). 2. Идея формирования образа жизни, достойного человека (Н. Е. Щуркова).
Вопрос 1. Идея системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова).
Актуальность проблемы Современная педагогика ищет новые парадигмы воспитания. В настоящее время научное сопоставление педагогических систем и теорий имеет две главные функции: 1. Состоит в получении эмпирических данных и теоретической информации; 2. Состоит в обеспечении переноса опыта.
Проблему рассматривали: Караковский Владимир Абрамович Новикова Людмила Ивановна Надежда Егоровна Щуркова Селиванова Наталья Леонидовна
Основные позиции: В совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни. Развитие личности не загнано в «ложе социального заказа» , а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека. Самого индивида мыслят творцом самого себя, своих обстоятельств.
Понятие «воспитание» рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание – это часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Излагая свое понимание воспитания и его сущность, В. А. Караковского, Л. И. Новикова и Н. Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития.
В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении 5 воспитательных задач: 1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира; 2. Формирование гражданского самосознания; 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4. Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности; 5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я» , помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции р принципов воспитательного процесса: • Личностный подход в воспитании; • Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе; • Средовой подход в воспитательной деятельности; • Дифференцированный подход к воспитанию; • Природосообразность воспитания; • Культуросообразность воспитания; • Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В. А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Вопрос 2. Идея формирования образа жизни, достойного человека (Н. Е. Щуркова).
Это концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге « Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника» .
Профессор Н. Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания: 1. это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. 2. моральная составляющая цели воспитания: Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. 3. творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.
Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания — истина, добро и красота.
Основополагающие принципы по Н. Е. Щурковой: 1) принцип ориентации на социальноценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности.
Рассмотрим 3 основные направления воспитательного процесса по Н. Е. Щурковой :
1. Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям. Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.
Н. Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания: 1. обнаружение ценности; 2. предъявление социально-культурной ценности; 3. находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении; 4. упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте; 5. постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
2. Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком.
3. Этическое воспитание, при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика» , ученик принимается учителем «равным себе» : не равным по опыту жизни, уровню образования и т. п. , а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников: 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, внешнего портрета, статуса в коллективе. 2. Опора на наличные достоинства личности. 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.
Логика автора такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.
за бо е. си и а п ан С м ов! ни ех в сп У