Лекционная презентация по философии Социальная философия 2.ppt
- Количество слайдов: 36
Современное информационное общество
Концепции постиндустриального общества • • • Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество» Э. Тоффлер «Третья волна» У. Ростоу «Стадии экономического роста» Смена общественных «волн» или «стадий экономического роста» : аграрное – индустриальное – постиндустриальное общество.
Информация • Информация это • принимаемые и • передаваемые • сведения, • сохраняемые • различными • источниками.
Виды информации • Текстовая • Графическая • Звуковая • Количество информации это • мера уменьшения • неопределенности • некоторой ситуации.
Свойства информации • • Точность Объективность Ценность Полнота Актуальность Достоверность Доступность
Пути развития и распространения информации : • • • 1. От алфавита - к книгопечатанию ( Гутенберг – создатель первого «информационного производства» ). 2. Радио и кинематограф (Попов, братья Люмьеры создатели и популяризаторы символической экранной информации научного и художественного творчества). • 3. Информационная революция электронного века • (создание информационно-коммуникационных • технологий). Всеобщая включенность в события, происходящие в масштабах мира (М. Мак-Люэн: электронные коммуникации воссоздают «глобальную деревню» ).
Кибернетическая концепция информации • • • Информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира, в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств (Норберт Винер).
Д. Белл • Американский • социолог, создатель • теории «постиндустриального общества» : • именно компьютер • • • является символом и одновременно материальным носителем технологической революции, коренным образом • трансформирующим • общество.
Постиндустриальное – информационное общество • Информационная • цивилизация: • основой экономики становится • не производство • товаров (индустрия), а производство знаний и информации.
О. Тоффлер • Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и существования • которой лежит особая • нематериальная • субстанция, условно • именуемая • «информацией» , • обладающая свойством • взаимодействия как с • духовным, так и с • материальным миром • человека.
О. Тоффлер об информационном обществе • • • Информация формирует материальную среду человека (компьютерные программы, информационные технологии). • Информация • определяет • материальное бытие человека. • • Информация– основное средство межличностных отношений и взаимодействия с духовным миром человека. Информация определяет социокультурную и духовную жизнь человека.
Основные признаки информационного общества • • • • Формируется единое мировое информационное пространство. Быстро развиваются науки и высокие технологии. Возрастает роль информативно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства. Появляется рынок информации и знаний. Производство товаров уступает развитию сферы информации, знаний и услуг. Новые технологии используются во всех областях социальной жизни и деятельности. К управлению обществом приходят профессионалытехнократы.
Информационное общество • Информационное – общество с развитыми • информационными • технологиями. • Информационная • техника - среда • обитания человека, человек – часть • технологического • процесса.
Человек в информационном обществе • • Повышается уровень образования, научно-технического и культурного развития. Повышается уровень благосостояния и комфорта.
Виртуализация реальности Хозяин Сети • Меняется образ жизни и модель поведения • человека: • Дополнение реальной • жизни и деятельности • новыми возможностями. • Существование • действительности и виртуального мира.
Контрасты виртуализации реальности Хозяин Сети Раб Сети • • • • • • Увеличение количества и повышение качества получаемой информации. Расширение личных контактов и связей. Укрепление личностной автономии. Повышение креативных способностей личности. Увеличение количества и понижение качества получаемой информации. Сокращение или утрата личных контактов в реальной действительности. Утрата личностной автономии (виртуальное поглощение личности). Снижение креативных способностей личности.
Медиаэтика • • • Исследует особенности воздействия информационных средств и технологий на моральное сознание и поведение личности.
Принципы медиаэтики • • • 1. Принцип сохранения свободного выбора в передаче информации. Критическая дистанция по отношению к информационным средствам может быть оправдана только при сохранении свободного выбора: обратиться к информационным средствам или отказаться от медиальных устройств.
Принципы медиаэтики • • • 2. Принцип дозирования медиасредств. Медийные средства должны принципиально дозироваться, применяться без одностороннего предпочтения.
Принципы медиаэтики • 3. Принцип критичности и избирательности • в использовании • медийной информации. Пространство медиа • представляет собой • своеобразный • неструктурированный архив современности, • который стихийно • пополняется разнородной информацией различной • степени достоверности.
Принципы медиаэтики • 4. Принцип личностной автономии. Следует • укрепить автономию • человека по отношению к медийному средству • в работе с новыми • информационными • технологиями. • Необходимо помочь • человеку сохранить чувство реальности, творческую • индивидуальность • и моральные устои.
Принципы медиаэтики • 5. Принцип • медийной • интеграции. • • • Медийные средства необходимо использовать в их генетической взаимосвязи. Новые медийные возможности можно постичь только в контексте со старыми.
Духовно-нравственный кризис • Плюральный прессинг различных моральных норм и ценностей: • одобряются обществом одни нормы и ценности • применяются в • социальной практике • другие.
Нормативно-ценностный плюрализм • • В ситуации нормативно-ценностного плюрализма человек утрачивает определённость в выборе линии нормативного поведения: он путается в многообразии противоречивых моральных установок и не знает, «что такое хорошо и что такое плохо» на данный момент.
Моральная амбивалентность личности • Двойная мораль: зная о моральных нормах и • правилах, человек • следует • или не следует им.
Моральная поливалентность личности • • Хаотическое смешение разноуровневых аксиологических ориентиров и стандартов в личностной ценностной системе.
Контрастные социальные и нравственные стандарты • • • Равноправно функционируют в рамках нормативноценностной системы современного российского общества на разных уровнях социальных взаимодействий (в семье, школе, вузе, на производстве, • в политике, в бизнесе, искусстве и др. ).
Аксиологирческая маргинализация личности • «Маргиналы подошли. • Рассказали, как росли: • Как лечил их • киллер-врач • И учил учитель-рвач» • ( Верба)
Нравственная маргинальность • • • Состояние «МЕЖДУ» разными ценностями и нормами. Где граница, где различие Между нормой и обычаем? Между волей и терпением? Между дураком и гением? Балансируем над бездною Между нищетой и бедностью Между сильными и слабыми Между феями и бабами… ▫ (Верба)
Моральная дистанцированность личности • • • Снижение или нивелирование реальной значимости нравственных категорий.
Моральная континуальность • • строгое, последовательное и обязательное соблюдение моральных норм, вне зависимости от обстоятельств. дискретность • • фрагментарное, ситуативное соблюдение моральных принципов и норм.
Моральная дискретность личности
Духовно-нравственный иммунитет • • Л. Х. Газгиреева: Достижение «экзистенциального равновесия» - • сохранение духовно • нравственного • иммунитета.
Повседневный гуманизм • • • Н. И. Лапин: ценность достойной жизни в своей стране с ее традициями; взаимопомощь, забота о молодом и старшем поколении; спокойная совесть, стремление к добру и правде.
Задание 1. Перспективы развития современного общества. 2. Человек информационной эпохи: Проблемы иварианты их решения.
Спасибо за внимание!
Лекционная презентация по философии Социальная философия 2.ppt