КОНЦЕПЦИЯ. КЗФ и СЗФ. Апория преемственности.ppt
- Количество слайдов: 8
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВВЕДЕНИЕ (материалы для курса лекций) материалы к лекциям не являются авторским курсом; они имеют, по преимуществу, компилятивный характер; содержательной основой данных материалов служит, прежде всего, курс СЗФ под общ. Ред. Т. Г. Румянцевой (2000; 2009); средства визуализации (портреты, рисунки, схемы и т. п. ) заимствованы, как правило, из Wikipedia (см. : http: //en. wikipedia. org) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЛОСОФИИ Слушателям ФЭ и ФУ предлагается курс, состоящий из двух «частей» : 1) Семинары: «История философии от древности до Нового и новейшего времени (VI в. до н. э. – 1 -я пол. XIX в. )» ; 2) Лекции: «Современная европейская (западная) философия (сер. XIX - 2 -я пол. XX вв. )» . Примечание: История философии (семинары) изучается в хронологическом порядке и (основываясь на представлениях об историческом методе, полученных бакалаврами в рамках школьной программы) по преимуществу самостоятельно. Современная западная философия (лекции) изучается в ретроспективном порядке – от рассмотрения проблем, характерных для конца XX в. к проблематике нео. Гегельянства и нео. Кантианства, понимаемых как «пограничные» направления, репрезентирующие предметнологическое «сочетание» классической (КЗФ, в частности, философских систем Г. Гегеля и И. Канта) и современной (СЗФ) культурно-философских парадигм. Цель изучения курса философии: Основываясь на представлениях об основных содержаниях историко-философской традиции (семинары) и современных философских концепций (лекции), рассмотреть апорию преемственности, которая результируется радикальным отторжением философской традиции (КЗФ) со стороны ведущих представителей СЗФ.
Периодизация как проблема историко-философской науки. КЗФ и СЗФ: апория преемственности. И. Кант и неокантианство • • Иммануи л Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апр. 1724, Кёнигсберг, Пруссия - 12 февр. 1804, там же) - нем. философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. К. прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума» , 1781; «Критика практического разума» , 1788 г. ; «Критика способности суждения» , 1790 г. ) I этап (до 1770) — К. разрабатывал естественнонаучные проблемы: космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности ( «Всеобщая естественная история и теория неба» , 1755 г. ); идею генеалогической классификации животного мира, т. е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; идею естественного происхождения человеческих рас; роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (с 1770) - вопросы гносеологии (процесса познания), метафизические проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
КЗФ и СЗФ: апория преемственности. И. Кант и неокантианство • • • Для «критического» периода в творчестве И. Канта характерно одно непременное требование: каждое философское исследование надо основывать на критике. Таким образом, разработке проблематики философии, морали и т. п. должна предшествовать гносеология (критическое исследование познавательных способностей). Философия К. является критической философией или критицизмом. Понятие «критика» в системе Канта обозначает: 1) точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания; 2) исследование границ, дальше которых (в силу устройства самого нашего сознания) не может простираться компетенция разума. Метод проверки познавательных способностей и есть критический метод (по определению Канта, - «трансцендентальный метод» ). Суть критического метода не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов - априорных (вне-опытных или до-опытных) условий возможности познания.
КЗФ и СЗФ: апория преемственности. И. Кант и неокантианство • • • Основной вопрос для Канта: как возможно получение нового знания? Кант формулирует его следующим образом: как возможны априорные синтетические суждения т. е. те суждения, которые расширяют наше знание и, в то же время, обладают искомым статусом общезначимости. Будучи идеалом всякого знания, такие суждения не могут быть однако получены из опыта, а только - из чистого разума, априори. Именно априорные формы - пространство и время - придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям. Главной целью философии Канта становится ответ на вопрос: благодаря чему и в какой мере можно достичь познания предметов посредством чистого разума? Этику Канта следует рассматривать и как результат, и, одновременно, как исходный пункт его теоретической философии, т. к. именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Главными в этике для Канта было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков, зла и несправедливостей. В этике, как и в гносеологии, К. занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, т. е. независимых от смены общественных состояний, прогресса и т. д. законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей. В роли главного такого закона К. формулирует так называемый категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка: поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать основой всеобщего законодательства.
КЗФ и СЗФ: апория преемственности. И. Кант и неокантианство • • • Неокантианство - одно из ведущих направлений философии нач. 20 в. Понятие «неокантианство» окончательно оформилось у Отто Либмана в его книге «Кант и его эпигоны» (1865). Целеполагание в неокантианстве может быть описано посредством двух максим: «Необходимо вернуться к Канту» (О. Либман) и «Понять Канта значит выйти за пределы его философии» (В. Виндельбанд). С одной стороны, неокантианство ставит своей задачей переосмысление содержания и метода кантовского мышления; с другой, неокантианцы подчеркивают систематическую взаимосвязь кантовских «Критик» и распространяют кантовский критический взгляд в направлении трансцендентальной философии культуры. Переосмысление содержания философии Канта предполагало также филологическое исследование текстов, которое в 1894 увенчалось выходом инициированного В. Дильтеем и Э. Целлером академического издания работ, писем, лекций и рукописного наследия И. Канта. Гарантией новых исследовательских результатов послужил, основанное в 1897 г. X. Файхингером, «Kant-Studien» . Неокантианство берет начало в теоретико-познавательном обосновании научного познания. Особое значение придавалось трансцендентальному методу, который понимался лишь аналитически - в связи с вопросом об условиях возможности понимания уже имеющихся фактов. Для большей части представителей неокантианства речь шла о критико-метафизической позиции, направленной, особенно, против кантовского учения о «вещи в себе» .
Периодизация как проблема историко-философской науки. КЗФ и СЗФ: апория преемственности Г. Гегель и неогегельянство • • Георг Вильгельм Фридрих Ге гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 авг. 1770, Штутгарт - 14 нояб. 1831, Берлин) - нем. философ, один из творцов нем. классич. философии и романтизма. В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве это природа; самораскрытие во времени - история. В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…» ; а также - метод исследования, противоположный метафизике.
КЗФ и СЗФ: апория преемственности. Г. Гегель и неогегельянство • • В "Феноменологии духа" (1807), Гегель формулирует основную идею своей философии - идею Абсолютного духа - как бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания. Здесь Гегель наметил трехчленное деление своей системы: 1) Абсолютный дух, как он существует «в себе» или «идея в себе» (Логика); 2) Дух в своем «инобытии» , как он является чем-то внешним «для себя» , в качестве природы (Натурфилософия); 3) Дух, достигший себя «в себе и для себя» и завершивший свое необходимое развитие (Философия духа). "Феноменология духа" - это учение о знании, которое должно подняться от обыденного сознания до философии. Это возвышение сознания, понимаемое как гносеологическая необходимость, вынуждающая мышление подниматься со ступени на ступень до самоуспокоения в философской точке зрения; также это возвышение сознания как путь, проходимый с психологической необходимостью каждым индивидуальным сознанием, представляющем несовершенное обнаружение мирового духа. Духовное развитие индивида воспроизводит все ступени самопознания мирового духа, начиная с самого примитивного предметного сознания и кончая абсолютным знанием, т. е. знанием всех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития.
КЗФ и СЗФ: апория преемственности. Г. Гегель и неогегельянство • • • Неогегельянство - собирательная характеристика философских течений в Германии, Италии, Франции, англосаксонской культуре и Нидерландах, которые существовали на рубеже 19 -20 вв. и опирались на философию Гегеля. В настоящее время в качестве неогегельянства рассматривают неопрагматическое (хронологически соответствующее развитию прагматизма после «лингвистического поворота» в аналитической философии второй пол. 20 в. ) истолкование философии Гегеля, для которого, как и для неопрагматизма в целом, характерно смещение фокуса исследований со структуры речевых высказываний к практической функции речи. Критическое рассмотрение философии Гегеля в Германии (в отличие от других стран) являет собою важный поворотный момент. Возникшие на волне индустриальной революции прагматические настроения привели как к широкой маргинализации идеалистического системного мышления, так и к релятивистскому историзму. Впервые позитивное истолкование философия Гегеля получила у В. Дильтея. В свою очередь, В. Виндельбанд обращается к ранним теологическим работам. В итоге гегелевская философия не предстает более как рационалистическая метафизика и оказывается полезной для философии культуры, т. к. в таком виде не составляет конкуренцию господствующему в это время неокантианству. Для неогегельянства характерно переключение внимания с системнометафизических моментов (концентрации на феноменологии и философии объективного духа) на проблему удовлетворения «мировоззренческого голода, охватившего молодое поколение» (В. Виндельбанд).