Скачать презентацию СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ СЗФ ВВЕДЕНИЕ материалы для курса Скачать презентацию СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ СЗФ ВВЕДЕНИЕ материалы для курса

Лекция 15. КЗФ и СЗФ.ppt

  • Количество слайдов: 16

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СЗФ): ВВЕДЕНИЕ (материалы для курса лекций)* Примечание*: материалы к лекциям не СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СЗФ): ВВЕДЕНИЕ (материалы для курса лекций)* Примечание*: материалы к лекциям не являются авторским курсом, они имеют, по преимуществу, компилятивный характер; содержательной основой данных материалов служит, прежде всего, курс СЗФ под общ. ред. Т. Г. Румянцевой (2000, см. также редакцию 2009 г. ). Лекция 15 Классическая (КЗФ) и современная (СЗФ) западная (европейская) философия: проблемы преемственности и развития 1

Вопросы: 1. Становление и теоретические рамки СЗФ. 2. Классика - Неклассика – Постнеклассика: исторические Вопросы: 1. Становление и теоретические рамки СЗФ. 2. Классика - Неклассика – Постнеклассика: исторические формы философствования в рамках западной (европейской) философии (ЗФ). 3. КЗФ и СЗФ: два типа философствования. 4. Плюрализм СЗФ. 2

Литература: • • Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т. Г. Литература: • • Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. - Мн. : Высшая школа, 2000. Современная западная философия: Учеб. пособие / В. Л. Абушенко, А. Ю. Бабайцев, И. М. Боков, Е. Н. Вежновец, и др. ; Под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – 2 -е изд. - Мн. : Книжный дом, 2009. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М. : Научный мир, 2000. Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебник. - М. : Высш. шк. , 2001. Современная западная философия: Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. - 2 -е изд. - М. : ТОН – Остожье, 1998 (3 -е изд. - 2009). История философии: Запад – Россия – Восток. - В 4 кн. - Кн. 4. Философия XX в. - М. , 1999. Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4 т. - Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб. , 1997. 3

Вопрос 1. Становление и теоретические рамки СЗФ • СЗФ - многоуровневая и сложно организованная Вопрос 1. Становление и теоретические рамки СЗФ • СЗФ - многоуровневая и сложно организованная интеллектуальная традиция, включающая в свою структуру совокупность различных духовных феноменов, направлений и периодов становления современной философской мысли. • Процесс становления СЗФ может быть разбит на три этапа: во-первых, развитие европейской философии в неокантианстве и концепциях Ф. Ницше, Ф. Брентано, В. Дильтея, О. Шпенглера (последняя треть XIX–нач. XX вв. ); во-вторых, развитие европейской философии в философском творчестве Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. -П. Сартра и представителей аналитической программы (2 -я – 3 -я четверти XXв. ); в-третьих, развитие европейской философии в рамках новейших философских систем деконструкции (производное от понятия «деструкция» М. Хайдеггера - отрицание традиции в истолковании ИФ; Д. означает понимание посредством разрушения стереотипа и включения в новый контекст (!)) и шизоанализа (здесь психическое уподобляется производству – «машины желания» ; противопоставление психоанализу, репрессирующему желания; нельзя сводить либидо только к семейным инвестициям, угнетая инвестиции социального поля). Данные системы на рубеже XX – XXI вв. выступают под покровительством постмодернизма (присущая Новому европейскому времени модернистская вера в прогресс и разум замещается интерпретативным мышлением; хронологически близок Первой мировой войне), «постфилософии» (понятие, синонимичное постмодернизу, определение эпохи «конца философии» , радикальной самотрансформации понятий классической философии) и т. п. доктрин. 4

 • • Формирование СЗФ в качестве самостоятельного феномена происходит в процессе непрерывного «трехфазного» • • Формирование СЗФ в качестве самостоятельного феномена происходит в процессе непрерывного «трехфазного» перехода: первая фаза - концептуальное неприятие оснований классического философствования; вторая фаза - радикальное отвержение КЗФ; третья фаза - создание философских проектов постмодернистского типа. Многие представители СЗФ, например, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж. Деррида, традиционно определяли эвристические (творческие) возможности собственной философской позиции не столько на пути поисков абстрактной истины, сколько в опыте преодоления основ философских систем классического типа. 5

Вопрос 2. Классика - Неклассика – Постнеклассика: исторические формы философствования в рамках западной (европейской) Вопрос 2. Классика - Неклассика – Постнеклассика: исторические формы философствования в рамках западной (европейской) философии (ЗФ) Критериями различения форм современного философствования в рамках ЗФ в целом служат: а) ряд парадигмальных установок, априорных презумпций и абстракций, определяющих специфику проблемной сферы философского знания; б) формальные способы организации философского знания; в) стиль мышления и типы философской рациональности; г) трактовка базовых философских концептов, познавательных процедур и т. п. 6

2. 1. Философская «классика» как исторически первая форма философской мысли Нового и новейшего времени 2. 1. Философская «классика» как исторически первая форма философской мысли Нового и новейшего времени • • Под классической философией (КЗФ) традиционно понимается подчеркнуто рациональная, универсальная ориентация и стилистика философского мышления, характерная для философии XVII – первой трети XIX вв. Более того, даже творчество ряда мыслителей более позднего периода, явно выпадающих из традиции КЗФ, таких как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и др. , также основывается на категориально-понятийном каркасе философского классицизма. Например иррационализм С. Кьеркегора сложился в границах тотального противопоставления его позиции панлогизму философской системы Г. Гегеля, выражающей принципы КЗФ, но иррационализм С. Кьеркегора, попрежнему, несвободен от классических рационалистических схем. 7

 • • КЗФ присуща строгая приверженность метафизической проблематике, т. е. поискам подлинной сущности, • • КЗФ присуща строгая приверженность метафизической проблематике, т. е. поискам подлинной сущности, конечных субстанционалистских оснований сущего и т. п. КЗФ всегда выступала как метафизика. Метафизика же видит мир единым, устойчивым и целостным. Метафизика стремится возвыситься над множественностью вещей и явлений и увидеть их единство; она ориентируется на постижение предельных оснований и фундаментальных структур реальности, на поиск таких знаков реальности, которые бы позволяли адекватно ее реконструировать. Не случайно М. Хайдеггер определял КЗФ как традицию западной метафизики. 8

2. 2. Философская «неклассика» как первая форма современной философской мысли • • Отрицание метафизики. 2. 2. Философская «неклассика» как первая форма современной философской мысли • • Отрицание метафизики. В отличие от КЗФ, для «неклассики» как исторической версии СЗФ характерна принципиально антиметафизическая установка. Антиметафизическая установка выражается через утверждение идей исчезновения реальности и утверждение ее принципиальной недоступности. Считается, что реальность есть не более чем симуляция, заслоняющая действительный мир различными образами. В итоге, «неклассика» как версия СЗФ приходит к утверждению о том, что принципиальное разграничение между видимостью и реальностью отсутствует. В рамках неклассической версии СЗФ метафизика рассматривается как традиция, исчерпавшая свои возможности, окончательно утратившая философскую респектабельность. 9

 • • • Самосознание и самоосмысление нового движения в рамках СЗФ, условно квалифицируемого • • • Самосознание и самоосмысление нового движения в рамках СЗФ, условно квалифицируемого как «неклассика» , датируется последней третью XIX в. , и начинается, по сути, с содержательно-аксиологического дистанцирования, «отталкивания» от классики. Это «отталкивание» постепенно приобретает форму радикального отвержения предшествующей философской традиции. Позднее, на этапе «постнеклассики» начинается переход к жесткому, постмодернистскому натиску на сами основания классического понимания природы философского знания. 10

 • • • Повторим: наглядной иллюстрацией тезиса «радикального отвержения предшествующей философской традиции» со • • • Повторим: наглядной иллюстрацией тезиса «радикального отвержения предшествующей философской традиции» со стороны «неклассики» и, тем более, «постнеклассики» , является то, что современные философы вообще часто определяют свои достижения через их отношение к предшественникам, а не через собственное отношение к Истине (Ф. Ницше, М. Хайдеггер и др. ). Иными словами, современные философы заботятся не столько о продолжении общего дела мысли, сколько о ниспровержении всего того, что было до них. Именно через этот разрыв с предшествующей традицией, целесообразнее всего выявить парадигмальные установки как классического, так и неклассического типов философии. 11

2. 3. Философская «постклассика» как вторая форма современной философской мысли • • В XX 2. 3. Философская «постклассика» как вторая форма современной философской мысли • • В XX в. , ближе к его завершению, в традиции «постнеклассики» начинает культивироваться идея об исчезновении и принципиальной недоступности реальности, о симуляции реальности при помощи различных образов, о невозможности разграничения между видимостью и реальностью, о знаковотекстовой организации мира. В «постнеклассической» философии метафизика не только остается главным объектом критики, но выпады против метафизики, в последней трети XXв. , становятся особенно резкими и радикальными. 12

 • • • В рамках «постнеклассики» метафизика лишается ее традиционных априорных, трансцендентальных гарантий • • • В рамках «постнеклассики» метафизика лишается ее традиционных априорных, трансцендентальных гарантий и критериев, а, вместе с тем, и статуса дисциплины оснований. Тем самым, «постнеклассика» провозглашает и обосновывает принципиально новый предмет философской рефлексии. Как подчеркнет Ю. Хабермас, в лице постметафизического мышления философия «оперирует другим понятием мира» , а, точнее, оперирует самим жизненным миром как сферой повседневной самопонятности, интуитивного, дотеоретического знания. Постнеклассика отбрасывает попытки реконструировать имманентный смысл мира в рамках его единой целостной модели. Она навсегда разрушает миф о единстве мира и разума. Как напишет М. Фуко - представитель философской постнеклассики: «За вещами находится не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути или что они были выстроены из чуждых им образов» . 13

Вопрос 3. КЗФ и СЗФ: два типа философствования • • КЗФ опиралась как на Вопрос 3. КЗФ и СЗФ: два типа философствования • • КЗФ опиралась как на презумпцию тождества бытия и мысли, так и на принцип тождества мысли и языка. Язык в рамках КЗФ выступает как посредник между мышлением и миром. Язык здесь – это подконтрольное субъекту средство исследовательских и логических процедур, инструмент отображения мира с помощью представлений. Но на рубеже XIX – XX вв. язык осознается иным образом – как самодостаточный феномен (М. Хайдеггер: «Язык говорит человеком» ; «Язык – дом Бытия» ). Отсюда, формирование представлений о мире начинает пониматься как результат функционирования и употребления грамматических структур языка. Таким образом, на рубеже XIX – XX вв. происходит лингвистический поворот от философии сознания к философии языка, а философия из мышления в понятиях (КЗФ) превращается в мышление посредством пониманий (СЗФ), каждое из которых представляет форму опыта. 14

Вопрос 4. Плюрализм СЗФ • • Таким образом, неклассическая философия (которую зачастую и называют Вопрос 4. Плюрализм СЗФ • • Таким образом, неклассическая философия (которую зачастую и называют «современной западной философией» ) - это глубоко противоречивое эклектическое духовное образование, состоящее из крайне разнородных, порой несопоставимых, а иногда и прямо противоположных другу направлений. Прежде всего, это касается методологической ориентации СЗФ (философской «неклассики» и «постнеклассики» ) – множественность ее подходов может быть определена как «методологический плюрализм» . В предметном же отношении СЗФ объединяет только принципиальный разрыв с КЗФ. 15

 • • • На рубеже XX-XXI вв. философия уходит от попыток систематизации мира • • • На рубеже XX-XXI вв. философия уходит от попыток систематизации мира или научных дисциплин; избегает проектов преобразования социальной действительности, обращаясь к повседневной жизни, ее смыслам и ценностям. Инновационный характер современных социокультурных перемен привел к деконструкции всего теоретического наследия философской классики, к изменению тематики философии, самого стиля и типа философского дискурса. Отказываясь от претензий на обладание абсолютной истиной, философия 2 -й пол. XX – нач. XXI вв. отказывается от попыток быть орудием власти – как демократической, так и тоталитарной. В этом смысле, СЗФ имеет выраженно диалогический и плюралистичный характер. 16