Скачать презентацию Современная западная философия Современная западная философия 1 Скачать презентацию Современная западная философия Современная западная философия 1

8.Современная западная философия.ppt

  • Количество слайдов: 28

Современная западная философия Современная западная философия

Современная западная философия 1 Иррационализм 2 Прагматизм 3 Позитивистская философия 4 Махизм 5 Неопозитивизм Современная западная философия 1 Иррационализм 2 Прагматизм 3 Позитивистская философия 4 Махизм 5 Неопозитивизм 6 Постпозитивизм 7 Герменевтика 8 Структурализм 9 Постструктурализм 10 Феноменология 11 Экзистенциализм 12 Теория психоанализа З. Фрейда 13 Неотомизм Вернуться к оглавлению

q 1. Иррационализм (от лат. itrationalis — неразумный, бессознательный): В широком смысле обозначение идеалистического q 1. Иррационализм (от лат. itrationalis — неразумный, бессознательный): В широком смысле обозначение идеалистического философского течения, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия; 2. В узком смысле — общее название для ряда различных философских концепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение» , воображение, «бессознательное» , инстинкт и т. п. q Выделяются три основные группы иррационалистических концепций и школ: 1) первая связана с констатацией ограниченности буржуазно просветительского «рассудка» и попытками вырваться за его пределы; 2) вторая связана с реакцией на гегелевскую диалектику (с констатацией ограниченности идеалистического способа обоснования рационализма вообще); 3) третья связана с реакцией на марксизм (с констатацией понимания материалистической диалектики как единственного научного мышления). q Особые трудности для классификации представляет первая группа иррационалистических школ и концепций. Представители этой группы: Б. Паскаль(1623 1662), КГ. Гаман (1730 1788), Ф. Г. Якоби (1743 1819) имели склонность к теологическому решению проблемы веры и знания. Это было обусовлено их неспособностью сформулировать данную проблему в ее собственно философских понятиях и категориях, не прибегая при этом к религиозным представлениям. Так, философию Ф. Г. Якоби отличают два момента: а) усмотрение несостоятельности логического мышления в том, что оно может постичь только обоснованное и обусловленное; б) выведение божественного откровения из неспособности логического мышления дедуцировать эмпирически чувственное бытие. q Во второй группе различаются три направления: 1) объективно идеалистическое (Ф. В. Й. Шеллинг (1775— 1854), А. Шопенгауэр (1788 1860) и Э. Гартман (1842 1906)); 2) субъективно идеалистическое (С. Кьеркегор (1813 1855)); 3) релятивистское (Ф. Ницше (1844 1900), В. Дилътей (1833 1911), А. Бергсон (1859 1941)); и основоположники прагматизма Ч. С. Пирс (1839 1914) и У. Джеймс (1842— 1910). q К третьей группе относят современный экзистенциализм, современный прагматизм, «философию жизни» , бергсонианство и русский иррационализм Н. Бердява (1874 1948), Л. Шестова (1866 1938), Н. Лосского (1870 1965), С. Франка (1877 1950) и др.

ПРАГМАТИЗМ (от феч. слова «прагма» — дело, действие) — субъективно идеалистическое философское учение. Возникло ПРАГМАТИЗМ (от феч. слова «прагма» — дело, действие) — субъективно идеалистическое философское учение. Возникло в 70 х гг. XIX в. в США и получило наибольшее распространение в XX в. в период до Второй мировой войны. Прагматизм — сциентистское направление в философии Представители Чарльз Пирс (1839 1914) Труды: «Закрепление верования» (1877), «Как сделать наши идеи ясными» (1878) Уильям Джеймс (1842 1910) Джон Дьюи (1859 1952) Труды: «Основы психологии» (1890), «Воля к вере» (1897), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Прагматизм» (1907) и др. Труды: «Опыт и природа» (1925), «Логика: теория исследования» (1938), «Единство науки как социальная проблема» (1938) и др. (все го 30 книг и 500 научных статей)

Общая характеристика прагматизма q. Рассматривая прежнюю философию как созерцательную и абстрактную (не имеющую связи Общая характеристика прагматизма q. Рассматривая прежнюю философию как созерцательную и абстрактную (не имеющую связи с реальной жизнью), прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии» : философия не должна "заниматься решением проблем бытия, познания, нахождением абстрактной истины и т. п. ; она призвана обеспечить выработку общей методологии, общего метода, арсенала конкретных средств для решения тех проблем, которые встают перед людьми в процессе их практической деятельности (разрешать «проблематические ситуации» ). Поэтому к социальным идеям, научным концепциям, моральным нормам и т. п. следует подходить «инструментально» , т. е. с точки зрения их практической пользы, выгоды и удобства для достижения наших целей. Такой подход определяет и этические ценности то, что полезно, что приносит успех, — то и нравственно. q. Центральным понятием прагматизма является «опыт» , который трактуется в духе субъективного идеализма. Прагматизм отождествляет объективную реальность с «опытом» , который не сводится к чувственному восприятию, а понимается как «все, что переживается в опыте» (Д. Дьюи), т. е. как любое содержание сознания, как «поток сознания» (У. Джеймс). Функция мысли — не в познании, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс) или для решения «проблематической ситуации» (Д. Дьюи). Понятия, идеи, теории, создаваемые в процессе опыта, лишены объективного содержания. Они не являются отражением объективной реальности, а представляют собой лишь инструменты, орудия или планы действия. Поэтому ставить вопрос об истинности идей нужно не в смысле их соответствия действительности, а в смысле их работоспособности. Истинность идеи — это ее полезность. Теория истины — основа обоснования религиозной веры: «. . . гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно. . . » (У. Джеймс)

ПОЗИТИВИСТСКАЯ философия (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) возникла на традициях английской школы ПОЗИТИВИСТСКАЯ философия (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) возникла на традициях английской школы классического индуктивизма и явилась продолжателем эмпирико индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии — проблема взаимоотношения философии и науки, методологии и гносеологии; ее основной принцип — знание может быть получено лишь как результат научных исследований специальных наук и их синтетического объединения, а философия как особая наука не имеет права на самостоятельное существование. Философия должна быть освобождена от научных черт и опираться только на достоверное научное знание. Позитивизм как самостоятельное сциентистское направление в философии сложился в 30 е годы XX в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку обосновывал тезис о том, что наука — не сущность предметов, а только явления.

Основные этапы развития позитивистской философии Классический позитивизм Первый этап открывается философией Огюста Конто (1798 Основные этапы развития позитивистской философии Классический позитивизм Первый этап открывается философией Огюста Конто (1798 1857) и его французских соочественников и последователей — Жозефа Эрнеста Ренана (1823— 1892) и Эмиля Литтре (1801— 1881). В Англии основоположниками были Джон Стюарт Миллъ (1806— 1873) и Герберт Спенсер (1820— 1920); в Германии — Якоб Молешотт (1822— 1893), Эрнст Геккель (1834— 1919); в Италии — Роберто Ардиго (1828 1920); в России В. В. Лесевич (1837 1905) и др. Махизм, или эмпириокритицизм Вторая историческая форма позитивистской философии появляется в конце XIX в. Представители: Эрнст Мах (1838 1916) и Рихард Авенариус (1843 1896) Неопозитивизм Третья историческая форма позитивистской философии начинается с 20 х го дов. XIX в. Третий этап иногда называют «аналитической философией» . Представители: Мориц Шлык (1882 1936), Рудольф Карнап (1891 1970), Ханс Рейхенбах (1891 1953), Людвиг Витгенштейн (1889 1951) и др. Постпозитивизм Четвертая историческая форма позитивистской философии относится ко вто рой половине. XX в. Представители: Каря Поппер (1902 1994), Имре Лакатос (1922— 1974), Томас Кун (род. 1922) и др.

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — направление в философии и науке, представители которого ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — направление в философии и науке, представители которого единственным источником достоверного знания считают частные науки. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 1857) французский философ, один из основоположников социологии. Главное произведение О. Конта — шеститомный труд «Курс позитивной философии» (1830— 1842). Большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли: Джон Стюарт Милль (1806— 1873) Герберт Спенсер (1820 -1903) Основные черты классического позитивизма Позитивизм утверждает примат науки: нам известно лишь то, что сообщают науки. «Наука сама себе философия» — вот суть позитивизма.

МАХИЗМ (или эмпириокритицизм) — вторая форма позитивизма, которая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих МАХИЗМ (или эмпириокритицизм) — вторая форма позитивизма, которая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих предшественников. Эрнст Мах (1838— 1916), его работы — «Механика. Историкокритический очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Познание и заблуждение» (1905); Рихард Авенариус (1843— 1896), его работы — «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (1888— 1890), «Человеческое понятие о мире» (1891).

Основные черты махизма и эмпириокритицизма Махизм как учение требует очистить естественно научное мышление от Основные черты махизма и эмпириокритицизма Махизм как учение требует очистить естественно научное мышление от «метафизики» (философии) с ее «мнимыми проблемами» . Э. Мах утверждает, что он стоит на почве опыта и что его эмпирическая точка зрения «совершенно исключает все метафизические вопросы» . Существуют только, по его мнению, «естествен но научная методология и психология познания» . Сводя философию к «психологии познания» , Э. Мах вслед за И. Кантом утверждает, что познанию доступна не сущность вещей, а только их явления. Отрицая объективность вещей, Э. Мах становится на позиции субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма, сводивших мир к ощущениям субъекта.

Неопозитивизм НЕОПОЗИТИВИЗМ ( «логический атомизм» , «логический позитивизм» , «логический эмпиризм» , «логический анализ» Неопозитивизм НЕОПОЗИТИВИЗМ ( «логический атомизм» , «логический позитивизм» , «логический эмпиризм» , «логический анализ» , «аналитическая философия» и т. д. ) — третья форма Позитивистской философии. В узком смысле слова неопозитивизм – это логический позитивизм 30 х гг. XX в. , в более широком — вся совокупность позитивистских течений 20 60 х гг. XX в.

Общая характеристика неопозитивизма Особую роль в возникновении и формировании неопозитивизма сыграли Б. Рассел английский Общая характеристика неопозитивизма Особую роль в возникновении и формировании неопозитивизма сыграли Б. Рассел английский логик, математик и философ работы: «Логическая конструкция мира» (1928), «Философия и логический синтаксис» (1935) и др. Л. Витгенштейн австрийский философ работа «Логико-философский трактат» (1921)

Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке» , который образовался в начале 20 Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке» , который образовался в начале 20 х годов под руководством М. Шлика. В кружок входили Р. Карнап, Ф. Франк, Ф. Вайсман, О. Нейрат, Г. Хан и др. Значительное влияние на участников кружка оказал Л. Витгенштейн.

Наряду с «Венским кружком» и берлинским «Обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30 х Наряду с «Венским кружком» и берлинским «Обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30 х годах возникли Группа «аналитиков» в Англии (А. Айер, Дж. Райл и др. ), Львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский). С 40 х гг. в XX в. на континенте, а в Англии и ранее, неопозитивизм стал называться философией анализа. У истоков аналитической философии стояли Дж. Мур и Б. Рассел. В последующем неопозитивизм выступает в двух основных разновидностях: «лингвистический анализ» в Англии и «аналитическая философия» в США.

Неопозитивизм исходит из того, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические Неопозитивизм исходит из того, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Поскольку философия не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем частные науки, то ее задача состоит в логическом анализе тех положений науки, в которых может быть выражено наше знание о мире.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ — является модификацией неопозитивизма. В центре его внимания развитие форм науки и ее ПОСТПОЗИТИВИЗМ — является модификацией неопозитивизма. В центре его внимания развитие форм науки и ее готовых результатов, анализ научного значения как социальной деятельности и др. В нем различают два основных направления: критический рационализм и историко-социологическое направление. Представители первого направления: К. Поппер, Дж. Агасси, Д. Уоткинс, Г. Альберт, Г. Ленк; второго – И. Лакатос, Т. Кун, Л. Лаудан, П. Фейерабенд и др.

Общая характеристика постпозитивизма Основателем критического рационализма принято считать Карла Поппера(1902— 1994). Его основные работы: Общая характеристика постпозитивизма Основателем критического рационализма принято считать Карла Поппера(1902— 1994). Его основные работы: «Логика и рост научного знания» (1934— 1935), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное познание» (1972), «Нищета историцизма» (1945) и др. Своей главной задачей К. Поппер считает отделение научного знания от метафизического, ненаучного. Для решенияэтой задачи необходимо определить, что есть истина, но логически невероятная истина, имеющая большую объяснительную силу. В науке должны быть смелые предположения, даже такие, которые затем могут оказаться ложными.

Герменевтика ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. , букв. - разъясняю, истолковываю) - искусство и теория истолковывания текстов. Герменевтика ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. , букв. - разъясняю, истолковываю) - искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность герменевтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772 -1829) и разработана Ф. Д. Э. Шлейермахером (1768 -1834). В философии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире человеческого духа.

Ганс Георг Гадамер (род. 1900) Джанни Ваттимо (род. 1936) Поль Рикер (род. 1913) Луиджи Ганс Георг Гадамер (род. 1900) Джанни Ваттимо (род. 1936) Поль Рикер (род. 1913) Луиджи Парейсон (1918 -1991) Эмилио Бетти (1890 -1968)

Структурализм СТРУКТУРАЛИЗМ — сциентистская концепция, которая в центр Своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур Структурализм СТРУКТУРАЛИЗМ — сциентистская концепция, которая в центр Своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как лингвистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д. Общая характеристика структурализма Структурализм — собирательное название комплекса направлений в гуманитарном знании, возникших в 20 -х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, истории, эстетике и т. д. ) и объединяемых стремлением к обнаружению и содержательному описанию структуры исследуемых объектов.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — плюралистическое направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 70— 80 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — плюралистическое направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 70— 80 е годы XX в, в форме критики, преодоления структурализма или его «второй волны» Общая характеристика постструктурализма q Постструктурализм выражает общее состояние духовной культуры западного «общества — падение престижа науки, утрата веры в социальный прогресс, дегуманизация общественных отношений q Постструктурализм выступает концептуальной, философской основой постмодернизма. Мир постструктурализма — это мир «поверхностей» , игра частностями, перебор культурных вариантов предшествующих эпох, синтезируемых в постмодернизме. q. Философы постмодернисты (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийара, Ж. Батай, Р. Рорти и др. свели на нет прежнюю философскую проблематику: единого, сущего, объекта, истины, соответствия реальных свойств и характеристик окружающего мира содержанию нашего сознания, логическим и языковым формам и т. д. Философия более не решает никаких онтологических, гносеологических проблем, не ставит вопрос о человеке, смысле его существования и т. л. Философия — форма интерпретации; разум — интерпретативный посредник между различными областями культуры.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч. букв. — учение о феноменах): 1) философская дисциплина, 2) идеалистическое философское направление. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч. букв. — учение о феноменах): 1) философская дисциплина, 2) идеалистическое философское направление. Основоположник и глава феноменологической школы в философии Эдмунд Гуссерль (1859 1938). Основные труды: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (1931) и др.

Феноменология Э. Гуссерля q. Суть учения Э. Гуссерля сводится к трем идеям: 1) философия Феноменология Э. Гуссерля q. Суть учения Э. Гуссерля сводится к трем идеям: 1) философия не имеет никакого отношения к внешнему миру; ее область — «трансцендентальный мир чистого сознания» ; ее предмет — явления (феномены) сознания; 2) эти феномены - не психологические явления, а некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, не зависящие от индивидуального сознания, но находящиеся в нем; 3) эти сущности не познаются рассудком, й созерцаются в акте интуиции. q. Феноменология Э. Гуссерля есть форма психологического самонаблюдения, интроспективного психологического анализа, исследования логической ступени познания. Феномен Гуссерля как бы абсолютизирует логическую ступень познания; в действительности же Э. Гуссерль берет от этой ступени лишь форму, заполняя ее иррациональным содержанием.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. слова existentia — существование), или «философия существования» . Это иррационалистическая философия, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. слова existentia — существование), или «философия существования» . Это иррационалистическая философия, главным предметом которой стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. В 20 70 е годы XX в. экзистенциализм стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе и США Общая характеристика экзистенциализма q. Экзистенциализм не является академической концепцией, его основная тема — человеческое существование, судьба личности в современном мире, утрата и обретение смысла жизни, проблема внутреннего выбора, проблема одиночества, проблема поиска человеком своего места в этом мире, проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая подавляет его личность) и т. п. q. В философии экзистенциализма различают два направления: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло Понти). Деление это несколько условно, так как важный мотив экзистенциалистического творчества — признание того, что Бог умер, сопровождается утверждением невозможности жизни без Бога (М. Хайдеггер, А. Камю). q. Экзистенциализм объявляет предметом философии бытие, которое понимается как человеческое существование, как экзистенция. Постижение бытия возможно через проникновение в наше «существование» . Последнее не поддается рациональному познанию, а только иррациональному постижению. Изначальное и подлинное бытие — переживание (переживание существования) постижимо в моменты глубоких потрясений (страх смерти и т. п. ). Только тогда человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. Существо экзистенции: рождение, смерть, любовь, отчаяние, раскаяние и т. д. Свобода, согласно экзистенциализму, — это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. По Ж. П. Сартру, быть свободным значит быть самим собой. Согласно Г. Марселю и К. Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. q Социально политические позиции у представителей экзистенциализма различны. Политическая ориентация Г. Марселя и К. Ясперса носила либеральный характер, а М. Хайдеггера — консервативный. Концепции Ж. П. Сартра и А. Камю оказали влияние на социально политическую программу движения «новых левых» (культ насилия, свободы, перерастающий в произвол).

q. Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии — Мартин Хайдеггер (1889 1976), Карл Ясперс q. Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии — Мартин Хайдеггер (1889 1976), Карл Ясперс (1883 1969), во Франции Габриэль Mapсель (1889 1973 гг. ), Жан-Поль Сартр (1905 1980), Альбер Камю (1913 1960) и др. , в Италии — Никола Аббаньяно (род. 1901), в США — Джон Уалъд (род. 1902), Пауль Тиллих (1886 1965), в России Лев Шестов (1866— 1938), Николай Бердяев (1874— 1948). «Философия существования» — преемница философии А. Бергсона; исходные идеи заимствованы у С. Кьеркегора, метод взят у Э. Гуссерля.

ПСИХОАНАЛИЗ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы ПСИХОАНАЛИЗ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце XIX — начале XX вв. Зигмундом Фрейдом (1856— 1939). Основные работы: «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Клинические случаи» (1924), «Неудовлетворенность цивилизацией» (1929) и др.

Теория психоанализа 3. Фрейда q. Австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд открыл принципиально иной, Теория психоанализа 3. Фрейда q. Австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд открыл принципиально иной, чем известный раньше, вид бессознательного, который не охватывается сознанием и в то же время определяет его, а следовательно, всю жизнь человека. Бессознательное, по его мнению, не порождается бытием, а само есть бытие. Это принципиально новая реальность со своими формами функционирования, своим языком, отличным от языка сознания. q. На первом этапе развития психоанализа (конец 90 х начало 1900 х гг. ) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло позднее. q. Присутствие бессознательного определяет несколько структур внутреннего мира человека. Первая психическая структура — «Оно» есть безличная, всецело бессознательная часть психики; это резервуар психической энергии. Эта часть психики лишена контактов с окружающим миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой; она сама есть бытие. Вторая психическая структура «Я» (Ego) является посредником между «Оно» и внешним миром, влечением и удовлетворением. Эта часть психики сдерживает иррациональные импульсы «Оно» с помощью различных защитных механизмов. Третья психическая структура — «Сверх-Я» (Super Ego) формируется в результате интроекции социальных норм и выступает как источник моральных установок индивида. Эта часть психики функционирует в основном бессознательно, проявляясь в сознании как совесть. q. Психика подчинена двум принципам: реальности и наслаждения. Первым принципом руководствуется сознание, вторым — бессознательное. Блокировка агрессивных интенций человеческой природы происходит посредством вытеснения культурой сексуальных побуждений из естественного русла. Такое вытесение ведет к сублимации, т. е. переключению энергии с социально и культурно неприемлемых (низших) целей на более высокие цели (идеалы), что становитя источником высокой культуры и величайших культурных достижений. Следовательно, не человек выводится из культуры, а культура выводится из человека (из психических, бессознательных влечений).

Неотомизм Представители: Жак Маритен (1882 -1973), Этьен Жильсон (1884 -1978), Альберт Швейцер (1875 -1965) Неотомизм Представители: Жак Маритен (1882 -1973), Этьен Жильсон (1884 -1978), Альберт Швейцер (1875 -1965) и др. • Основные черты: Основная проблема томизма — доказательство бытия Бога в мире — дополняется проблемой бытия человека. • Основная идея - гармоническое единство веры и знания, религии и науки, признание двух истин: истины разума и истины веры. • С 1879 г. до II Ватиканского собора (1962 -1965)-официальная доктрина католической церкви. Вернуться к оглавлению