Презентация(Философия).pptx
- Количество слайдов: 13
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ • Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности • Студент: Эмин Мамедов • Группа: 524, 6 • Факультет: Энергетика
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ • СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНОЕ, НО РАЗНОРОДНОЕ ЦЕЛОЕ. ИЗУЧАЮЩЕМУ ФИЛОСОФИЮ СЛЕДУЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЭТОЙ РАЗНОРОДНОСТИ. НЕДОСТАТОЧНО ЗНАТЬ ТОЛЬКО ОДНО ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО В ТАКОМ СЛУЧАЕ ТЕРЯЮТСЯ ДОСТОИНСТВА ДРУГИХ ВОЗЗРЕНИЙ. ОДНИ ФИЛОСОФЫ УДАЧНЕЕ РЕАЛИЗУЮТ НАУЧНУЮ, А ДРУГИЕ ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ИЛИ МОРАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ СТОРОНУ ФИЛОСОФИИ. УЖЕ В ЭТОМ ОТЧЕТЛИВО ДАНА РАЗНОРОДНОСТЬ ФИЛОСОФИИ.
• ЕЩЕ ОТЧЕТЛИВЕЕ НА РАЗНОРОДНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ УКАЗЫВАЕТ НАЛИЧИЕ ПЯТИ ГЛАВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ. В АНГЛИИ, США, СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ ДОМИНИРУЕТ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, В КОТОРОЙ ПЕРВОСТЕПЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ АНАЛИЗУ ЯЗЫКА, ЛОГИКИ. В ГЕРМАНИИ – СТРАНЕ, ГДЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ, ДОМИНИРУЮТ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕРМЕНЕВТИКА. ВО ФРАНЦИИ И США БОЛЬШЕ ЧЕМ В ДРУГИХ СТРАНАХ СТОРОННИКОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ПОЛУЧИЛ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ И ВО ФРАНЦИИ.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ» направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего с ознания и выделение в нём сущностных черт.
ГЕРМЕНЕВТИКА» -искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности
ПОСТМОДЕРНИЗМ» -обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ» • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ЕГО НАЗВАНИЕ ПРОИСХОДИТ ОТ НЕМЕЦКОГО “EXISTIEREN” И ФРАНЦУЗСКОГО “EXISTER” – СУЩЕСТВОВАТЬ, И ОБРАЩЕНО НЕ К ВЫЯСНЕНИЮ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, А К ЕГО ПОВСЕДНЕВНОМУ БЫТИЮ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ВЗГЛЯНУЛ НА ЧЕЛОВЕКА КАК ПЕРЕЖИВАЮЩЕЕ, СТРАДАЮЩЕЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ СВОБОДНОГО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА СВОИ ПОСТУПКИ. СВОБОДА, СМЕРТЬ, СТРАХ, ОДИНОЧЕСТВО – ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА. К ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМУ ОТНОСЯТ РАЗНЫХ АВТОРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ М. ХАЙДЕГГЕР, К. ЯСПЕРС, А. КАМЮ, Ж. -П. САРТР. ВСЕ ОНИ В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОПИРАЛИСЬ НА ФЕНОМЕНОЛОГИЮ Э. ГУССЕРЛЯ
§ Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность» , познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции» , то есть некой иррациональной реальности.
§ Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию» , человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким» . Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция ( «экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
§ Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами» . Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект» . В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. § В экзистенциализме, согласно Р. Мею, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. § Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой
ЗНАЧЕНИЕ СТРАХА» § На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх (или тревога) — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. § Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён. § Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины.
ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА» § Принципы экзистенциализма. § Применительно к человеку, его существование предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. (Некоторые экзистенциалисты отвергают долговременное обретение сущности: для них, обретаясь, она сразу отчуждается. ) § Существование человека — это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа» , а как «свобода выбора» , которую никто не может отнять у человека. Как правило, люди избегают осознавать, что они свободны, предпочитая жить "как заведено в мире", неподлинно. § Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нем. § Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть. (Тем не менее, разные экзистенциалисты по-разному
НА ЭТОМ У МЕНЯ ВСЁ, БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ.
Презентация(Философия).pptx