Тема 4 Западная и отечественная философская антропология.pptx
- Количество слайдов: 20
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ПЛАН 1. 2. 3. Основоположники современной философской антропологии. Концепция М. Шелера. Проект русского космизма
КАНТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ «Антропология с прагматической точки зрения» (1798) Итоговая проблеме «Что есть человек? » , «…ибо он для себя своя последняя цель» . «теоретическое мироведение» : знание родовых признаков людей посредством «многообразных знаний вещей» , таких как «животные, растения, минералы» . «физиологическое человековедение» исследует «то, что делает из человека природа» «прагматическая» антропология исследует то, что человек, «как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» «Прагматической» антропология «становится лишь тогда, когда изучает человека как гражданина мира» . Предмет философской антропологии: фундаментальное теоретическое постижение деятельности человека, реализующего зрелость своего самосознания.
А. Н. РАДИЩЕВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) человек не может быть средством для кого бы то ни было; быть гражданином мира можно только будучи патриотом своей Отчизны. «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792 -1796): «Итак исшел на свет совершеннейший из тварей, венец сложений вещественных, царь земли, но единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему, не токмо зверю, птице, рыбе, насекомому, черепнокожному, полипу, но растению, грибу, мху, плесне, металлу, стеклу, камню, земле. Ибо сколь ни искусственно его сложение, изначальные части его следуют одному закону с родящимися под землею. Если кристалл, металл или другой какой-либо камень образуется вследствие закона смежности, то и части человека составляющие, тому же следуют правилу» .
Макс Ше лер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен — 19 мая 1928, Франкфурт-на. Майне) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.
ОСНОВНАЯ РАБОТА ШЕЛЕРА Не успел закончить работу над сводной работой «Сущность человека, новый опыт философской антропологии» ( «Философская антропология» ), сжатым изложением которой послужил доклад «Положение человека в Космосе» (1927) / Пер. А. Филиппова // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. — М. : Прогресс, 1988. .
ТРИ КРУГА ИДЕЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ОБРАЗОВАННОГО ЕВРОПЕЙЦА Представления иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении; Греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия об его особом положении; Представления современного естествознания: человек – достаточно поздний итог развития Земли.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ СУЩЕСТВУЮТ ТРИ НЕ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ. ЕДИНОЙ ИДЕИ ЧЕЛОВЕКА У НАС НЕТ. ВСЕ ТРИ КРУГА ИДЕЙ ПОДОРВАНЫ НИКОГДА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕК НЕ СТАНОВИЛСЯ НАСТОЛЬКО ПРОБЛЕМАТИЧНЫМ ДЛЯ СЕБЯ, КАК СЕГОДНЯ
ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ ШЕЛЕРА ДАТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СРАВНЕНИИ С ЖИВОТНЫМ И РАСТЕНИЕМ; РАСКРЫТЬ ОСОБОЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК» ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ЕСТЕСТВЕННОЙ СИСТЕМАТИКЕ: ЭТО СЛОВО ОБОЗНАЧАЕТ ОСОБЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. КОТОРЫМИ ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ КАК ПОДРУППА РОДА ПОЗВОНОЧНЫХ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ; СУЩНОСТНОЕ ПОНЯТИЕ: НЕЧТО СТОЛЬ СОВЕРШЕННО ИНОЕ, ЧТО ПРЕДЕЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНО ПОНЯТИЮ ЖИВОТНОГО
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРАВОМЕРНО ЛИ СУЩНОСТНОЕ ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕТЕНЗИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, НЕСРАВНИМОЕ С ДРУГИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ. НЕОБХОДИМО РАССМОТРЕТЬ ВСЕ СТРОЕНИЕ БИОПСИХИЧЕСКОГО МИРА, СТУПЕНИ ПСИХИЧЕСКИХ СИЛ И СПОСОБНОСТЕЙ, ПОСТЕПЕННО ВЫЯВЛЕННЫХ НАУКОЙ.
ПСИХИЧЕСКОЕ = ЖИВОЕ ГРАНИЦА ПСИХИЧЕСКОГО СОВПАДАЕТ С ГРАНИЦЕЙ ЖИВОГО ВООБЩЕ: УЧЕНИЕ О ТОМ. ЧТО ПСИХИЧЕСКОЕ НАЧИНАЕТСЯ ТОЛЬКО ЛИШЬ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ «АССОЦИАТИВНОЙ ПАМЯТИ» ИЛИ ТОЛЬКО НАЧИНАЯ С ЖИВОТНЫХ, ИЛИ ДАЖЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЯ С ЛЮДЕЙ (ДЕКАРТ), ОКАЗАЛОСЬ ЛОЖНЫМ. НО ПРИПИСЫВАТЬ НЕОРГАНИЧЕСКОМУ ПСИХИЧЕСКОЕ БЫЛО БЫ ПРОИЗВОЛОМ.
СУЩНОСТНО-ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО - САМОДВИЖЕНИЕ - САМОФОРМИРОВАНИЕ - САМОДИФФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ - САМООГРАНИЧЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ОБЛАДАЮТ ДЛЯ СЕБЯ- И ВНУТРИ-СЕБЯ-БЫТИЕМ, В КОТОРОМ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ САМИ СЕБЕ
НИЖНЯЯ СТУПЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЧУВСТВЕННЫЙ ПОРЫВ: В НЕМ ЕЩЕ НЕ РАЗДЕЛЕНЫ «ЧУВСТВО» И «ВЛЕЧЕНИЕ» , КОТОРОЕ ВСЕГДА ОБЛАДАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ «НА» ЧТО-ТО БЕЗОБЪЕКТНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ И БЕЗОБЪЕКТНОЕ СТРАДАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СИЛОВЫХ ПОЛЕЙ И ЦЕНТРОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ТЕЛ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ДУШЕВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ РАСТЕНИЯМ, НО СВОЙСТВЕННАЯ И ЖИВОТНОМУ И ЧЕЛОВЕКУ
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ИНСТИНКТ – ВЕСЬМА СПОРНОЕ, ТЕМНОЕ ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ И СМЫСЛУ СЛОВО ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ДОЛЖНО БЫТЬ СМЫСЛОВЫМ И ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ СЕБЯ ЛИБО ДЛЯ ДРУГИХ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ В НЕКОТОРОМ РИТМЕ, Т. Е ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ, ЧАСТИ КОТОРОЙ ОБУСЛОВЛЕНЫ ОНО РЕАГИРУЕТ ЛИШЬ НА ТАКИЕ ТИПИЧНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ ЗНАЧИМЫ ДЛЯ ВИДОВОЙ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ОСОБОГО ОПЫТА ИНДИВИДА
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕТ У РАСТЕНИЙ ЭТО СВОЙСТВО ЖИВОГО СУЩЕСТВА, ПОВЕДЕНИЕ КОТОРОГО ПОСТЕПЕННО МЕНЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ БОЛЕЕ РАННЕГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРИЧЕМ СТЕПЕНЬ ОСМЫСЛЕННОСТИ НАХОДИТСЯ В СТРОГОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧИСЛА ОПЫТОВ ОСНОВУ ВСЕЙ ПАМЯТИ СОСТАВЛЯЕТ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОРГАНИЧЕСКИ СКОВАННЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ВОЗНИКАЕТ СПОСОБНОСТЬ К ВЫБОРУ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, А ЗАТЕМ – СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДПОЧТЕНИЮ БЛАГ ИЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ СОРОДИЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗМНОЖЕНИЯ (ЗАЧАТКИ ЭРОСА)
ПЯТАЯ СТУПЕНЬ ОРГАНИЧЕСКОГО Дух – экзистенциальная независимость от органического, свобода, отрешенность от принуждения и давления, от жизни и всего, что относится к жизни, т. е. в том числе его собственного, связанного с влечениями интеллекта. Личность – это деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия, в отличие от всех функциональных жизненных центров, которые, при рассмотрении их с внутренней стороны, называются также душевными центрами.
НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО КОСМИЗМА (1828 – 1903)
Н. Ф. ФЁДОРОВ О ПРОЕКТИВНОМ ХАРАКТЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА «Свободными делаются, а не рождаются; знание, как лишь таковое, оставаясь знанием только, может открыть, конечно, одно лишь рабство, а не свободу. Когда все изменения в мире будут определяться разумною волею, когда все условия, от коих зависит человек, сделаются его орудиями, органами, тогда он будет свободен, т. е. проект воскрешения есть и проект освобождения. Идея вообще не субъективна, но и не объективна, она проективна» .