Современная философия.ppt
- Количество слайдов: 103
Современная философия XX века
Современная философия 1. Философия волюнтаризма. 2. Философия экзистенциализма и её основные направления 3. Проблема бессознательного и нерационального. Теория психоанализа и неофрейдизм. 4. Позитивизм и его исторические формы.
Лебеди, отраженные в слонах u 1
С. Дали u 1
"Мальчик с трубкой". . . u 1
Постклассическая западная философия (конец XIX-XXв. ) Постпозитивизм К. Поппер (1902 г-1994 гг. ) Т. Кун (1922 -1996 гг. ) П. Файербенд (1924 -1994 гг. ) Неопозитивизм Г. Рейхенабах (1891 -1953 гг. ) Ф. Франк (1884 -1966 гг. ) Р. Карнап (1981 -1970 гг. ) Б. Рассел (1872 -1970 гг. ) Махизм (Эмпириокритицизм) Э. Мах (1838 -1916 гг. ) А. Пуанкаре (1854 -1912 гг. ) Р. Авенариус (1843 -1896 гг. ) Экзистенциализм Религиозный Атеистический Г. Марсель (1889 -1973 гг. ) К. Ясперс (1883 -1969 гг. ) Н. Бердяев (1874 -1948 гг. ) М. Хайдеггер (1889 -1976 гг. ) Ж-П. Сартр (1905 -1980 гг. ) А. Камю (1913 -1960 гг. ) Экзистенциальная диалектика Философия жизни С. Къеркегор (1813 -1855 гг. ) Ф. Ницше (1844 -1900 гг. ) А. Бергсон (1859 -1941 гг. ) В. Дильтей (1833 -1911 гг. ) А. Шопегауэр (17881860 гг. ) Позитивизм Феноменология О. Конт (1798 -1857 гг. ) Д. Милль (1806 -1873 гг. ) Г. Спенсер (1820 -1903 гг. ) Ф. Брентано (1838 -11917 гг. ) Э. Гуссерель (1859 -1938 гг. ) 42
Постклассическая философия (XIX-нач. XXв. ) Неокантианство Марбургская школа Г. Коген (1842 -1918 гг. ) Н. Наторп (1854 -1924 гг. ) Баденская школа В. Виндельбанд (1848 -1915 гг. ) Г. Риккерт (1863 -1936 гг. ) Неотомизм Ж. Маритен (1882 -1973) Э. Жильсон (1884 -1978) Ю. Бохеньский (1902 -1995) К. Войтыла (1921) Персонализм Л. Шестов (1866 -1938) Н. Бердяев (1874 -1948) Э. Мунье (1905 -1950) Ж. Лякруа (1900 -1986) Прагматизм Ч. Пирс (1839 -1914) У. Джеймс (1842 -1910) Д. Дьюи (1859 -1952) Структурализм Леви-Стросс (1908 Р. Барт (1915 -1980) М. Фуко (1926 -1984) Герменевтика В. Дильтей (1833 -1911) Х. Г. Гадамер (1900 Ю. Хабермас (1929) 43
Основные понятия Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство. Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.
Иррационализм – «философия неразумности» – обращение к нерациональным компонентам сущности человека (инстинкт, воля, интуиция, бессознательное, Дух u Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный) это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. u
Неклассическая философия Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный) это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. u Главная особенность неклассической философии – в стремлении учесть в мире и человеке стихийные, бессознательные, неразумные силы ( интуицию, эмоции). u
Неклассическая философия u волюнтаризм u экзистенциализм u прагматизм u позитивизм u фрейдизм u герменевтика
Волюнтаризм Один из основателей — нем. Ф. Артур Шопенгауэр (1788 -1860). u Главное произведение — «Мир как воля и представление» u Утверждает, что в основе мира лежит воля, носящая всеобщий космический характер. Объективация этой мировой воли образует реальный мир. u u «Всё происходящее происходит в силу необходимости»
3) Иррационализм – против представления о том, что мир основан на разумном порядке. Озабоченность проблемами отдельной личности – уникальной и несводимой к общим (рационалистически понимаемым) принципам мироздания Артур Шопенгауэр (1788 -1860): критика Гегеля на основе собственной интерпретации Канта; обращение к восточной философии – буддизму и Упанишадам (1) «Мир есть моё представление. . . Всё, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта» «Мир есть воля и представление»
Основной труд: «Мир как воля и представление» u В мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни» . u Поэтому для Ш. существующий мир – «наихудший из возможных» . u Два пути спасения: искусство и аскеза. u Ш. был сторонником полицейского государства, применяющего насилие.
А Шопенгауэр u u Преодоление человеческого эгоизма происходит в сфере искусства и морали, а более полно – при подавлении любых желаний, что позволяет обрести душевный покой (буддистские мудрецы). Он пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учение Шопенгауэра называют иногда пессимизмом.
волюнтаризм u Силы природы — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, стремление (тяготение, магнетизм, цунами, землетрясение); u Растительный мир чувствителен к холоду или свету. u Животное царство- каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же. Человек как высшая ступень объективации воли: войны, революции, бессмысленные кровопролития, терроризм, ложь, обман и пр. u
А Шопенгауэр Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. u Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни. u Полнота спасения достигается лишь через отрицание воли, отказ от желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь
Фридрих Ницше (1844 -1900) u Сущность жизни это «воля к власти» , т. е. некая сила, стремящаяся к господству. u Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство – как внутри человека, так и в обществе.
(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati) «Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком» • Мир находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чегото, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности «Так говорил Заратустра» , «По ту сторону добра и зла»
u Христианская религия исчерпала себя и не способна решать кардинальные проблемы жизни. u Субъектом морали выступает сверхъчеловек как определенный тип людей. u Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. u Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти.
Ницше u писал: «Что хорошо? u Все, что повышает в человеке чувство к власти, волю к власти, саму власть. u Что плохо? – Все, что происходит из слабости. u Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия» .
Ф. Ницше : « В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; u но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель» . u
Ницше u Качества человека, по поводу которых больше всего негодует философ, — это слабость духа, безволие, приспособленчество. u Но человек не рождается слабым; таким его делают, по мнению Ницше, государство, религия и мораль.
3 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью. "дух-верблюд". Это дух человека, который послушно принимает все запреты общества, считая их должными и необходимыми. 1. ''дух-лев". Это дух человека, который приподнимается над однообразием бытия и не так слепо доверяет общепризнанному. "дух-ребёнок". Это и есть состояние "сверхчеловека", то есть Личности. Его сила — в его чистоте, бескорыстии и смелости. Жить спонтанно — значит говорить то, что думаешь, и делать так, как говоришь. Его сила — в его чистоте, бескорыстии и смелости. Ему неведомы страхи "маленького человека"
Ницше u Стремясь к сверхчеловеку такому существу, который обладает мощным дионисийским началом, сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью, способностью к выживанию можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова.
(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati) «Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком» • Мир находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чегото, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности «Так говорил Заратустра» , «По ту сторону добра и зла»
Ф Ницше u Человек, должен взять на себя ответственность за бессмысленность мира, научиться жить с ней, найти мужество восторжествовать над обломками иллюзий, жить, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.
u отношение человека к окружающей его жизни может быть трояким: u 1. попытаться изменить саму эту жизнь, используя любые средства — вплоть до насилия; u 2. приспособиться к ней, подавляя при этом своё "Я"; u 3. уйти в сторону от противоречий жизни, замкнувшись в "скорлупе" своего внутреннего духовного мира. u Первый вариант удел сильных, но глупых (революционеры, террористы и т. п. ); u второй — удел слабых, но хитрых (обыватель, удовлетворяющийся "маленькими радостями", которые удалось урвать от жизни); u третий, — удел гордых, но слабых (монашество, суицид, отшельниче ство и т. п. ). Философ предлагает четвёртый вариант — изменить себя, — путь сильных и умных u
Ницше u Человек должен, по Ницше, заниматься своим делом воспитывать в себе философа, художника или святого, и если каждый будет заниматься своим делом тогда будет общий прогресс.
Произведения Ф. Ницше u « Так говорил Заратустра» u «Генеалогия морали» « Антихрист. Проклятие христианству» u “Рождение трагедии из духа музыки”, u “Воля к власти”
Экзистенциализм философия — существования Возник накануне I мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии(Хайдеггер, Ясперс, Бубер и ) в период. II мировойвойныво Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти Камю, , С. де Бовуар). Э. призывал человека бунтовать.
Направления экзистенциализма Атеистическое (Ж. -П. Сартр, А. Камю, Х. Арендт человек ): абсолютно одинок в этом мире, должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; короткое время жизни – шанс выразить себя. Религиозное (Бердяев, Ясперс, Марсель): человеческое бытие связано с обращением к Богу, а смысл существования заключается в том, что человек – Его образ и подобие.
экзистенциализм Основоположник датский теолог и философ С. Кьеркегор (1813 1855) u Он ввел понятие “экзистенции” – u (от лат. existentia существование) u Экзистенциализм это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения. u u
Кьеркегор u провозгласил безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещал на своей могиле написать слова « Я единичный» u «Или или» , «Страх и трепет»
Экзистенциализм Религиозн Г. Марсель (1889 -1973 гг. ) ый К. Ясперс (1883 -1969 гг. ) Н. Бердяев (1874 -1948 гг. ) М. Хайдеггер (1889 -1976 гг. ) Ж-П. Сартр (1905 -1980 гг. ) А. Камю (1913 -1960 гг. ) Атеи Экзистенциальная диалектика С. Къеркегор (1813 -1855 гг. ) 42
экзистенциализм в России: Л. Шестов Н. Бердяев u В Германии: К. Ясперс М. Хайдеггер О. Больнов во Франции: К. Марсель Ж. П. Сартр А. Камю
Карл Ясперс (1883 -1969) Жан-Поль Сартр (1905 -1980) Мартин Хайдеггер (1889 -1976) Альбер Камю (1913 -1960)
направления: u Атеистическое М. u религиозное Хайдеггер К. Ясперс, Ж. П. Сартр А. Камю Г. Марсель Н. А. Бердяев Л. И. Шестов
Ж- П. Сартр Свободный выбор индивида его удел, ответственность и его трагедия. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование. u Как считал Жан Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется. u
• Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все» , но только ценой отказа от своей личности • Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом • Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
экзистенциализм
Миф о Сизифе Символом «человеческого состояния" для Камю является Сизиф, который, согласно греческому мифу, осужден богами на тяжкий и бесполезный труд: вкатывать на высокую гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. Подобно Сизифу люди "вкатывают" свои "камни" изо дня в день, из года в год. ". Одни начинают убеждать себя высокими словами — долг, труд, общественная необходимость, творчество. ; другие — вдруг бросают всё и идут покорять горные
• Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все» , но только ценой отказа от своей личности • Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом • Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
Карл Ясперс ( 1883 -1969 ) u придерживался принципа историзма, у всемирной истории существует смысловая связь времен. По Ясперсу, пока человек философствует он ощущает свою связь с «осевым временем» .
Хайдеггер u в произведение « Бытие и время» , поставил вопрос о смысле человеческого бытия, бытие в мире. u Человек своим рождением забрасывается в мир. u Dasein ( Дазайн), тут- бытие, здесь - бытие, присутствие.
Произведения u А. Камю: « Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» , « Человек бунтующий» , «Чума» Ж П. Сартр: « Бытие и ничто» , « Тошнота» , » «Дороги свободы» «Марксизм и экзистенциализм» u
Зигмунд Фрейд (1856 -1939). психика человека представляет собой взаимодействие u u трех уровней: «Оно» это бессознательный слой психики, представляющий собой «кипящий котел инстинктов» . Второй слой психики "Я" сфера сознательного, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин ОНО, как бы фильтрует потребности , позволяя удовлетворять их только в форме , допустимых в данной социальной среде. "сверх -Я « -высшее существо в человеке. "Сверх Я « осуществляет строгий контроль над деятельностью "Я", подавляя природные склонности человека. u
• (1) Оно ( «область» инстинктов и влечений), из которой возникают Я (реализует / запрещает «позывы» Оно, соотнося их со Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я ( «инстанция» нравственности – соотносит мысли и поступки с общественными нормами) (2) Эрос (инстинкт жизни) и более фундаментальный – Танатос (инстинкт смерти и самоуничтожения) «Культура, с одной стороны, ограничивает неконтролируемые и агрессивные инстинкты человека, а с другой – делает его больным и несчастным»
Сублимация — это трансформация энергии "Оно", то есть энергии инстинктов, в культурные, цивилизованные формы. Возможности такой трансформации предоставляет, в принципе, любой вид деятельности, где присутствует элемент соревнования, состязательности. u Состязание с коллегами в профессионализме, конкуренция в бизнесе, соревнование между студентами в учёбе, которое подспудно присутствует в учебном процессе. u
З Фрейд u 1
u 1
схема u 1
З. Фрейд u Главный принцип "Оно" — это принцип удовольствия. Я" выступает "посредником" между "Сверх Я" и "Оно"; Основной принцип "Я"— это принцип реальности.
Фрейд анализирует бессознательное.
Сверх-Я
Произведения З. Фрейда u « Я и Оно» u « Введение в психоанализ» u «Толкование сновидений» u «По ту сторону принципа удовольствия» u «Тотем и табу»
Карл Густав Юнг "мы имеем перед собой психическую реальность, по меньшей мере равноценную физической. . . мы лишь воображаем, что обладаем и управляем нашими душами, а на самом деле то, что наука называет "психикой". . . есть открытая дверь, через которую из вне человеческого мира то и дело проникает нечто неведомое и непостижимое» u Бессознательное, по Юнгу, простирается далеко за пределы индивидуального сознания, обретая космическое измерение. u
Карл Густав Юнг (1875 -1961), швейцарский врач, психолог и философ Первично не индивидуальное, а «коллективное» бессознательное (не обусловленное событиями индивидуальной душевной жизни) • Содержание коллективного бессознательного: инстинкты и «архетипы» ( «первообразы» ) – эмоционально заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство «священного»
«Лишь овладев содержанием бессознательного, человек в полной мере обретает себя» • Архетипы – наследие психической истории человечества; дают материал для религиозных образов и символов, мифов, сказок и снов ( «тень» , «анима» / «анимус» , «великая мать» , «мудрец» / «мудрая женщина» , схождение души в царство мёртвых) • Задача человека и культуры – интеграция содержания бессознательного в сознание, достижение целостности, гармонии между рациональным и иррациональным. Преобладание одной из сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его оскудению
Юнг
Коллективное бессознательное
Архетипы u генетический код, человеческое коллективное бессознательное своего рода «первичные прообразы» u Архетипы представляют собой центры психической энергии; это, своего рода, "атомы души", они недоступны непосредственному наблюдению.
Архетипы u 1
К. Юнг u утверждал индивидуальная психика вырастает из присущего всем людям и передаваемого по наследству коллективного бессознательного, которое хранит в себе все этапы психической эволюции подобно тому, как наше тело несет в себе в свернутом виде историю всей эволюции биологической.
К. Юнг В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, и прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и др. u Комплексы – это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательными процессами. u
Огюст Конт (1798 -1857) u Родоначальник позитивизма. u Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: u «Курс позитивной философии» u «Система позитивной политики»
Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса • Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они приносят позитивное знание. Основное дело науки – собирать факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль
• Научное знание по мнению Конта – высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) – достоверное, точное, полезное. • Метафизика (классическая философия) – наоборот не точное, не достоверное, бесполезное.
Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии науки направления: §Позитивизм § Неопозитивизм § Постпозитивизм
Основные черты позитивизма: uнаука и научная рациональность признается высшей ценностью; uпопытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом; u вера в прогресс науки.
позитивизм u Г. т. позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. u Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой либо реальности.
Позитивизм u возник а 30 х годах XIX века во Франции. u Основатель Огюст Конт u Огюст Конт: автор шеститомного труда u «Курс позитивной философии» .
Позитивизм – отрицает ценность метафизики «Первый позитивизм» u О. Конт (1798 1857), u Дж. Милль (1806 1873) u Г. Спенсер (1820 1903)
Эрнест Мах (1836 – 1916) - австрийский физик и философ-позитивист • Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма • Представитель субъективного идеализма • Мир – комплекс ощущений, задача науки – описывать ощущения
«Третий позитивизм» или Неопозитивизм (логический позитивизм) u Мориц Шлик Любые утверждения, (1882 1936) не проверяемые u Людвиг эмпирически, Витгенштейн отвергались как (1889 1951) бессмысленные. u Бертран Рассел Таким образом, (1872 1970) метафизические u Рудольф утверждения Карнап бессмысленны. (1891 1970)
Неопозитивизм u М. Шлик (1882 1936) u Л. Витгенштейн (1880 1951) u Б. Рассел (1872 1970) Задача философии – анализ научных высказываний и обобщений
Постпозититвизм u Т. Кун (1922 1996) u П Фейерабенд (1924 1994) u И. Лакатос (1922 1974) u К. Поппер (1902 1994)
Постпозититвизм u Карл Поппер u Томас Кун u Имре Лакатос u Пол Фейерабенд (1924 1994) u Получение позитивного знания из опыта u История науки u Факторы развития науки u Взаимодействие философии и науки
позитивизм Вторая историческая разновидность П. (рубеж XIX XX вв. )связана с работами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Махисты отказывались от изучения внешнего источника u u u Третий этап развития П. неопозитивизм (философия науки и языка) начинается в 20 е годы XX в. = Рудольф Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Морис Шлик, Отто Нейрат Логический П. представлен именами Мориц Шлик , Рудольфа Карнапа Л. П основывается на принципе верификации (от лат. veritas — истина). Как определить являются ли те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков критерий научности? Для этого был выдвинут принцип верификации, согласно который любое высказывание в науке, подлежит опытной проверке на истинность.
постпозитивизм u четвертая волна П. В 60 70 гг. развивается течение постпозитивизма –( критический рационализм) u Карл Поппер u Томас Кун, u И. Лакатос, u П. Фейерабенд.
постпозитивизм u Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т. п.
постпозитивизм u u u Начало П. связывается с выходом в свет основной методологической работы К. Поппера « Логика научного открытия» и книги Т. Куна «Структура научных революций» . Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т. п.
К. Поппер отверг принцип верификации. Главную задачу философии видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного. u Метод демаркации основан на принципе фальсификации т. е. принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер, в науке научно то, что опровержимо. u
К. Поппер u Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем. Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживание теорий.
Хайдеггер u Герменевтический круг — это путь от первичного понимания, безотчетного, дорефлексивного, когда читающий текст имеет некий проект, когда даже самый непосредственный смысл читается в свете определенных ожиданий, к вторичному пониманию, возникающему на рефлексивном уровне как филологическая или философская интерпретация. И тогда первичное понимание пересматривается.
Т. Кун считает, что история науки представляет собой чередование эпизодов конкурентной борьбы между научными сообществами, u для которых характерны некоторые парадигмы (определенный стиль мышления, определенные традиции в исследовании, совокупность убеждений, и технических средств, матрицы). u
И. Лакатос (1922 -1974 вводит понятие научно- исследовательских программ. u Каждая научно- исследовательская программа представляет собой сложную, систему состоящую из: u - «Твердого ядра» ( « жесткого ядра» ) – совокупность суждений, которые являются теоретической основой определенного стиля мышления; u
«Защитного пояса» или «запретного пояса» указывающий каких путей исследования следует избегать, рекомендующий наиболее предпочтительные пути исследования; u «Защитный пояс» предохраняет «твердое ядро» от опровержения. Этот "защитный пояс" программы приникает на себя огонь критических аргументов. u Постоянная модификация защитного пояса теории, её различных гипотез, позволяет сохранять в неприкосновенности твердое ядро u
П. Фейерабенд u u u выдвинул методологический принцип пролифирации-( размножения) теорий. Согласно этому принципу ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Он выдвинул теорию «методологического анархизма» . Каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам.
Постмодернизм это философия, – направленная против философии Нового времени. Призыв постмодернистов: u Больше хаоса, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, несогласия, нигилизма отсутствия единообразия…
Постмодернизм Жак Деррида Жан Лиотар Делез. u Призыв постмодернистов: больше хаоса, нигилизма, плюрализма, деконструции. Симулякр.
прагматизм Основы философии прагматизма были заложены в 70 х гг. XIX в. американским философом, математиком Ч. Пирсом (1839 1914). Но сложился прагматизм в начале XX в. u Название этой философской школы связано с греческим словом «прагма» , что в переводе означает дело, действие поэтому представители этой школы называют свое учение «философией действия» . u
Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма Наиболее почетным и полезным занятием стало «делать деньги» ; человек оценивался в зависимости от того, сколько на его счету долларов; все, что не приносит денег, ценилось невысоко В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья в условиях «американского образа жизни» . Рекомендуя простому человеку рецепты для этого, прагматизм рассматривает человека преимущественно как 1 Утилитаризм (от лат. utilitas польза, выгода) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой либо цели.
прагматизм Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу. u Еще Ч. Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Как только истина перестает «работать» на нас, она перестает быть истиной. Прагматисты отрицают объективность истины, а, следовательно, научной теории. u
Ганс Георг Гадамер (1900 -2002) — Философ, основатель «философской герменевтики» Родился в Марбурге, Германия в 1900 году, один из самых значительных мыслителей второй половины XX века. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Берслау и Марбурга. В 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году познакомился с Мартином Хайдеггером, преподававшим в Марибургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии 1929 году защитил диссертацию о платоновском «Филебе» . С 1939 по 1947 годы — профессор в Лейпцигском университете (в 1946 -1947 ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. Ясперсом основан в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau» . После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года). Основные Сочинения: Истина и метод(1960 г. ); Философия Герменевтики(1967 г. )
Что такое герменевтика? 1) Теория и методология истолкования текстов ( «искусство понимания» ) 2) Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов, с точки зрения которой задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Герменевтика искусство и теория толкования текстов. u Текст рассматривается как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы u Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер , Х. Гадамер.
Философская герменевтика. u Герменевтика теория понимания и интерпретации u Герменевтика — “техника истолкования”,
В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали u u Фридрих Шлейельмахер Вильгельм Дильтей Мартин Хайдеггер Ханс Гадамер
Герменевтика u u Они считали герменевтику универсальным методом всех гуманитарных наук. ЕЁ важнейшая задача – понять историю человеческого духа выраженная в классических текстах, произведениях искусства, в религиозных текстах. Интерпретация — важнейшая операция познавательной деятельности. Это методология, применяемая при истолковании текстов, вытекающая из самих вещей, по мнению Гадамера, гарантирует научный характер поиска.
Итог развития новоевропейской философии: кризис западного христианства и распад всеохватывающего мировоззрения, которое систематически объединяло бы все области человеческого знания и веры
Спасибо!