Советское кино 1917 -1928 • • 1. Февральская революция и отмена цензуры – Протазанов «Сатана ликующий» (1917), «Отец Сергий» (1918) 2. Октябрьская революция и эмиграция. – Ханжонков, Дранков, Ермольев, Старевич, Мозжухин, Лисенко. . . 3. Национализация – 27 августа 1919 г. 4. Документальные фильмы, агитки – 1918 - Агитки - «Уплотнение» Александр Пантелеев (1872 -1948) – 1921 – «Серп и молот» - Владимир Гардин (1877 -1965). – 1923 – «Красные дьяволята» - Иван Перестиани (1870 -1959). – 1924 – «Дворец и крепость» - Александр Ивановский (1881 -1959). – 1925 – «Крест и маузер» - Владимир Гардин. – 1927 – «Поэт и царь» - Владимир Гардин. 5. Классика – 1919 (1922) – «Поликушка» (Л. Толстой) - Александр Санин (1869 -1956) – «Русь» (Трофимов, Алейников) – Иван Москвин 6. НЭП и развитие советского кино. – 250 фильмов частного производства (1917 -1921) – 230 – на национализированных фабриках 7. 1922 -1924 –американское кино vs психологии. 8. Типажно-монтажный кинематограф.
Лев Кулешов (1899 -1970) • • 1. 1915 –Строгановское художественно-промышленное училище. 2. 1916 -1918 - Училище живописи, ваяния и зодчества (вольнослушатель) • 3. 1917 - «К счастью» Евгений Бауэр – Бауэр: психологизм может быть выражен игрой актера, а может вещной средой. Фактурная бутафория. • 4. 1917 – «О задачах художника в кино» – Кино – изобразительное искусство – Режиссер – художник – «Все основано на композиции» , на умении «сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной, ритмичной последовательности, так же как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу. • 5. 1918 - «Искусство светотворчества» • 6. 1918 – «Проект инженера Прайта» – кино без актеров, – кинематографичность машин – возможность монтажного совмещения разных мест действия в единое ( «творимая земная поверхность» ) • 7. 1918 - секция монтажа и хроники Московского кинокомитета – Всероссийский фотокинематографический отдел Наркомпроса РСФСР. – Перемонтаж. – Синтез игрового и документального • 8. 1 сентября 1919 – киношкола.
Эффект Кулешова Взгляд+ ситуативный кадр + =?
География Кулешова + =
Александра Хохлова Всеволод Пудовкин Ученики: Борис Барнет Владимир Фогель
Избранные фильмы и книги: • 1924 – «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» . • 1925 - «Луч смерти» • 1926 - «По закону» • 1929 – «Искусство кино» • 1933 – «Великий утешитель» • 1941 – «Основы кинорежиссуры» • 1942 – «Клятва Тимура»
Советское кино 1920 х годов. Сергей Эйзенштейн (1898 -1948) • • • 1923 – «Дневник Глумова» 1925 - «Стачка» 1925 - «Броненосец «Потемкин» 1928 - «Октябрь» 1929 - «Генеральная линия» ( «Старое и новое» ) 1930 - «Сентиментальный романс» 1931 -1979 - «Да здравствует Мексика» (незакончен) 1937 - «Бежин луг» (незакончен) 1938 - «Александр Невский» 1944, 1958, 1988 - «Иван Грозный» (1, 2, 3)
«Броненосец «Потемкин» (1925) • Монтаж – – новая функция монтажа (Кулешов): от двигателя сюжета к образованию смысла (конструктивизм, кубизм, физика) – Монтаж не на пленке, а в голове зрителя – Столкновение кадров – Кадр – не буква, а иероглиф – Монтажное чистописание – не возвращаться к прежней крупности. Последовательное укрупнение объекта. – Скачнообразный монтаж – Визуализация вербальных высказываний – Оживление скульптур и оскульптуривание живых. • Ракурс для обострения ощущения вещи, для многостороннего показа • Герой - масса
Дзига Вертов (1896 -1954) • «Годовщина Революции» , «История Гражданской войны» , «Процесс Миронова» • 1922 – 1925 - Номера «Кино-Правды» . • 1924 - «Кино-глаз» ( «Жизнь врасплох» ). • 1926 - «Шестая часть мира» • 1929 - «Человек с киноаппаратом» • 1930 – «Симфония Донбасса» ( «Энтузиазм» ). • 1934 - «Три песни о Ленине» • 1937 - «Колыбельная» .
Кино-глаз • «Синтетический Адам» . «Я –киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам» ( «Киноки. Переворот» ) • Кинопись фактов. • Жизнь врасплох • Отсутствие железного сценария • Отделение языка кино от театра и литературы
Всеволод Пудовкин (1893 -1953) • • • • 1921 - «Серп и молот» . Реж. Владимир Гардин «Голод. . . голод. . . » . Реж. Гардин 1923 – статья «Время в кинематографе» 1924 – «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» 1925 – «Луч смерти» – статья «Принципы сценарной техники» – «Механика головного мозга» – «Шахматная горячка» 1926 - «Мать» (с Зархи) «Конец Санкт-Петербурга» ( «Медный всадник» ) 1928 - «Потомок Чингиз-Хана» – «Живой труп» (Берлин) 1931 – «Дезертир» 1939 – «Минин и Пожарский» 1946 – «Адмирал Нахимов» 1952 – «Возвращение Василия Бортникова»
• • Сюжетное кино. Психологизм Главное не в монтаже, а в ритме Монтаж – правильное управление вниманием зрителя. – Статья «Кинорежиссер и киноматериал» (1926): «Кинематограф освобождает зрителя от лишней работы отбрасывания ненужного из поля зрения» . • • • Монтаж – сцепление кадров. Сценарий, как конструирующее начало (Натан Зархи). Сторонник «железного сценария» (позднее – «эмоциональный сценарий» Александр Ржешевский) Конфликт строится психологически Сонатная форма Отношение к актерам: «Нужный человеческий образ на кинематографе, нельзя создать, его нужно отыскать» Ракурсы для передачи эмоции Пропадающие персонажи 1932 – «Время крупный планом» (цейтлупа) С появлением звука: «Нам синхронизация звука и зрительного образа не нужна»
Григорий Козинцев (1905 -1973) Леонид Трауберг (1902 -1990) • • • 1919 - школа Александры Экстер «Фуэнте Овехуна» в театре Марджанова Театр «Арлекин» (с Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером) 1920 – Свободные художественные мастерские (класс Натана Альтмана) • • С Траубергом 1921 – «Манифест эксцентрического театра» (с Георгием Крыжицким) • • «Вчера – музеи, храмы, библиотеки. Сегодня – фабрики, заводы, верфи. Вчера – салоны, поклоны, бароны. Сегодня – крики газетчиков, скандалы, шум, кулаки, топот, бег» . • • 1922 – Театральная мастерская ФЭКс 1922 – «Женитьба» 1924 – ФЭКС Кадр – ребус: Козинцев – – – • дело в шляпе –канцелярское дело, вложенное в цилиндр. «мокрое дело» - вино на полу, заловили героя – шар в биллиардную лузу. Антибуржуазность
ФЭКСы • • 1925 - «Похождения Октябрины» 1925 - «Мишки против Юденича» . 1925 – «Чертово колесо» 1926 - «Шинель» 1927 – «СВД» 1929 - «Новый Вавилон» 1931 - «Одна» 1934, 1937, 1938 - «Трилогия о Максиме» .
Фэксы Янина Жеймо (1909 -1987) Сергей Герасимов (1906 -1985) Андрей Костричкин (1901 -1973) Елена Кузьмина, Олег Жаков (1905 -1988), Петр Соболевский (1904 -1977). Оператор Андрей Москвин (19011961) • Художник Евгений Еней. • •
Александр Довженко (1894 -1956). • ВАПЛИТЕ – Вольная академия пролетарской культуры. • Театр «Березиль» • • • 1926 - «Вася-реформатор» , 1926 - «Ягодка любви» , 1927 - «Сумка дипкурьера 1927 – «Звенигора» 1928 - «Арсенал» 1930 – «Земля» 1932 – «Иван» 1935 – «Аэроград» 1939 – «Щорс»
Российское кино за рубежом: студия «Альбатрос» • Александр Каменка • Яков Протазанов • Александр Волков «Кин, или Гений и беспутство» (1924), «Казанова» (1927). • Вячеслав (Виктор) Туржанский – «Мишель Строгофф» (по Жюль Верну) • Иван Мозжухин «Дитя карнавала» (1921) • Владислав Старевич
Протазанов (1881 -1945) • 1924 – «Аэлита»