Советский Рок.pptx
- Количество слайдов: 23
СОВЕТСКИЙ РОК Подготовила: Ицкина Елена Группа: M-101
Советский рок — это рок-музыка из России с текстом песен на русском языке. Выделяет собой основную характерную черту исполнения рокмузыки. Так называемую — славянскую манеру исполнения. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, музыки. 60 -е 70 -е 80 -е Конец 80 -х — начало 90 -х 90 -е
60 -е годы • Рок в СССР появился в 60 -е. К середине 60 -х в Москве и Ленинграде сформировались первые бит-группы, исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди самых ранних групп были «Сокол» , «Скифы» , «Cкоморохи» и «Славяне» (группы Александра Градского). Одновременно с широким распространением битломании, практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 70 -х ( «Рубиновая атака» , «Удачное приобретение» , «Машина времени» ). После завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокальноинструментальный ансамбль). Но и после распада большинства самых известных команд 60 -х и выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться. В 1972 году московская группа «Оловянные Солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения» . Также «Оловянные солдатики» записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака» ).
60 -е годы • Родоначальником ленинградской магнитоальбомной эры оказался Юрий Морозов (1973 г. ), что описано в книге Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока» , где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики» , а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы» ). Важным явлением первой волны русского рока был Ереванский фестиваль, ежегодно проходивший в 1968— 1972 гг и собиравший самые крупные московские коллективы.
70 -е годы • Параллельно независимой рок-сцене существовала официальная (и от того несравнимо более известная) сцена советских ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Весёлые ребята» , «Цветы» , «Голубые гитары» ), и не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 60 -х. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 70 -х на миньонах выходили кавер-версии «Битлз» , а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае иностранных исполнителей это было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не ограничивало, так как группы обычно являлись прикреплёнными к отдельному ВУЗу или факультету, что давало возможность выступать на большой сцене.
• Самым известным местом выступления рок-групп 70 -х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах» . В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона — к другому. Для московской рок-музыки 70 -х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 80 -е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака» , «Удачное приобретение» , «Машина Времени» особенно были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 70 -х магнитоальбомов), «Автограф» , «Воскресение» . Рок-группы Ленинграда 70 -х, такие как «Мифы» , «Россияне» , «Санкт-Петербург» тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте.
• Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 70 -х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы» , «Россияне» , «Рубиновая атака» , «Удачное приобретение» , «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’ 74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени» , «Оловянные Солдатики» , «Воскресенье» , черпавших вдохновение непосредственно в стилях 60 -х годов, а потому игравших в более мягком звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум» , вдохновлявшейся 60 -ми. Но ошибочно считать, что границу между роком, ВИА и авторской песней было бы трудно провести в 70 -е годы. Рок-фаны одинаково брезгливо относились и к ВИА, и к бардовской песне. Однако к 80 -м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к ненависти со стороны молодого поколения и к представителям более старшей хард-роковой генерации.
80 -е годы • К концу 70 -х — началу 80 -х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рокфестиваль «Тбилиси-80» . Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг» . Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино» , «Алиса» , «Аукц. Ыон» , «Оберманекен» , «Странные игры» и др.
• Русский рок пережил трудный период в 1983— 85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение» , «Браво» , «Коррозия Металла» ; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом (в частности, Жанна Агузарова ( «Браво» ) и Алексей Романов ( «Воскресение» )). • Только в 1985 году была открыта Московская роклаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство. Популярными становятся Наутилус Помпилиус, Зоопарк и Бригада С.
• 80 -е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60 -ми в зарубежной рок-музыке. В городах СССР были созданы рокклубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рокфестивали ( «Литуаника» — 1985 -89, «Подольск» — 1987), «Сы. Рок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80 -х стала англоамериканская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна» , а также панк-рок и частично пост-панк. • Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках» . Таким образом, многие коллективы 80 -х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.
Конец 80 -х — начало 90 -х • Конец 80 -х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. • С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи» , игравшей психоделический пост-панк с элементами готик-рока, в начале 1990 -х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появились проекты, такие как «Смысловые галлюцинации» , «Ва-Банк. Ъ» , инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!» , песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90 -х и стала мегахитом и даже шлягером.
• Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80 -х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося российского шоу-бизнеса. Это привело к выделению из роксреды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным русским рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф» , «Кино» , «Наутилус Помпилиус» , «Gorky Park» , «Зоопарк» , «Секрет» , «Круиз» , «Диалог» . • Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока» , активную деятельность к середине 2000 -х годов вели лишь около половины.
90 -е • По звучанию русский рок к середине 90 -х (примерно с 1993 года) снова приблизился к мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок -групп 90 -х и 2000 -х иногда характеризуют как «рокапопс» (намек на британский жанр «бритпоп» ), наиболее ярким представителем которого является основанная во Владивостоке группа «Мумий Тролль» . • В 90 -х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока» , в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.
• Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рокгруппы, в 90 -х и 2000 -х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио» , телеканал «О 2 ТВ» , «Радио Максимум» , журнал «Fuzz» и другие. • В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных зарубежом, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж ( «Король и Шут» , «Lumen» , «Пилот» , «Наив» , «Костя Mercury» , «Тараканы!» , « 7 раса» , «Небо Здесь» , «Хуго-Уго» ) и бритпоп ( «Мумий Тролль» , «Би-2» , «Сплин» , Земфира, «Маша и Медведи» , «Чичерина» , «Танцы Минус» , «Собаки Качалова» ). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала ( «Эпидемия» , «Catharsis» , «Mechanical Poet» ). Также всероссийской популярности добились рок-группы «несерьезной» , комедийной направленности — «Жуки» , «Манго-Манго» , «Запрещенные Барабанщики» , «Несчастный Случай» , «Тайм-Аут» .
• Появился русский альтернативный рок в середине 1990 -х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру как русского рока, так и хип-хопа. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи» , а также группа «Сектор газа» , где «Хой» использовал рэпкор в 1990 -х. В 2000 -х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, эмо, металкора — такие как «Amatory» , «Jane Air» , «Психея» , «##### (5 diez)» , «Grenouer» , «Kan. Zer» , «Apshell» , «Слот» , «Мои Ракеты Вверх» , «Stigmata» , «Rashamba» и множество других. До смены главного продюсера в середине 2011 года телеканал «A-One» активно продвигал эту сцену, учредив премию «RAMP» , сейчас главным направлением канала являются рэп и хип-хоп. • И далее начинается история современного Российского рока с наступлением миллениума.
Аква риум • Советская и российская рокгруппа, одна из старейших ныне действующих российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только лидер и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Дюша Романов, Сергей Курёхин, Олег Сакмаров, Всеволод Гаккель и многие другие.
«Кино » • одна из самых популярных советских рок-групп 1980 -х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставался Виктор Цой, после смерти которого коллектив, выпустивший в общей сложности за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов, прекратил существование. • Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока, в частности вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драммашин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости» . Для песен характерна определённая навязчивость, многократное повторение одних и тех же слов или куплетов. Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики» , в то время как тексты позднего периода наполнены героизмом и внутренним протестом, выражают позицию мужественной гражданской ответственности.
Али са • русская рок-группа, образованная в 1983 году в Ленинграде. Лидер и автор большинства песен Алисы — вокалист Константин Кинчев. • Рок-группа «Алиса» образовалась в апреле 1983 года в Ленинграде, после распада группы «Хрустальный Шар» , лидером которой был Святослав Задерий. Клавишник Павел Кондратенко предложил ему объединить усилия с музыкантами группы «Демокритов колодец» , созданной гитаристом Андреем Шаталиным. [3] • Шаталин был такой — «Железный Дровосек» — совершенно спокойный, очаровательный мужчина. Он мне импонировал больше всех в этой группе — а они играли в стиле «Бостон» , довольно жёстокую музыку. И было видно, что от Шаталина там основная энергия и идёт. Несмотря на то, что он сам по себе скромный и спокойный…
Агата Кристи • • • советско-российская рок-группа, ставшая одной из самых популярных в первой половине 90 -х, основана Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем в 1988 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Глеб Самойлов изначально не принимал участие в создании группы, он присоединился к группе во время записи альбома «Второй фронт» . О своём вступлении в группу он сказал примерно следующее: «При записи „Второго фронта“ у ребят не хватало песен и они попросили у меня несколько песен якобы взаймы, впоследствии пришлось петь и играть на гитаре» . На протяжении своего существования творчество группы пересекается со многими направлениями рокмузыки, однако из всех заметно преобладает пост-панк. На данный момент на счету у группы: десять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о прекращении существования коллектива и отправились в заключительное турне по России и ближнему зарубежью. К лету 2010 года был записан последний альбом группы — «Эпилог» , а также поставлена точка в одноимённом туре — группа отыграла прощальный концерт на фестивале «Нашествие» .
А рия • советская и российская группа, играющая в жанре хеви-метал, музыка которой выдержана в стиле групп новой волны британского хеви-металла. • «Ария» является одной из старейших и самых успешных метал-групп России, при этом это одна из немногих российских групп, достигших серьёзного коммерческого и творческого успехов и популярности за пределами поклонников хэвиметала[1][2]. Лауреат премии Fuzz 2007 года как лучшая live-группа. Её бывшими участниками были образованы многие другие известные группы ( «Мастер» , «Кипелов» , «Маврин» , «Артерия» , «Артур Беркут» ) которые вместе составляют плеяду, называемую «семейка Арии» [3][4][5]. • Большая часть текстов группы написана поэтами Маргаритой Пушкиной и Александром Елиным.
ДДТ • советская и российская рокгруппа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — Юрий Шевчук. • Название группы происходит от химического вещества Дихлор. Дифенил. Трихлорэтан (в просторечье «Для Домашней Твари» , «Дуст» ), которое в виде порошка использовалось при борьбе с вредными насекомыми. Назывались также расшифровки ДДТ — «Добрый День, Товарищи!» , «Дураки из Дома техники» и «Дом Детского Творчества»
• Хотя в русском роке существуют все те же жанры и стили, что и в мировом, у него есть и свои, национальные, особенности, связанные с использованием русского мелоса. Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текста. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или в поэзии
• Материалы были взяты с сайта бесплатной инцеклопедии «Википедия» по статье «Русский Рок» , а так же с книги «Музыка 6090 годов» , и с музыкальных пластинок.