СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ УРАЛА
Живопись - едва ли не древнейшее из искусств, известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей, сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую- либо твёрдую поверхность.
Ростки художественной жизни зародились на Урале в конце XIX века с появлением первых профессиональных художников. Местная общественная жизнь осталась в стороне от новаторских открытий русского авангарда. Но не тенденции и направления, а яркие личности, художники честные искренние, творящие не на заказ, а по велению сердца, создают неповторимое лицо культурной среды нашего города.
Революция порождает новые формы бытования художественной культуры - студийные. Можно говорить о следующих причинах необычайной их популярности: 1. Возможность приобщения широких масс к искусству, до революции отторгнутых от профессионального, учебного искусства и обучения; 2. Переориентация художников на общественный спрос: революцией был сформулирован новый социальный заказ - сиюминутное, прямое просветительское участие в общественной жизни. Одновременно отсутствовала потребность в углубленных, камерных, станковых видах искусства. В 1918 -1920 -е гг. в Челябинске создаются три таких студии: 1)И. К. Мрочковского - А. Н. Самохвалова, 2)Н. А. Русакова 3)и Д. Ф. Фехнера - Н. Д. Лебедева.
Студия Н. А. Русакова имела 4 отделения, ориентированных на запросы времени: культурно-просветительская работа подготовка специалистов для агитационно-массового искусства общехудожественное отделение подготовка специалистов по прикладному искусству
Разносторонность, демократизм, творческая свобода, экспериментальные изыскания— все это было свойственно изостудии Н. А. Русакова. В 1935 г. эта студия поменяет свой статус: станет школой при Союзе художников Челябинской области. В художественном образовании края присутствовали различные художественные направления: конструктивизм (А. Самохвалов и И. Мрочковский), авангардизм (Н. Русаков), реализм (Н. Лебедев и Д. Фехнер).
Период двадцатых годов явился важной вехой в формировании новых творческих принципов челябинских художников, в укреплении их связей с социалистической действительностью, в повышении профессионального мастерства. Первыми успехами были отмечены их искания в области портрета, бытового и историко – революционного жанров, газетно – журнального рисунка и гравюры. В 30 -е гг. искусство уже во многом подчинялось политике, регламентирующей творчество во всем. Единственной формой существования был признан социалистический реализм. Художники края, объединившиеся в 1936 г. в Союз советских художников области, выполняли соцзаказ на стройках, в колхозах, цехах -создавали портрет своей эпохи. А. Н. Самохвалов «Ткацкий цех» , 1930 г
Плакат Карикатура
В послевоенные годы на Южный Урал приезжает много мастеров, чье творчество открывает новую страницу культурной жизни края. Наряду с художниками старшего поколения: С. Канальским, В. Лаптевым, В. Мещеряковым, В. Рябининым, активно включаются в творческий процесс молодые: В. Бубнов, И. Болотских, И. Кучма, В. Неясов, М. Ткачев, Н. Третьяков, В. Дьяков и др. Это был период оттепели - время обновления искусства. Обществу открылось многое из отечественного и мирового искусства, что было до сих пор под запретом: древнерусская иконопись, русский авангард, импрессионизм, постимпрессионизм, различные направления западного модернизма. В 80 -90 -е гг. в художественной жизни края многое изменилось. В искусство пришли новые имена - талантливые, ищущие, смелые: Н. Аникин, В. Качалов, П. Ходаев, К. Фокин, С. Черкашин, А. Кудрявцев, Л. Кудрявцева, Е. Щетинкина, В. Якивец. С их приходом художественная жизнь региона оживилась, в ней появились новые формы — монументально-декоративные, преобразившие городскую среду, интерьеры общественных зданий. С искусством этих творцов пришло и иное понимание пластической формы - как способа выражения не только реалий видимого, материального, но и категорий чувственного, подсознательного, интуитивного.
Николай Русаков «Вечер в Индии. Поэ» . 1916 год. Холст, масло. Из собрания Челябинского областного музея искусств Опираясь на документальный материал, собранный еще в период дореволюционных поездок по Азии, он написал десятки живописных произведений. Героями их были индийские и китайские кули, рыбаки, рикши, погонщики. Весь цикл картин – волнующая повесть о тяжелой жизни нищего. От Востока он взял цвет, локальность его в сочетании с графической линейностью, особенно это касается эха человеческого тела – одежд, драпировок.
Данный автопортрет относится ко времени учебы Николая Русакова в Казанской художественной школе. «Если говорить о времени становления художника, то эта работа позволяет предположить, что осознавал себя Николай Русаков еще в самом начале пути, – Его взгляд устремлен сверху вниз: то есть художник в жизни должен высоко стоять, ему многое дается, но много с него и спросится» .
САМОХВАЛОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ МАСТЕР СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА, СОЗДАВШИЙ СОБСТВЕННЫЙ УЗНАВАЕМЫЙ СТИЛЬ В ЖИВОПИСИ, ГРАФИКЕ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВЕ. В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ СОЕДИНИЛ ЧЕРТЫ ЭКСПРЕССИОНИЗМА С ИДЕЙНОЙ ПРОГРАММОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА, ОЧЕНЬ ТОЧНО ВЫРАЗИВ «ДУХ 1930 -Х ГОДОВ» . Спортсменка с цветами. 1933. Реалистическое течение, натурализм. Девушка в шляпе. Реалистическое течение (натурализм) Человек в пейзаже
Разбойников Александр Валентинович Родился в г. Челябинске 5 апреля 1961. с 3 лет начал рисовать, с 6 класса увлёкся этнологией (наукой о насекомых). С тех пор творчество художественное переплеталось с миром природы, бабочек. Через названия бабочек (такие как Аполлон, Артемида, Цирцея) увлёкся историей и сюжетами в работах, связанными с греческой мифологией. Это направление плавно перешло и на древние цивилизации (Аркаим, Атлантида, Египет). Аркаим Изображена Колесница на пьедестале, а пьедестал – городище Аркаима, взгляд сверху.
Художники стремились и стремятся к тому, чтобы наше искусство говорило о самом важном и сокровенном в их жизни и труде, отражало всю сложность характеров и красоту советской действительности с подлинным чувством прекрасного.