Скачать презентацию Советская скульптура 1917 -1980 гг 1918 — Скачать презентацию Советская скульптура 1917 -1980 гг 1918 —

Советская скульптура 1917-1980.ppt

  • Количество слайдов: 47

Советская скульптура 1917 -1980 гг. Советская скульптура 1917 -1980 гг.

1918 - Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и 1918 - Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» Обнародован 14 апреля 1918 и повлек за собой детальную разработку конкретных предложений, получивших обобщенное название ленинского плана «монументальной пропаганды» Монументальная пропаганда— выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным программа развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. В списке памятников , намеченных к осуществлению, значились имена деятелей революции, русской и мировой культуры и искусства.

За период с 1918 -1921 были созданы десятки памятников, сотни мемориальных досок и революционных За период с 1918 -1921 были созданы десятки памятников, сотни мемориальных досок и революционных надписей. Из мемориальных досок наиболее значительным был барельеф С. Коненкова, укрепленная на стене Московского Кремля со стороны Красной площади. Это одно из первых скульптурных произведений созданных по плану «монументальной пропаганды» Барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены. С. Коненков, 1918

Памятник Ж. Дантону работы Н. Андреева, 1919 Л. Шервурд. Памятник А. Н. Радищеву. 1918 Памятник Ж. Дантону работы Н. Андреева, 1919 Л. Шервурд. Памятник А. Н. Радищеву. 1918 г. В. Мухина. Пламя революции. Эскиз памятника Свердлову. 1922 Памятник Достоевскому С. Д. Меркуров, 1918 Б. Королев. Памятник Бакунину в Москве. 1918 -1920 С. Коненков. Степан Разин. 1918 -1919

Обелиск Советской Конституции перед Моссоветом открытый в 1919 году – самый крупный и один Обелиск Советской Конституции перед Моссоветом открытый в 1919 году – самый крупный и один их первых памятников послеоктябрьской революции. Обелиск был выполнен архитектором Д. Осиповым, статуя Свободы скульптором Н. Андреевым

Н. Андреев. В. И. Ленин пишущий. 1920. И. Шадр. Крестьянин. 1922. М. Г. Манизер. Н. Андреев. В. И. Ленин пишущий. 1920. И. Шадр. Крестьянин. 1922. М. Г. Манизер. Рабочий. Рельеф. 1920 — 1921 гг «Работница, вышивающая красное знамя» . 1921. Н. Я. Данько С. Меркуров. Памятник К. А. Тимирязеву в Москве. Гранит. 1922— 23.

Лучшие произведения, созданные по плану «монументальной пропаганды» Памятник К. Марксу работы А. Матвеева. Ноябрь, Лучшие произведения, созданные по плану «монументальной пропаганды» Памятник К. Марксу работы А. Матвеева. Ноябрь, 1918. Петербург Памятник А. И. Герцену, 1922, скульптор Н. А. Андреев, Москва Памятник П. П. Огареву, 1922, скульптор Н. А. Андреев, Москва

Ленинский план имел своей целью активное обращение изобразительного искусства к широким народным массам в Ленинский план имел своей целью активное обращение изобразительного искусства к широким народным массам в следствии чего в произведениях скульпторов, созданных в послеоктябрьскую эпоху стали формироваться две тенденции: тяга к монументальным формам и повышенный интерес к созданию скульптурных композиций. И. Д. Шадр. Сеятель, 1922 С. Д. Меркуров. Смерть вождя. 1927 — 1950 гг. С. Лебедева. Портрет Ф. Дзержинского. 1925

В. Домогацкий. Портрет сына (1926) С. Коненков «Текстильщица» , 1923 И. Кавалеридзе. Памятник Артему В. Домогацкий. Портрет сына (1926) С. Коненков «Текстильщица» , 1923 И. Кавалеридзе. Памятник Артему в Бахмуте. 1924 год Н. Данько "Работница, говорящая речь" 1923 г И. Шадр. Памятник В. И. Ленину. И. Фрих-Хар. Похороны А. С. Голубкина. «Берёзка» . На ЗАГЭСе. Грузия. 1926 -1927 товарища (1926) 1927 г.

С середины 20 -х годов вслед за скульптурой монументальных форм, начинает все более интенсивно С середины 20 -х годов вслед за скульптурой монументальных форм, начинает все более интенсивно развиваться станковая пластика, обладающая духом монументальности. Мухина В. И. Юлия. 1925 ОРС- Общество русских скульпторов, организованное в Москве в 1926 году во главе со скульптором В. Домогацким , сыгравшее значительную роль в развитии советской скульптуры. Общество ставило своей целью объединение скульпторов для развития советской скульптуры. Общество организовало выставки в 1926, 1927, 1929, 1931. Существовало до 1932. На первой выставке 1926 года выступила В. Мухина со статуями «Юлия» и «Пламя революции» , что положило начало ее творческому взлету. В. И. Мухина. Пламя революции 1922— 1923.

В 1927 году В. Мухина закончила одно из лучших своих произведений- станковую статую «Крестьянка» В 1927 году В. Мухина закончила одно из лучших своих произведений- станковую статую «Крестьянка» . В ней была поставлена задача воплотить могучий образ русской женщины-труженицы. В этом же году появилась большая трехфигурная группа «Октябрь» работы скульптора А. Матвеева В. Мухина. Крестьянка. Бронза. 1927. Москва А. Матвеев. Октябрь. 1927

Н. Андреев. В. И. Ленин - вождь. 1931 - 1932. Портрет С. Г. Шаумяна. Н. Андреев. В. И. Ленин - вождь. 1931 - 1932. Портрет С. Г. Шаумяна. Гранит. 1929. Б. Королев. Портрет Н. Баумана. 1930. А. Голубкина. Портрет Льва Толстого. 1927. Шадр И. Сезонник. 1929

В воплощении революционной темы возможно, было использование и совершенно иных традиций. Так, скульптур И. В воплощении революционной темы возможно, было использование и совершенно иных традиций. Так, скульптур И. Шадр в своей прославленной статуе «Булыжник-оружие пролетариата» (1927) шел не от классицистических приемов начала 19 века, но скорее, от бытового жанра в скульптуре второй половины столетия, с ее конкретностью, обстоятельностью в передаче одежд и даже места действий И. Шадр. Булыжник - оружие пролетариата. 1927.

Скульптурная «Лениниана» В 1920 -е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Скульптурная «Лениниана» В 1920 -е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Ильичу» . Был востребован образ «живого» Ленина, такого, каким его знали современники. Большая историческая конкретность была достигнута Н. Андреевым в его замечательной скульптурной «Лениниане» , интенсивная рабоа над которой охватывала все 20 -е годы. Н. Андреев. В. И. Ленин. 1920 Н. Андреев. В. И. Ленин. 1929 Н. Андреев. В. И. Ленин - вождь. 1931 - 1932.

Скульптурная «Лениниана» , выполнявшаяся в 20 -30 годы, воочию показывала, каковы были соотношения между Скульптурная «Лениниана» , выполнявшаяся в 20 -30 годы, воочию показывала, каковы были соотношения между станковой и монументальной пластикой. Если станковая скульптура зачастую наполнялась в это эпоху монументальным пафосом, то монументальная в свою очередь, становилась все более жизненно конкретной. И. Шадр. Памятник В. И. Ленину на ЗАГЭСе. 1927 Памятник В. И. Ленину на площади его имени у Финляндского вокзала, Санкт-Петербург(скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх). Открыт 7 ноября 1926 г. Памятник В. И. Ленину перед главным зданием Смольного. 1927 г. Скульптор В. Козлов. Архитектор В. Щуко.

Выдающийся вклад в скульптурную «Лениниану» внес Б. Королев. В 1925 -1926 годах он создает Выдающийся вклад в скульптурную «Лениниану» внес Б. Королев. В 1925 -1926 годах он создает мраморный бюст В. И. Ленина. Вершиной же монументального увековеченья великого образа стал его памятник в Ташкенте. Памятник представляет собой синтез монументальной статуи и архитектурного основания, при котором каждый из компонентов по-своему важен и значителен. Б. Королев. В. И. Ленин. 1926. Памятник В. И. Ленину в Ташкенте,

К числу известных ленинских монументов 30 -х годов относится памятник в Ульяновске, созданный в К числу известных ленинских монументов 30 -х годов относится памятник в Ульяновске, созданный в 1940 году М. Манизером.

В 30 -е годы укрепляется связь скульптуры с жизнью страны, с советской действительностью. Нас В 30 -е годы укрепляется связь скульптуры с жизнью страны, с советской действительностью. Нас смену конструктивизма приходит человеческие фигуры в их живом и непосредственном облике. Фигуры становятся объемны и более обобщены. Центральной темой становится – образ современника строителя социализма Одним из наиболее запоминающихся образов того времени является портрет архитектора С. А. Замкова работы В. Мухиной, решенный с очень характерной для Мухиной обобщённостью и монументализацией. В портрете видно стремление автора к обогащению выражения внутренней сущности портретируемого новаторскими средствами активных композиционных поисков (руки, поворот головы) Мухина В. И. «С. А. Замков» . Мрамор. 1935

С. Степанян. Памятник Гукасу Гукасяну в Ереване. 1934 Коненков С. Стул «Алексей Макарович» 1935 С. Степанян. Памятник Гукасу Гукасяну в Ереване. 1934 Коненков С. Стул «Алексей Макарович» 1935 Шервуд Л. В. «Часовой» 1933 И. Чайков «Футболисты» 1928 г. Манизер М. Г. Памятник Шевченко Т. Г. 1935

В творчестве ведущих мастеров получают свое дальнейшее развитие традиции русского скульптурного портрета раскрывать образ В творчестве ведущих мастеров получают свое дальнейшее развитие традиции русского скульптурного портрета раскрывать образ человека во всей его психологической глубине, острой индивидуальности и значительности. Примером служит один из лучших скульптурных образов в советском искусстве- «Автопортрет» А. Матвеева (1939) А. Матвеев. Автопортрет. Бронза. 1939

В 30 -е годы основной задачей остается сделать художественно-пластический язык своего искусства доступным как В 30 -е годы основной задачей остается сделать художественно-пластический язык своего искусства доступным как можно более широкой аудитории. В 30 -е – начале 40 -х годов создается большое колличество монументальных памятников. Одним из наиболее известных и творчески своеобразных из них можно считать памятник С. М. Кирову работы скульптура Н. Томского. Простота замысла, ясность и конкретность образа- вот то, чем руководствовался художник. Памятник С. М. Кирову (скульптор С. А. Томский, архитектор - Н. А. Троцкий), 1938.

Кроме памятника С. М. Кирову, наиболее значительным вкладом в развитие советской скульптуры 30 -х Кроме памятника С. М. Кирову, наиболее значительным вкладом в развитие советской скульптуры 30 -х годов явилась статуя, изображающая Александра Бусыгина (1937). Произведение было представлено на выставке «Индустрия социализма» наряду с такими работами как «Металлург» (1936) Г. Мотовилова, «Шахтер» (1937) С. Лебедевой, «Молодой рабочий» В. Синайского и др. Г. Мотовилов. Металлург, 1936. Лебедева С. Д. Шахтер. 1937. В. А. Синайский. «Молодой рабочий» . 1937.

Одним из крупнейших мастеров советского скульптурного портрета была С. Лебедева. О таланте Лебедевой-портретисте наглядно Одним из крупнейших мастеров советского скульптурного портрета была С. Лебедева. О таланте Лебедевой-портретисте наглядно свидетельствует портрет В. П. Чкалова (1936). Портрет не закончениз-за трагической смерти художника, но несмотря на это Лебедевой удалось предельно лаконично передать черты мужетсва, волевого начала и вместе с тем теплоту образа, что говорит о ее дарование и мастерстве. В своих работах она стремится воплотить самое главное в человеке, уловить его особенности. Портрет В. П. Чкалова. С. Лебедева, 1936

Перелом в отношении к монументальному искусству произошел в 1937 -1940 годах, чему в определённой Перелом в отношении к монументальному искусству произошел в 1937 -1940 годах, чему в определённой степени способствовало участие Советского государства в крупнейших международных выставках. Подлинным шедевром советского искусства 30 -х годов стала группа «Рабочий и колхозница» (1937) работы В. Мухиной. Это колоссальная монументальная композиция была задумана и осуществлена для увенчания здания Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. «Рабочий и колхозница» (1937) работы В. Мухиной

В конце 30 -х Мухину увлекает интереснейшая работа над памятником писателю Максиму Горькому. В В конце 30 -х Мухину увлекает интереснейшая работа над памятником писателю Максиму Горькому. В 1938 году она создает 3 -х метровую фигуру, которая была экспонирована на целом ряде выставок , в том числе на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Н. В. Томский. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. 1938 С. Д. Лебедева. Девочка Н. В. Томский. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. 1938 С. Д. Лебедева. Девочка с бабочкой. 1936 г. Мухина В. Хлеб. 1939 А. Т. Матвеев. Автопортрет. 1939 г. Ленинград, В. А. Синайский. «Молодой рабочий» . . 1937. Шадр И. Д. «Буревестник» (Портрет М. Горького). 1939

Развитие советской пластики 1941 -1945 годов, не смотря на трудности, не было остановлено. К Развитие советской пластики 1941 -1945 годов, не смотря на трудности, не было остановлено. К числу первых творений, ставших наиболее широко известными произведениями советской пластики период Отечественной войны, относятся портреты командиров Советской Армии работы В. Мухиной. Полковник И. Л. Хижняк. 1942 г. Полковник Б. А. Юсупов. 1942 г. В. И. Мухина. Партизанка. Гипс. 1942 г.

Бюст А. Ы. Крылова работы скульптора В. И. Мухиной, 1945 г. Бюст А. Н. Бюст А. Ы. Крылова работы скульптора В. И. Мухиной, 1945 г. Бюст А. Н. Крылова (1945), несомненно, лучшее из того, что было создано Мухинойпортретистом. Однако Мухина всегда была и оставалась прежде всего скульптороммонументалистом. Так как большинству ее работ присущи черты и качества монументальности, значительность содержания и обобщенность пластических форм, ясность, лаконизм и выразительность композиционных решений, четкость силуэта скульптурных произведений.

Помимо Мухиной, военная тематика находит отклик в творчестве всех советских скульпторов, в том числе Помимо Мухиной, военная тематика находит отклик в творчестве всех советских скульпторов, в том числе Б. Королева, Д. Шварца, Е. Белашовой, Н. Томского, Е. Вучетича. Е. Белашова. Портрет старика ('Партизан'). 1944. Бронза А. О. Бембель. Герой Советского Союза Николай Гастелло. Бронза. 1943 г Е. Белашова. Непокоренная. Гипс. 1943 г. Лишев: "Несут раненного" 1941 г. М. Г. Манизер. Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942 г.

Послевоенные годы требовали создания произведений , увековечивающих крупнейшие события прошедшей войны, героическую оборону советских Послевоенные годы требовали создания произведений , увековечивающих крупнейшие события прошедшей войны, героическую оборону советских городов, образы самих героев. С 1948 года, после специального правительственного постановления , в городах и в сельских местностях началась установка памятников-бюстов дважды Героям Советского Союза. Ю. Микенас. Победа. 1945 Памятник Черняховскому в Вильнюсе, 1949 -1950, Н. Томский

Памятник Воинуосвободителю1946 -1949 гг. , Е. В. Вучетич, Берлин. Памятник И. Д. Черняховского 1945 Памятник Воинуосвободителю1946 -1949 гг. , Е. В. Вучетич, Берлин. Памятник И. Д. Черняховского 1945 г , Е. В. Вучетич Памятник М. В. Ломоносову, 1945, С. Д. Меркуров. Москва

Портрет М. Г. Гареева. 1947 г. , Н. Томский Памятник И. Д. Черняховскому 1949 Портрет М. Г. Гареева. 1947 г. , Н. Томский Памятник И. Д. Черняховскому 1949 -1950 гг. , Н. Томский. Вильсон Памятник Н. Г. Чернышевскому. 1948 г. , А. Кибальников

 "Марфинька» 1950 г. , С. Т. Коненков Рельеф сквозной «Олень» 1950 г. И. Ефимов

В середине 50 -х годов в советской монументальной скульптуре все настойчивее начинают ощущаться новые В середине 50 -х годов в советской монументальной скульптуре все настойчивее начинают ощущаться новые веяния. Так, а памятнике В. Ульянову в Казани (1954), созданном Цигале, привлекает внутренняя теплота, более обобщенная, свежая лепка. В. Ульянов. Автор В. Цигаль. 1954

В послевоенный период развития советской скульптуры стали интенсивно создаваться различного вида мемориальные архитектурноскульптурные комплексы. В послевоенный период развития советской скульптуры стали интенсивно создаваться различного вида мемориальные архитектурноскульптурные комплексы. Начало им было положено обширным ансамблем в берлинском Трептов-парке с широко известной композицией, изображающей солдатапобедителя со спасенным ребенком на руках и символически опущенным мечом, разрубившим фашистскую свастику. «Воин-освободитель» 1949, Вучетич.

К концу 50 -х годов в ряды советских мастеров вливаются представители талантливого послевоенного поколения К концу 50 -х годов в ряды советских мастеров вливаются представители талантливого послевоенного поколения скульптуров, начавших, в частности, активно работать в монументальном искусстве. Примером может служить созданный в 1957 году скульптурами О. Иконниковым и В. Федоровым памятник Зое Космодемьянской. Наиболее значительные городские памятники во второй половине 50 -х годов были созданы М. Аникушиным и А. Кибальниковым Памятник Зое Космодемьянской на Минском шоссе (1957) О. Иконников и В. Федоров Памятник А. С. Пушкину в Санкт. Петербурге. Скульптор М. К. Аникушин Памятник В. В. Маяковскому в Москве. 1958 г. А. Кибальников

Памятник П. И. Чайковскому 1953 -1954 гг. , Мухина В. И Памятник Н. Щорсу Памятник П. И. Чайковскому 1953 -1954 гг. , Мухина В. И Памятник Н. Щорсу 1954 г. , М. Г. Лысенко, Н. М. Суходолов Конёнков С. Т. Автопортрет 1954 г. Памятник Юрию Долгорукому 1954 г. , С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм, Москва

Камчатские рыбаки 1959 г. , Шаховский Д. М «Балансирующий медведь» 1955 г. , В. Камчатские рыбаки 1959 г. , Шаховский Д. М «Балансирующий медведь» 1955 г. , В. Ватагин Памятник Давиду Сасунскому 1959 г. , Е. Кочар, Ереван «Керамисты» 1960 г. , Ю. Нерода

В 60 -е годы создается ряд монументов в которых ведущая роль принадлежит архитектурным формам. В 60 -е годы создается ряд монументов в которых ведущая роль принадлежит архитектурным формам. Одним из наиболее оригинальных сооружений подобного рода является известный московский монумент «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства» . Его основной эффект заключается в стремительно вознесенной к небу стрелеобелиске, облицованной титаном М. О. Барщ, А. Н. Колчин, А. П. Файдыш-Крандиевский. Монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства. , 1964

Вторая половина 60 -х годов – новый этап в дальнейшем обогащении скульптурной Ленинианы в Вторая половина 60 -х годов – новый этап в дальнейшем обогащении скульптурной Ленинианы в станковых и монументальных формах Большое значение имели организация и проведение ряда открытых и закрытых конкурсов на проекты памятников В. И. Ленину. На одном из конкурсов зрители смотгли познакомиться с работой литовского скульптура Г. Иокубониса. Совершенно иначе решен открытый в 1970 году в Санкт-Петербурге памятник В. И. Ленину работы М. Аникушина. Г. А. Йокубонис. Памятник В. И. Ленину, 1967 М. К. Аникушин. Памятник В. И. Ленину, 1970

С середины 60 -х годов наметилась новая творческая тенденция. Появились ряд относительно небольших памятников С середины 60 -х годов наметилась новая творческая тенденция. Появились ряд относительно небольших памятников с углубленной психологической характеристикой образа, не лишенного подчас определенных черт романтики и лиризма. Например памятник Давиду Гурамишвили, созданный грузинским скульптором М. Бердзенишвили М. , арх. Алекси-Месхишвили В. Памятник Давиду Гурамишвили. Бронза. 1976. Тбилиси.

Стремительно набрала силу скульптура Грузии. Ярко выражены монументальность и национальное своеобразие таких работ Э. Стремительно набрала силу скульптура Грузии. Ярко выражены монументальность и национальное своеобразие таких работ Э. Амашукели, как «Мать-Грузия» и памятник Вахтангу Горгосали. Вдохновенной романтикой овеян образ Георгия Саакадзе в монументе, созданном М. Бердзенишвили Амашукели Э. Мать-Грузия (Картлис Деда). Алюминий, сталь. 1963. Тбилиси. Памятник основателю Тбилиси — Вахтангу Горгасали. Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки и Д. Мардебадзе. Бронза, гранит, 1967 год. Конный памятник полководцу Георгию Саакадзе, М. Бердзенишвили, Каспи, 1972

В числе известных мемориалов крупный архитектурно-скульптурный ансамбль в Саласпилсе недалеко от Риги (1967 -1969, В числе известных мемориалов крупный архитектурно-скульптурный ансамбль в Саласпилсе недалеко от Риги (1967 -1969, скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, архитекторы Г. Асарис, О. Закаменный, И. Страутманис). Поставив своей целью увековечить память сотен тысяч жертв одного из самых страшных гитлеровских лагерей смерти, скульпторы и архитекторы добились сильнейшего впечатления на зрителя

В числе завершенных в последние годы мемориалов самым крупным по своим замыслам и масштабам В числе завершенных в последние годы мемориалов самым крупным по своим замыслам и масштабам является ансамбль в Волгограде (1963 -1967, скульпторы Е. Вучетич, В. Матросов, А. Новиков, А. Тюренков, архитекторы Я. Белопольский, В. Демин)

В конце 50 -х – начале 60 -х годов начался плодотворный период дальнейшего развития В конце 50 -х – начале 60 -х годов начался плодотворный период дальнейшего развития и обогащения почти всех видов и жанров советской пластики. Подлинно этапными произведениям в развитии станковых скульптурных композиций явилась группа Ю. Нероды «Керамисты» (1960), «Чувашские колхозники» (1961) Ю. и И. Александровых и «Камчатские рыбаки (1959) Д. Шаховского- жанровые варианты группового портрета в полуфигурными изображениями персонажей. Ю. Г. Нерода. Керамисты. Цветной бетон. 1961 г Д. М. Шаховской. Камчатские рыбаки (1959)

 70 -80 -е годы характерны расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как 70 -80 -е годы характерны расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как Шаховской, Жилинская, Митлянский. В их работах ярко проявляется романтика, любовь к простым людям. Композиция 'Музы' на здании Тульского областного драматического театра им. М. Горького (совместно с И. Васнецовой и Д. Шаховским). 1970. "Реквием 1941" Памятник героямвыпускникам школы N 110 им. Ф. Нансена. 1971 г. Д. Ю. Митлянский О. В. Малышева. "Моряки". 1972. Мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам в Риге. Открыт в 1971. Скульптор В. К. Алберг, архитекторы Д. Я. Дриба, Г. Р. Лусис-Гринберг. Л. Давыдова-Медене. Портрет скульптура Т. Залькална, 1970

Для советской скульптуры 70 -х характерен подъем художественного мастерства. Произошел выход скульптуры на открытый Для советской скульптуры 70 -х характерен подъем художественного мастерства. Произошел выход скульптуры на открытый воздух, включение их в интерьер города, ансамбли улиц, площадей парков и др. Памятник Героям Гражданской войны (Каховка), А. Бурганов, 1970 Фонтан «Три сестры» (Три реки) Амударья, Сырдарья, Зарафшан. 1971 -1973 годы. Б. Свинин Монумент Дружбы народов, 1972 г. (А. Н. Бурганов)