Скачать презентацию СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1917 -1932 гг Первая типовая Скачать презентацию СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1917 -1932 гг Первая типовая

Советская архитектура 1917-1932 гг..pptx

  • Количество слайдов: 155

СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1917 -1932 гг. СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1917 -1932 гг.

Первая типовая жилая секция, Моссовет, 1925 г. Первая типовая жилая секция, Моссовет, 1925 г.

Жилой комплекс на ул. Усачёва, Москва, 1926 -1927 гг. Жилой комплекс на ул. Усачёва, Москва, 1926 -1927 гг.

Проект жилого комбината Стройкома РСФСР, Москва, 1920 -е гг. Арх. М. Барщ, В. Владимиров Проект жилого комбината Стройкома РСФСР, Москва, 1920 -е гг. Арх. М. Барщ, В. Владимиров

Конкурсный проект показательных домов для рабочих Москва, 1922 г. Арх. К. Мельников Конкурсный проект показательных домов для рабочих Москва, 1922 г. Арх. К. Мельников

Жилой дом сотрудников Госстраха Москва, 1920 -е гг. Арх. М. Гинзбург Жилой дом сотрудников Госстраха Москва, 1920 -е гг. Арх. М. Гинзбург

Жилой дом сотрудников Наркомфина Москва, 1920 -е гг. Арх. М. Гинзбург Жилой дом сотрудников Наркомфина Москва, 1920 -е гг. Арх. М. Гинзбург

Студенческий дом-коммуна Москва, 1929 -1930 гг. Арх. И. Николаев Студенческий дом-коммуна Москва, 1929 -1930 гг. Арх. И. Николаев

Павильон «Известий ВЦИК» на Всероссийской выставке, 1923 г. Арх. И. Жолтовский Павильон «Известий ВЦИК» на Всероссийской выставке, 1923 г. Арх. И. Жолтовский

Павильон «Махорка» на Всероссийской выставке, 1923 г. Арх. К. Мельников Павильон «Махорка» на Всероссийской выставке, 1923 г. Арх. К. Мельников

Конкурсный проект Дворца Труда 1922 -1923 гг. Арх. Н. Троцкий Конкурсный проект Дворца Труда 1922 -1923 гг. Арх. Н. Троцкий

Конкурсный проект Дворца Труда 1922 -1923 гг. Арх. братья Веснины Конкурсный проект Дворца Труда 1922 -1923 гг. Арх. братья Веснины

Конкурсный проект Дворца Труда 1922 -1923 гг. Арх. И. Голосов Конкурсный проект Дворца Труда 1922 -1923 гг. Арх. И. Голосов

Рационализм — советский авангардистский метод в архитектуре, получивший развитие в 1920 -е — начале Рационализм — советский авангардистский метод в архитектуре, получивший развитие в 1920 -е — начале 1930 -х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма. В 1920 -е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Ладовский Николай Александрович (1881— 1941) — советский архитектор, творческий лидер рационализма. Создатель АСНОВА (1923) Ладовский Николай Александрович (1881— 1941) — советский архитектор, творческий лидер рационализма. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов АРУ (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм. Так, творческий лидер рационализма не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания. Но, в первую очередь, считал главным понимание основных принципов архитектуры не на анализе опыта и новой техники и материалов, а на логическом анализе формы. Полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить выработанную композицию на бумагу. Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие «пространство» . Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством» . Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве. Ладовскому принадлежит один из ранних планов развития Москвы, предшественник Генерального плана реконструкции Москвы. По Ладовскому, при традиционном развитии в радиально-кольцевом городе кольца вынуждены расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту. Он предложил разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении. Москва должна была принять форму параболы ( «парабола Ладовского» ) или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом.

Константин Степанович Мельников (22 июля 1890 — 28 ноября 1974) — советский архитектор, художник Константин Степанович Мельников (22 июля 1890 — 28 ноября 1974) — советский архитектор, художник и педагог, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923— 1933 годах. Ещё в 1930 -е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности. По воспоминаниям о годах обучения самого Мельникова, архитектура в то время навивала на него скуку и он поступил на архитектурное отделение исключительно по настоянию своего учителя. Руководителем класса был Ф. О. Богданович, знаток архитектурных стилей. Учителями Мельникова на архитектурном отделении были известные академики архитектуры: И. В. Жолтовский, И. А. Иванов-Шиц, С. В. Ноаковский. В годы обучения начинает работать помощником на различных постройках московских архитекторов, в основном по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин» . В виде преддипломной практики было поручено разработать фасады строившегося в ту пору первого в России автомобильного завода АМО. В 1918 году по приглашению И. В. Жолтовского, в числе лучших выпускников МУЖВЗ, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную артель советского времени. Мастерской руководили И. В. Жолтовский ( «Главный мастер» ) и А. В. Щусев ( «Старший мастер» ). Вместе с К. С. Мельниковым в мастерской работало двенадцать мастеров ( «апостолов» , как шутили сами архитекторы), среди которых были прославленные в будущем архитекторы Л. А. Веснин, братья Голосовы, Н. А. Ладовский, В. Д. Кокорин, А. М. Рухлядев. Мастерской разрабатывались проекты по перепланировке и реконструкции Москвы — план «Новая Москва» , проектировались народные дома, школы, жильё для рабочих, агитдоски. Первые проекты выполнены в стиле неоклассицизма, однако постепенно Мельников переносит центр тяжести в создании архитектурного образа с ордерных деталей на общую объёмно-пространственную композицию.

После преобразования в 1920 году Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских в ВХУТЕМАС, После преобразования в 1920 году Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских в ВХУТЕМАС, летом того же года К. С. Мельников становится его профессором. На архитектурном факультете ВХУТЕМАСа постепенно оформляются три центра со своими концепциями и принципами преподавания: Академические мастерские (руководитель И. В. Жолтовский, преподаватели А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, Л. А. Веснин и другие), Объединённые левые мастерские (Обмас) (Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский) и отдельная мастерская И. А. Голосова и К. С. Мельникова, носившая поочерёдно названия: Синтетическая мастерская № 2, Мастерская экспериментальной архитектуры, Новая академия. Мельникова привлекала концепция формообразования Н. Ладовского и он даже вступил в созданную им в 1923 году творческую организацию архитекторов-рационалистов АСНОВА. Появление в 1922— 1923 гг. первых новаторских произведений Мельникова для многих оказалось неожиданным. Они не укладывались ни в какие школы и течения, вызывая восторг у одних, непонимание и отрицание у других. Мельников проектировал многочисленные клубы и другие общественные здания, а также жилые дома, крупные гаражи, во многом определив облик Москвы 1920 -х. В 1926 году заинтересовался схемой движения автомобилей при парковании и в результате выдвинул предложение о «прямоточной системе» паркования, при которой резко сокращались помехи и передвижения автомобилей при занятии и покидании парковочного места.

В 20— 30 -е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему В 20— 30 -е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Мельникову. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры. Одним из самых известных творений зодчего, а по мнению некоторых исследователей наследия К. С. Мельникова — вершиной его творчества и шедевром русской архитектуры, стал построенный им в 1927— 1929 годах для себя и своей семьи дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве. Объёмная композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, образуя тем самым необычную форму плана в виде цифры « 8» . Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Мельников использовал и целый ряд художественных находок, экспериментируя с формой, пространством и освещением. Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.

Творчество К. С. Мельникова сложно однозначно отнести к какому-либо конкретному архитектурному стилю. Нередко архитектурные Творчество К. С. Мельникова сложно однозначно отнести к какому-либо конкретному архитектурному стилю. Нередко архитектурные произведения Мельникова характеризуют как постройки в духе конструктивизма или функционализма. Однако, при известных чертах внешнего сходства, творчество Мельникова было вне модных в то время архитектурных течений и он категорически возражал, когда его постройки относили к этим стилям. Творческий почерк Мельникова значительно сложнее главного тезиса функционализма «форма следует функции» . Работая над сериями зданий одного типа (например, клуб, гараж), Мельников на практике показывал, что одна и та же функция может быть вложена в разные объёмно-пространственные формы. Своим творчеством Мельников показывает ценность для архитектуры и самой формы, способной вмещать в себя различные функции (например, форма цилиндра была использована архитектором при проектировании собственного дома, дома-коммуны, клуба). Помимо функции и формы Мельников активно использовал в своих произведениях архитектурные конструкции. В своих проектах архитектор выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений ( «живые стены» , консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции и т. п. ) и часть их было осуществлено на практике.

Бахметьевский гараж Москва, 1926 -1927 г. Арх. К. Мельников Бахметьевский гараж Москва, 1926 -1927 г. Арх. К. Мельников

Гараж грузовых машин на Новорязанской улице Москва, 1926 -1929 г. Арх. К. Мельников Гараж грузовых машин на Новорязанской улице Москва, 1926 -1929 г. Арх. К. Мельников

Гараж ВАО «Интурист» Москва, 1932 -1934 г. Арх. К. Мельников Гараж ВАО «Интурист» Москва, 1932 -1934 г. Арх. К. Мельников

Гараж Госплана Москва, 1934 -1936 г. Арх. К. Мельников Гараж Госплана Москва, 1934 -1936 г. Арх. К. Мельников

Дом-мастерская К. Мельникова Москва, 1927 -1929 г. Арх. К. Мельников Дом-мастерская К. Мельникова Москва, 1927 -1929 г. Арх. К. Мельников

Уникальным в доме Мельникова является уже то, что в конце 1920 -х годов, когда Уникальным в доме Мельникова является уже то, что в конце 1920 -х годов, когда в СССР шло сворачивание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили построить частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений. 1) дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением. Здесь архитектор апробировал идею круглого дома, которую затем хотел использовать в других проектах; 2) в середине 1920 -х годов Константин Мельников являлся одним из самых крупных и признанных не только в СССР, но и в мире советских архитекторов. 3) архитектор строил свой дом-мастерскую, имея большое количество реальных заказов и мог выделить из семейного бюджета средства на строительство. Возведение дома осуществлялось строительной организацией Московского коммунального хозяйства исключительно на средства архитектора. В силу того, что строящееся здание рассматривалось как опытно-показательное сооружение, Мельников был также освобождён от земельной ренты. Конструкции стен и перекрытий дома-мастерской не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений, несколько из которых были Мельниковым впоследствии запатентованы. Стены дома были выполнены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. Кладка осуществлялась по проекту со сдвигом вдоль стены через ряд и поперёк стены через два ряда. В результате такой конструкции, как писал сам Мельников, в наружных стенах дома образовались 124 шестиугольных проёма. Бо льшая часть просветов была заложена, но около 60 -ти оставлены под окна и ниши. Оригинальный каркас стен создаёт возможность в процессе эксплуатации дома, не ослабляя несущих конструкций, менять в случае необходимости расположение оконных проёмов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие. Ненужные проёмы закладывались битым кирпичом и строительным мусором, что позволило значительно удешевить стоимость строительства и сэкономить строительные материалы — как вспоминают современники строительства, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора. Помимо очевидной экономии, предложенная Мельниковым система кладки позволила обеспечить распределение напряжений равномерно по всей стене и исключить потребность в несущих столбах и перемычках. Не менее оригинальной была конструкция междуэтажных перекрытий, выполненная из деревянного тёса, поставленного на ребро. Перекрытия дома напоминают сетчатые перекрытия-оболочки В. Г. Шухова. «Отсутствие у нас средств заменилось обилием архитектурной фантазии, — писал Мельников. Доски перекрытия пересекаются под прямым углом, образуя сетку из квадратных ячеек размером 0, 5 х0, 5 м. Сверху и снизу эта сетка зашита деревянным настилом. В результате этого в устройстве междуэтажных перекрытий не использованы колонны, стропила и балки, а перекрытие конструктивно работает как единая плита-мембрана. Такое перекрытие обеспечивает конструктивную надежность, даже прогибаясь под тяжестью.

Клуб им. Русакова Москва, 1927 г. Арх. К. Мельников Клуб им. Русакова Москва, 1927 г. Арх. К. Мельников

Павильон СССР на Парижской выставке Париж, 1925 г. Арх. К. Мельников Павильон СССР на Парижской выставке Париж, 1925 г. Арх. К. Мельников

Клуб завода «Каучук» Москва, 1927 -1928 гг. Арх. К. Мельников Клуб завода «Каучук» Москва, 1927 -1928 гг. Арх. К. Мельников

Клуб фабрики «Свобода» Москва, 1927 -1929 гг. Арх. К. Мельников Клуб фабрики «Свобода» Москва, 1927 -1929 гг. Арх. К. Мельников

Клуб Фабрики «Буревестник» Москва, 1928 -1929 гг. Арх. К. Мельников Клуб Фабрики «Буревестник» Москва, 1928 -1929 гг. Арх. К. Мельников

Лазарь Маркович Лисицкий (2 ноября 1890 – 30 декабря 1941) – советский художник и Лазарь Маркович Лисицкий (2 ноября 1890 – 30 декабря 1941) – советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий» . Один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском Политехническом институте. Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна. Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности. В решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «вертикальных небоскрёбов» для Москвы, 1923 -1925 гг. ). В 1930 -1932 гг. по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк» . Здание отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в плане похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» .

Проект трибуны для площади (Ленинская трибуна) Москва, 1920 -1924 гг. Арх. Э. Лисицкий Проект трибуны для площади (Ленинская трибуна) Москва, 1920 -1924 гг. Арх. Э. Лисицкий

Проекты «горизонтальных небоскрёбов» Москва, 1923 -1925 гг. Арх. Э. Лисицкий Проекты «горизонтальных небоскрёбов» Москва, 1923 -1925 гг. Арх. Э. Лисицкий

Конструктивизм - советский авангардистский метод в архитектуре. Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого Конструктивизм - советский авангардистский метод в архитектуре. Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926— 1928 гг. ), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмнопланировочная структура (форма соответствует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

Моисей Яковлевич Гинзбург (4 июня 1892 — 7 января 1946) — советский архитектор и Моисей Яковлевич Гинзбург (4 июня 1892 — 7 января 1946) — советский архитектор и автор теоретических работ по конструктивизму, один из лидеров конструктивизма. Окончил Коммерческое училище, занимался в Парижской академии изящных искусств, Архитектурной школе Тулузы и Миланской академии художеств. Продолжил образование на архитектурном отделении Рижского политехникума. В 1917 году получил диплом инженера-строителя. Приступил к первой работе — строительству особняка в Евпатории, в проекте которого заметен интерес зодчего к модерну. В 1917— 1921 годах жил в Крыму, где изучал народное зодчество крымских татар. C 1921 года преподавал в МВТУ и во ВХУТЕМАСе, разрабатывал вопросы архитектурной композиции. В 1923 году опубликовал доклад «Ритм в архитектуре» , а в 1924 — книгу «Стиль и эпоха» . В ней прогнозирует пути развития современной архитектуры, её связи с техническим прогрессом и социальными изменениями. Эти работы способствовали созданию теоретической основы конструктивизма, который вскоре оформился как самостоятельное архитектурное направление. Одновременно с теоретической работой в первой половине 1920 -х гг. создал проекты Дворца труда, Дома текстилей, Крытого рынка, Дома Оргаметалла, Дома Русгерторга (все в Москве), Дома Советов в Махачкале, Дома правительства в Алма-Ате. Во второй половине 1920 -х годов он занимался преимущественно проблемами жилья: жилой дом сотрудников Госстраха (1926 -27), жилой домкоммуну Наркомфина с обобществлённым коммунально-бытовым обслуживанием (1928 -29). На рубеже 1920 -1930 -х гг. увлёкся идеями дезурбанизации, принял участие в проектировании «Зелёного города» — жилого района в предместьях Москвы. В начале 1930 -х гг. возглавлял группу проектировщиков, работавшую над проектом районной планировки Южного берега Крыма. По проекту Гинзбурга был построен санаторий Наркомтяжпрома им. Серго Орджоникидзе в Кисловодске. В годы ВОВ возглавлял в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 спроектировал и построил жилой поселок для горняков Подмосковного угольного бассейна.

Конкурсный проект конторского здания АО «Оргаметалл» Москва, 1926 -1927 гг. Арх. М. Гинзбург Конкурсный проект конторского здания АО «Оргаметалл» Москва, 1926 -1927 гг. Арх. М. Гинзбург

Братья Веснины – знаменитые советские архитекторы, работавшие в творческом содружестве. Основатели Объединения современных архитекторов Братья Веснины – знаменитые советские архитекторы, работавшие в творческом содружестве. Основатели Объединения современных архитекторов (ОСА). Возглавляли такое направление как конструктивизм. Преподавали в МВТУ, МАРХИ и Вхутемасе. Леонид Александрович Веснин (28 ноября 1880 — 8 октября 1933) Виктор Александрович Веснин (9 апреля 1882 — 17 сентября 1950) Александрович Веснин (16 мая 1983 — 7 августа 1959)

В 1891 году Виктор и Александр поступили в Московскую практическую академию, где к тому В 1891 году Виктор и Александр поступили в Московскую практическую академию, где к тому времени уже учился их старший брат Леонид. Затем поступили в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). В столице братья жили вместе, одновременно с учёбой продолжая заниматься рисунком и живописью в студии художника Я. Ф. Ционглинского. После закрытия ПИГИ как очага студенческого революционного движения, а также в связи с трудным материальным положением отца архитекторов, братья возвратились в Москву, где начали работать в архитектурных мастерских известных зодчих — И. А. Иванова-Шица, Р. И. Клейна, П. П. Висьневского и других. С самого начала творческого пути братья Веснины начали работать над проектами совместно. Как отмечает один из исследователей творчества А. А. Веснина С. О. Хан-Магомедов, определить долю участия каждого из братьев в их совместных проектах чрезвычайно сложно. Одновременно с работой в архитектурных конторах принимали в 1910 -х годах активное участие в многочисленных конкурсах, проводимых Московским архитектурным обществом (МАО). Известность работам братьев принесло участие в конкурсах на проект здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (первая премия) и дома МАО. Проекты Весниных начали публиковаться в специализированных архитектурных журналах. В 1913— 1916 годах Весниными была осуществлена первая крупная самостоятельная работа — домособняк Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде, возведённого в духе русского классицизма. В дореволюционный период Веснины работали в основном в Москве. В годы первой мировой войны Александр и Леонид были призваны в действующую армию, тогда как Виктор продолжил архитектурную практику, выполняя заказы на проектирование промышленных зданий военного назначения. Заказы на проектирование химических заводов А. И. Бурнаева под Кинешмой, Красавина в Жилёве, а также заводы в Пензе и Тамбове Веснин получил благодаря своим семейным и деловым связям. При постройке производственных сооружений В. А. Веснин использовал простые композиционные приёмы, иногда обращаясь к стилизациям с использованием элементов ордерной архитектуры. Применённое архитектором при постройке производственных корпусов сплошное остекление фасадов способствовало не только лучшему освещению помещений, но и свидетельствовало о поиске новых средств художественной выразительности.

В первые годы после революция братья работали в основном самостоятельно. В. А. Веснин продолжил В первые годы после революция братья работали в основном самостоятельно. В. А. Веснин продолжил проектирование промышленных сооружений. Объединение творческих сил братьев впервые после революции произошло при разработке ими в 1922 году конкурсного проекта Дворца труда. Проект стал для Весниных программным и, несмотря на то, что получил лишь третью премию, во многом определил развитие советской архитектуры и фактически стал декларацией её нового направления — конструктивизма. В этом и последующих «конструктивистских» проектах Веснины уделяли особое внимание выразительности объёмно-пространственной композиции и архитектурнохудожественному образу сооружения. В. А. Веснин подчёркивал, что «план и фасад составляют неразрывное целое, что любой выступ плана отражается на фасаде, закрепляет его основные пропорции» . Виктор Александрович категорически отрицал широко применяемый в те годы метод работы сначала над планом, затем над фасадом и перспективой: «Всякое архитектурное произведение трёхмерно, поэтому необходимо приучиться проектировать, работая над планом, разрезами, фасадами и перспективой одновременно, параллельно, комплексно. Надо приучить себя думать не об отдельных пропорциях и частях, а об объёме, о сооружении в целом» . 1920 -е годы братья участвуют в многочисленных проектах, многие из которых вошли в золотой фонд советской архитектуры. Среди этих проектов — здание московской конторы газеты «Ленинградская правда» на Страстном бульваре, дома акционерного общества «Аркос» , Народного дома в Иванове (1924 г. ), Центрального телеграфа (1925 г. ), Библиотеки имени В. И. Ленина (1928 г. ), Музыкального театра массового действа в Харькове (1930 г. ) и ряд других. [22] В это десятилетие по проектам братьев были построены здание Ивсельбанка в Иванове (1926 г. ), санаторий «Горный воздух» в Мацесте (1928 г. ), рабочие клубы на бакинских нефтяных промыслах (1926— 1929 гг. ), универсальный магазин на Красной Пресне в Москве (1927— 1929 гг. ). [22] К этому же периоду относится активная деятельность Весниных в Объединении современных архитекторов (ОСА): Александр Веснин в 1925 году возглавил Общество, а Виктор Александрович стал одним из его заместителей.

На конец 1920 -х — начало 1930 -х годов пришёлся расцвет творческой деятельности Весниных. На конец 1920 -х — начало 1930 -х годов пришёлся расцвет творческой деятельности Весниных. В этот период по проектам братьев проектируется Днепро. ГЭС (1929 г. ), театр массового музыкального действа в Харькове (1930 г. ) и Дворец культуры пролетарского района в Москве (1931 г. ). Сами Веснины также выделяли в своём творчестве проекты театра в Харькове и Днепро. ГЭС, называя их одними «из наиболее удачных работ» . Посетивший в этот период Москву архитектор Ле Корбюзье писал Весниным: «Я снова рассматриваю Ваши проекты и бесконечно восхищаюсь вкусом, с которым Вы их выполнили» . После выхода в 1932 году Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в стране были ликвидированы большинство существовавших в то время творческих объединений и союзов, включая созданное и работающее при активном участии Весниных Объединение современных архитекторов. В том же году В. А. Веснин возглавил оргкомитет по созданию нового творческого объединения зодчих — Союза архитекторов СССР. В 1936 году Виктор Веснин стал первым президентом Академии архитектуры СССР, а в следующем году возглавил Союз архитекторов. Наряду с общественной деятельностью, В. А. Веснин продолжал активно заниматься архитектурным проектированием. Являясь руководителем архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома, Веснин фактически руководил всей промышленной архитектурой СССР. Среди проектов, выполненных архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома — реконструкция ЗИЛа, проектирование и строительство Камской электростанции, планировка Большого Запорожья, разработка серии типовых жилых домов, планировка и застройка Октябрьска, Небит-Дага, Новокуйбышевска, Туймазы, Лениногорска и ряд других проектов. Авторскими работами Веснина, выполненными им во главе архитектурной мастерской Наркомтяжпрома, являются неосуществлённые проекты станции метро Павелецкая (1938 г. ) и мемориальной железнодорожной станции Горки-Ленинские (1938 г. ). В период 1930 -х — начала 1940 -х годов Веснины выполнили также конкурсные проекты Дворца Советов (1932, 1933 гг. ), эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проект театра им. В. И. Немировича-Данченко, варианты конкурсного проекта здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936 гг. ) и проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941 г. ) и ряд других.

Волховская ГЭС, Ленинградская обл. , 1919 -1926 гг. Арх. В. Веснин Волховская ГЭС, Ленинградская обл. , 1919 -1926 гг. Арх. В. Веснин

Днепрогэс, Запорожье, 1929 -1932 гг. Арх. В. Веснин Днепрогэс, Запорожье, 1929 -1932 гг. Арх. В. Веснин

Конкурсный проект здания Московского отделения «Ленинградской правды» Москва, 1924 г. Арх. братья Веснины Конкурсный проект здания Московского отделения «Ленинградской правды» Москва, 1924 г. Арх. братья Веснины

Дворец культуры Пролетарского района Москва, 1931 -1937 гг. Арх. братья Веснины Дворец культуры Пролетарского района Москва, 1931 -1937 гг. Арх. братья Веснины

Проект здания Наркомтяжпрома Москва, 1931 -1937 гг. Арх. братья Веснины Проект здания Наркомтяжпрома Москва, 1931 -1937 гг. Арх. братья Веснины

Михаил Осипович Барщ (29 января 1904 — 8 ноября 1976) — советский архитектор. В Михаил Осипович Барщ (29 января 1904 — 8 ноября 1976) — советский архитектор. В 1920 -1926 учился во Вхутемасе-Вхутеине у И. В. Жолтовского и В. А. Веснина. В 1921 -1923 под руководством Н. В. Рыльского работал в комиссии по ремонту и реставрации Кремля. В 1925 -1926 помощник Б. М. Иофана. Член Объединения современных архитекторов (с 1925). В 1935 -1960 преподавал в Московском архитектурном институте (с 1947 профессор). Участник многих конкурсов, в том числе на проекты домакоммуны (1929, с В. Н. Владимировым) в Москве, «зелёного города» под Москвой (1930, с М. Я. Гинзбургом), Дворца Советов (1957, 1958). В 1950 -1958 принимал участие в проектировании и строительстве Ленинского проспекта, площади Якуба Коласа, жилых домов в Минске (Государственная премия БССР, 1968). Наиболее известная работа Барща - построенное в духе конструктивизма здание Планетария в Москве. Среди других работ в Москве: экспериментальный домкоммуна (Гоголевский бульвар, 8; 1928 -1933, с В. Н. Владимировым, И. Ф. Милинисом и др. ), застройка квартала по Большой Грузинской улице (1930 -е гг. ), ЦНИИ промышленного строительства в Вешняках (1939), жилой дом (Велозаводская улица, 6; 1956, с соавторами), универмаг «Детский мир» в Новых Черёмушках (1958, с Л. С. Аранаускасом). Один из авторов мемориального обелиска «Покорителям космоса» на проспекте Мира.

Планетарий Москва, 1927 -1929 гг. Арх. М. Барщ Планетарий Москва, 1927 -1929 гг. Арх. М. Барщ

Илья Александрович Голосов (1883— 1945) — советский архитектор, работавший в стиле символического романтизма и Илья Александрович Голосов (1883— 1945) — советский архитектор, работавший в стиле символического романтизма и конструктивизма. По окончании полного курса Строгановского художественно-промышленного училища поступил в МУЖВЗ, которое окончил в 1912 году, получив звание архитектора. Во время учёбы работал помощником у И. Кузнецова, С. Соловьёва, А. Щусева, И. Грабаря. Первые работы отличаются стилевым разнообразием. Было построено несколько особняков. Он спроектировал несколько доходных домов и церквей. В 1914 году призван в армию, до конца войны занимался строительством сооружений для тыловых частей. В 1918 году поступил в архитектурную мастерскую Моссовета, которой руководил И. Жолтовский, и под его влиянием увлекся формообразованием в архитектуре. В 1918 году в рамках разработки первого плана реконструкции Москвы, Голосов разрабатывает проект планировки одного из районов. В феврале 1919 года проекты Голосова получили три первых премии на конкурсе крематория в Москве. Проекты были выполнены в стиле неоклассицизма и послужили толчком к переосмыслению истоков формообразования и созданию теории «построения архитектурного организма» . В 1918— 1923 годах Голосов принимает активное участие в конкурсах на малоэтажные жилые дома и различные общественные и хозяйственные сооружения для села, используя традиции народного жилища и опыт пригородного строительства. С 1925 года Голосов создаёт множество конструктивистских проектов: «Дом текстиля» (1925, совместно с Б. Улиничем), Русгерторг (1926), Электробанк (1926), Дом культуры имени Зуева (1928). В своих проектах он сплавляет в единое целое крупные формы с простой геометрией (куб, параллелепипед и цилиндр), длинные плоскости фасадов разбивает переплётами окон. Голосов являлся членом Объединения современных архитекторов (ОСА) вместе с Моисеем Гинзбургом, братьями Весниными, Иваном Леонидовым и другими. [

Конкурсный проект здания Московского отделения «Ленинградской правды» Москва, 1924 г. Арх. И. Голосов Конкурсный проект здания Московского отделения «Ленинградской правды» Москва, 1924 г. Арх. И. Голосов

Проект здания Электробанка Москва, 1926 г. Арх. И. Голосов Проект здания Электробанка Москва, 1926 г. Арх. И. Голосов

Клуб им. Зуева Москва, 1927 -1929 г. Арх. И. Голосов Клуб им. Зуева Москва, 1927 -1929 г. Арх. И. Голосов

Пантелеймон Александрович Голосов (1883— 1945) — советский архитектор-конструктивист. Окончил Строгановское художественно-промышленное училище в Москве Пантелеймон Александрович Голосов (1883— 1945) — советский архитектор-конструктивист. Окончил Строгановское художественно-промышленное училище в Москве (1898— 1906) со званием художника «прикладных искусств» и МУЖВЗ (1906— 11) — со званием архитектора. В 1910 -е годы ненадолго обращается к неоклассике, работает в стиле модерн. В 1912 -1914 гг. состоял архитектором в Московском акционерном обществе для производства цемента, по его проекту в районе Коломенского был построен поселок для рабочих и служащих завода и дом-особняк директора. После 1918 года работал в Архитектурной мастерской Моссовета, участвовал в составлении плана «Новая Москва» , в проектировании Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. В числе наиболее интересных конструктивистских проектов Народный дом имени В. И. Ленина в Иванове-Вознесенске (конкурс 1924 г. ); Дом Советов в Брянске (1924); Институт минерального сырья в Москве (1925, выполнен по особому заказу вне конкурса); республиканская больница в Самарканде (1925); окружная больница в Ростове-на-Дону (1927, осуществлено); здание Промакадемии в Москве (1927); почтамт в Харькове (1927); кинофабрика в Москве (1927); библиотека имени В. И. Ленина в Москве (1928); Наркомзем в Москве (1928), Дом промышленности в Москве (1929) и др. Во всех этих проектах, где архитектор использовал новейшие каркасные конструкции и большие застекленные пространства, конструктивная легкость построек органично сочеталась с рациональной пространственно-планировочной структурой. В 1925– 1932 гг. Голосов состоял в Объединении современных архитекторов (ОСА). Голосов увлекался идеей создания города-сада (проект поселка Грознефть, 1920 -е гг. ), работал практически во всех жанрах: проектировал типовые рабочие клубы (1927— 1930), разработал экономичный тип жилого дома в Иваново (1924– 1925). В 1927 г. в Москве по его проекту был построен хлебозавод, а образцово-показательный совхоз «Зерноград» (1929– 1930), повлиял на развитие общего направления сельской архитектуры.

Проект кинофабрики Москва, 1927 г. Арх. П. Голосов Проект кинофабрики Москва, 1927 г. Арх. П. Голосов

Проект клуба рабочих Москва, 1920 -е гг. Арх. П. Голосов Проект клуба рабочих Москва, 1920 -е гг. Арх. П. Голосов

Проект почтамта Харьков, 1927 г. Арх. П. Голосов Проект почтамта Харьков, 1927 г. Арх. П. Голосов

Полиграфический комбинат газеты «Правда» Москва, 1931 -1935 г. Арх. П. Голосов Полиграфический комбинат газеты «Правда» Москва, 1931 -1935 г. Арх. П. Голосов

Иван Ильич Леонидов 9 февраля 1902 — 6 ноября 1959) - советский архитектор, представитель Иван Ильич Леонидов 9 февраля 1902 — 6 ноября 1959) - советский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной» архитектуры. В 1921 году был направлен в Москву на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Через год перешёл в архитектурную мастерскую А. Веснина. В 1925— 1926 был премирован за конкурсные проекты улучшенной крестьянской избы, жилых домов Гостекстильтреста в Иванове, здания Государственного Белорусского университета в Минске, типовых рабочих клубов на 500 и 1000 человек. В 1926 году начал издавать свои проекты в журнале «Современная архитектура» . 1927— 1930 годы — время самой плодотворной и творческой активности архитектора. Он активно участвует в деятельности ОСА, выступает на дискуссиях, выполняет множество конкурсных проектов, а с 1928 года начинает преподавательскую деятельность. В 1929— 1930 годах творчество Леонидова было подвергнуто резкой критике. В журнале «Искусство в массы» была опубликована статья «Леонидовщина и ее вред» . Ответ опубликован в журнале «Современная архитектура» . Журнал был закрыт, Леонидов был вынужден уйти из института. В 1931 году поступает на работу в Государственный институт по проектированию городов (Гипрогор), и на полгода уезжает в Игарку на строительство. После возвращения разрабатывает проектпредложение реконструкции Москвы вместе со своими бывшими учениками. В 1932— 1933 годах возглавляет одну из мастерских Моспроекта. В 1934 году переходит на работу в мастерскую Моисея Гинзбурга, где возглавляет творческую бригаду. В 1941 году был призван в армию. На фронте в составе саперного батальона участвовал в оборонительных боях под Воронежем. В 1943 году был контужен и демобилизован из армии. После войны вынужденно занимался оформлением выставок. Под впечатлением ужаса войны архитектор работает над проектом Города Солнца, где главная тема — счастье людей.

Конкурсный проект Дома промышленности Москва, 1929— 1930 гг. Арх. И. Леонидов Конкурсный проект Дома промышленности Москва, 1929— 1930 гг. Арх. И. Леонидов

Проект Института В. И. Ленина Москва, 1927 г. Арх. И. Леонидов Проект Института В. И. Ленина Москва, 1927 г. Арх. И. Леонидов

Проект здания Наркомтяжпрома Москва, 1931 -1937 гг. Арх. И. Леонидов Проект здания Наркомтяжпрома Москва, 1931 -1937 гг. Арх. И. Леонидов

Здание Центросоюза Москва, 1929 -1936 гг. Арх. Ле Корбюзье Здание Центросоюза Москва, 1929 -1936 гг. Арх. Ле Корбюзье

Здание Госпрома Харьков, 1926 -1928 гг. Арх. С. Серафимович. М. Фельгер, С. Кравец Здание Госпрома Харьков, 1926 -1928 гг. Арх. С. Серафимович. М. Фельгер, С. Кравец

Международный конкурс на проект памятника-маяка Колумбу в Санто-Доминго (1929 г. ). Проект арх. А. Международный конкурс на проект памятника-маяка Колумбу в Санто-Доминго (1929 г. ). Проект арх. А. В. Бунина, Т. Н. Варенцова и Г. Т. Проект арх. К. С. Мельникова. Основная идея Крутикова. Нижняя сфера (музей Колумба) проникновение европейской культуры в Америку. символизирует Землю, верхняя - первую планету, которой достигнет человек при покорении космоса

Проект памятника III Интернационалу 1919 г. , арх. В. Татлин Проект памятника III Интернационалу 1919 г. , арх. В. Татлин

Эта модель была скорее плодом отвлеченных архитектурных фантазий, чем реальным архитектурным проектом. В ней Эта модель была скорее плодом отвлеченных архитектурных фантазий, чем реальным архитектурным проектом. В ней обнажена суть того направления архитектурной мысли, которое можно назвать символическим романтизмом. Эта модель показывала характерные сдвиги в сознании ряда художников-беспредметников, изверившихся в своих формалистических исканиях в области станковой живописи и ищущих выхода в «производственном» искусстве, в создании полезных вещей. По идее автора 400 -метровая «Башня III Интернационала» должна была представлять собой три огромных стеклянных помещения в форме куба, пирамиды и цилиндра, расположенных один над другим и опоясанных стальной спиралью (четвертый объём, в виде полушария, завершал всю композицию). Эти помещения должны были находиться в постоянном вращательном движении, но с различными скоростями: нижний куб — со скоростью один оборот в год, средний (помещение в виде пирамиды) — один оборот в месяц, а верхний цилиндр — один оборот в сутки. Соответственно нижнее помещение предназначалось для конгрессов Коминтерна, среднее — для работы его исполнительных органов, а верхнее — для службы информации. Разумеется, этот проект с его наивной символикой был совершенно оторван от реальных технических и экономических возможностей того времени, да и вообще не считался с практическими нуждами, предъявляемыми к такого рода архитектурным сооружениям. И все же в этом проекте воплощены романтика и дерзновение духа многих архитектурных мечтаний первых революционных лет.

 «Летающий город» 1928 г. , арх. Г. Крутиков «Летающий город» 1928 г. , арх. Г. Крутиков