8.Цветцих.ppt
- Количество слайдов: 5
Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе 20 – 30 –х годов.
Период 20 30 гг. период становления советской педагогической науки и новой художественной школы. (в рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога) Разрабатывали методы. Широкое распространение получили 2 метода : метод комплексного обучения(20 г) метод развития свободного творчества(30 г) • В области рисунка, его теории и методики царил хаос. Вышедшие в 1921 году программы преподавания изобразительного искусства в единой трудовой школе в научном отношении имели серьезные недостатки. Программа указывала, что на первой ступени обучения "надо совершенно отказаться от обязательного рисования с натуры". В основе программы было предоставление детям полной свободы на уроках рисования. В начале 20 х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Формалисты сводили на нет значение методики, искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование ничего не давало детям для умственного развития, мешало их эстетическому воспитанию.
• В период "комплексной" программы (1923 — 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование. • В конце 20 х — начале 30 х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой и справедливой критике. Рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира. При обучении рисованию преподаватель должен был вести урок так, что бы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки, чтобы они рисовали осмысленно. • 1931 год: выпускается программа в основе которой лежит рисование с натуры. Программа отводила место тематическому, декоративное рисованию, а также беседам об искусстве. Беседы должны были знакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, способствовать идейному и политическому воспитанию.
Представлением теории свободного творчества был Бакушинский А. В. . он считал, что следует представлять полную свободу детскому воображению, детской художественной воле» Однако он допустил и серьезные ошибки , утверждая, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние 2 подсознательный родовой фактор» , что существует некая биологическая предрасположенность в развитии детского творчества, которую нельзя нарушать. Над вопросами методики трудились : Шухнин, Ланге, Соколов. Дейнека и др. в это время было издано множество пособий. Первое методическое пособие , ориентирующие учителя на методы реалистического искусства предложил Кондахчан. Возникает идея создания учебников по рисованию. В 1957 58 г. робные учебники для 1 класса Ростовцева. Позже для 3 4 кл. (были основаны на идеях Чистякова)
Известную роль в становлении методики преподавания ИЗО в школе сыграл Центральный дом художествен ного воспитания детей (ЦДХВД), в особенности Художественно методический совет, организованный при ЦДХВД в 1933 году. Хотя ЦДХВД в основном занимался вопросами внеклассной и внешкольной работы, в то же время он был единственным научно методическим центром по всем вопросам художественного воспитания детей. (Павлинов, Розыграев, Башилов, Кондахчан) • Большую помощь учителям рисования в те годы оказали следующие пособия: П. Ф. Павлинов. Графическая грамота: пособие для учителей средней школы. М. , 1933; Н. Р а д л о в. Рисование с натуры. Л. , 1935; Сборник зада ний по рисованию. М. ; Л. , 1938; Пособие по рисованию. /Под ред. Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева и К. Н. Корнилова. М. , 1938; Я. Б а ш и л о в, Е. Кондахчан. Детский рисунок. М. ; Л. , 1940. • Среди широко известных художников педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон.
8.Цветцих.ppt