ПАЛЕОГРАФИЯ_ЛЕКЦИЯ_6.ppt
- Количество слайдов: 191
Состав, структура и оформление памятников письменности
ПЛАН Основные виды рукописных памятников n Украшения в рукописях и старопечатных книгах n Стили оформления памятников письменности XI-XVII вв. n
Основные виды рукописных памятников n
n n n Большинство памятников древней письменности сохранилось в виде книг, грамот и свитков. Книги. Это слово обычно имело форму множественного числа – «кънигы» Форма единственного числа (книга) появляется в России сравнительно поздно. И первый известный случай такого употребления находится в рукописях 1397 года: «списана бысть книга сия» (Тактикон и Лицевая киевская псалтырь).
n n Книги писали на отдельных тетрадях, которые затем переплетали. Тетрадь обычно состояла из 8 листов (16 страниц), или точнее – из 4 листов, сложенных на половину. Обычай складывать тетрадь в 4 листа унаследован от греков. греч. tetra четыре
n n n Этот объём тетрадей впоследствии от рукописей перешёл и в печать. Такая тетрадь в 8 листов составляла 1 печатный лист. В книгах писали на обеих сторонах листа. Книги меньшего формата обыкновенно имеют строки в один столбец, а книги большего формата обыкновенно пишутся в два столбца
Грамоты n Грамота - от греческого = письмена, буквы; в позднем греческом языке это слово значит: письмо. Грамотой в древности назывался небольшой по размерам лист пергамена, бумаги или бересты с текстом с одной стороны. Грамоты – чаще всего актовые документы (акт-лат. -действие) – удостоверяющие какое либо действие, или они имеют личное происхождение (письма)
n Грамота XII в. «Се грамота от Ярины ко Онание…»
Грамота конца XIV в. «Поклон от Семена к невестке…»
Межевая грамота Кириллова и Фарафонова монастырей (1447 1469 гг. )
n n n Грамоты акты имеют чётко обозначенные начало и конец. Часто начало обозначается крестом – это символ молитвы «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» . Заканчиваются грамоты датой, подписью, печатью.
n n n Структура грамоты: Вступление ( «приступ» ) – кто, кому, когда, почему написал грамоту (се грамота от Ярины ко Онании; Мы, милостию Божией царь и самодержец…) Содержание – о чём грамота, что собираются делать, где, когда…(два игумена договариваются о размежевании леса) Санкция в случае нарушения условий грамоты (никто не имеет права отнять эту землю…. . будет проклят отцами никейскими…) «Реквизиты» дата, место, имя составителя.
n n n Ряд грамот, относящихся к одному делу, иногда склеивается вместе, одна под другую, и составляет столп или столбец, который затем свивается. Если грамот много, то столп получается значительных размеров и свитый доходит до 70 см в диаметре. Длина грамот в свитках достигает нескольких метров. Оригинал Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года имеет около 280 м длины при ширине ок. 16 см. На месте склейки грамот дьяк или подьячий ставил подпись (скрепу) – для предохранения документа от подлога.
n n Столбцы свитки были широко распространены в делопроизводстве XVII вв. , хотя имеется упоминание о столбцах и в XIV в. (духовная грамота Ивана Калиты) В делопроизводстве Белоруссии и Украины свитки не использовались. Полагают, что столбцы как форма были заимствованы от татар (ярлык хана Тохтамыша 1381 г. , казанский ярлык Сагиб Гирея 1513 г. написаны в виде столбцов)
Ярлык хана Тохтамыша. 1381 г. (25, 2 Х 119, 0 см)
n n При Петре Великом столбцы заменяются большими листами бумаги, текст на которых пишется с обеих сторон. В XVIII XIX вв. листы складывались в связки и сшивались ( «связки» ).
n Украшения в рукописях и старопечатных книгах
n Основным средством украшения русских рукописей были миниатюры и орнамент (лат. «ornamentum» — «украшаю» ), в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, вязь и полевые цветки.
Миниатюрой называется сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. Радзивилловская летопись. XV в.
Миниатюры Радзивилловской летописи. XV в.
n n n Орнаментальные украшения древнерусских книг включают: инициалы заставки концовки прочие (орнаментальные рамки, украшения на полях, вязь)
Заставка ("заставица") небольшая орнаментальная или изобразительная (иногда сюжетная) композиция (в ширину наборной полосы или уже), выделяющая и украшающая начало раздела рукописной или печатной книги.
n n n 3 аставка может включать название раздела, часто исполняемое рисованным шрифтом. В древнюю пору заставка служила нередко рамою для вписанного заглавия. Остромирово евангелие. Сер. XIв.
n n Концовка завершение раздела. Роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма воронки (текст сводился в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки). Изредка встречаются также заключения в форме креста и круга.
Апокалипсис толковый Андрея Кесарийскаго с прибавлениями. XIV в.
n Инициал (лат. initialis - начальный) или буквица — это заглавная буква укрупнённого размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. n XVI в. Ефрем Сирин. Поучения
n n n Инициалы часто выступают как связующее звено между заставкой и текстом. Их выделяли киноварью (красной краской), золотом, иногда несколькими красками одновременно. Мстиславово Евангелие. 1103 1117 гг. Титульный разворот
n n Из всех способов украшения заглавных букв больше всего привлекали русских изографов растительные мотивы. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов и глашатаев.
n С появлением печатных книг инициалы изменились. Иваном Федоровым был разработан принцип построения букв с помощью витых трав
ВЯЗЬ n С конца XIV века для написания названия рукописи, для некоторых религиозных текстов стали употреблять вязь — декоративное письмо, связывающее буквы в непрерывный орнамент.
XVI в. Ефрем Сирин. Поучения
n n Вязью же выполнены надписи на иконах, колоколах, фресках в храмах, металлической посуде, шитье, на надгробных памятниках. Шитьё 1485 1487 гг. Евхаристия. Рязань.
n n Большей частью при письме вязью соблюдается обычная (горизонтальная) последовательность чтения и письма (т. е. слева направо). Это правило нарушается редко, преимущественно в поздней вязи. Труднее установить правила чтения вязи при вертикальных сочетаниях: здесь возможно чтение сверху вниз и в обратном направлении. Приходится прибегать и к той и к другой последовательности, руководствуясь смыслом текста.
n Рукописи XVII века доходят в вязи уже до крайности: буквы их заглавий совсем тесно прижимаются одна к другой, сливаются иногда по три в одно целое, так что иногда заглавие представляет собою особого рода загадку, которую не всякий знаток дела может разрешить.
n n Появление вязи в России иногда объясняется «вторым югославянским влиянием» . В то же время исследователи подчёркивают, что Московская Русь «изобрела различные, ранее нигде не известные, технические приёмы, которые сообщили искусству вязи интересное художественное развитие и ценные палеографические даты» Таким образом, историю вязи надо рассматривать во взаимодействии русской и южнославянской письменности, а не с точки зрения одностороннего влияния последней на первую.
Грамота XIV в. болгарского царя Иоанна Шишмана, царский титул
n Грамота XIV в. болгарского царя Иоанна Александра, царский титул
Русское Евангелие XV в. , написанное с сербского оригинала
n n XV столетие было временем распространения вязи на Руси. Значительным искусством отличалось письмо вязью в Новгороде, Пскове, а также в Северо Восточной Руси, где центром письма вязью был Троице Сергиев монастырь. Известны три типа вязи: 1) геометрический стиль (без украшений растительными элементами); 2) стиль природный (черпающий мотивы украшения из растительного царства); 3) смешанный. В XV в. на Руси преобладал смешанный стиль.
Максим Грек, 1587 г. n Сия словеса сотвори есть инок
Лицевой летописный свод, работа мастеров Ивана Грозного
Новгородское Евангелие XVI в. «От Иоанна святое благовествование»
n n n С середины XVII в. утверждается штамбовой или фактурный стиль Отвесные мачты и изломы – вместо прежних извивов с округлостями. Исчезновение округлостей образовало новые пустоты в строке. Их заполняют растительными ветками мелкотравного орнамента.
Синодик, 1659 г.
Житие Варлаама Хутынского, 1689 г.
Написанный киноварью, реже золотом, украшенный стилизованными цветами или листьями, вязный заголовок, начиная с XVII века, стал заменять в тексте заставки.
n В XVIII XIX вв. вязь продолжает использоваться лишь в старообрядческих книгах. Образцы вязи XIX в.
Основные виды сокращений, применяемых при письме вязью n n n 1) Сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом: бл (№ 3), ва (№ 4), рка (№ 5). Здесь укорочены части у букв л, а, к.
n n n n 2) Подчинение одной буквы другой. Размеры одной буквы уменьшаются, и она теснее примыкает к другой, части которой, в целях облегчения сближения, в свою очередь иногда сокра щаются: ко (№ 25), сп (№ 7), сто (№ 19), стое (№ 10), во (№ 21), ргъ (№ 18), по (№ 6, 22).
n n 3) Соподчинение двух букв. Две смежные буквы уменьшаются вдвое и ставятся одна над другой. сло (№ 9)
n n 4) Совпадение (лигатура) сходных частей букв ме (№ 11), щи (№ 14), мка (№ 15).
n n 5) Совпадение букв в точке св (№ 16).
n n 6) Ложная лигатура Соединительная черта не является принадлежностью ни одной из совпадающих букв, а специально изобретена в целях соединения.
Стили оформления памятников письменности XI-XVII вв.
n n n Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим). Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в. и держался в рукописях на всем протяжении XI XII вв. В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический.
Схема византийских заставок n Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы "П", в виде схемы храма в разрезе.
n n Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка "крин".
n n Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куропатки, павлины, зайцы, львы). Растительные мотивы были стилизованы.
n Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в "Остромировом Евангелии", "Изборнике" Святослава, "Мстиславовом Евангелии" и других книгах.
Остромирово Евангелие 1056 – 1057 года
Изборник Святослава. 1073 г. Титульный разворот Краски применяли белые, голубые, розовые, зелёные. Иногда – золото.
Мстиславово Евангелие. 1103 1117 гг. Титульный разворот
Архангельское Евангелие 1092 г.
Юрьевское Евангелие 1119 1128 гг.
Евангелие Успенского собора
n n Инициал письма старовизантийского орнамента был очень изящным и пышным. Но украшения не закрывали самого остова буквы, её начертание сохранялось рельефным. Обычно высота инициалов достигает 3 6 строк текста. Остромирово Евангелие 1056 – 1057 года
n n n В инициалах Остромирова евангелия есть мотивы, в византийских рукописях совершенно непредставленные: в композицию многих заглавных букв вписаны крупные маски, или, как их называют, «личины» Все они – очень большие по отношению к величине буквы, округлые, полнотелые, румяные, неопределенного пола, но скорее женского. Все представлены в фас, прикреплены к букве на некоей подставке, как бы на консоли.
Остромирово Евангелие 1056 – 1057 года
Старовизантийский стиль стал рано подвергаться переделкам под влиянием местных вкусов. n Это выражалось в широком распространении сплетений и жгутов в нарушении геометричности орнамента в нарушении строгости рамки в появлении изображений животных внутри заставки (раньше они были только n вне заставки) в пририсовке к инициалам голов животных, которые всё больше и больше теряют реальную форму
n Их головы, или похожие на песьи, только всегда хищные и опасные, а иногда снабженные лапами и крыльями, или обладающие мордой неведомого существа типа крокодила
Остромирово Евангелие 1056 – 1057 года
n n Новая манера получила название переходной, или варварской, разновидности старовизантийского стиля. Она появляется на Руси уже в XI столетии Переходная манера предшествовала появлению нового стиля – тератологического (чудовищного) орнамента (греч. teras чудовище).
n n Большинство ученых прослеживают корни тератологии в Болгарии, некоторые исследователи говорят о русском происхождении, а В. Борн выдвинул гипотезу о скандинавских истоках и о ее движении на Балканы через Русь. В русских рукописях тератологический орнамент господствует в XIII XIVвв. и существовует до второй четверти XV века (в Рязанской области до XVI столетия).
Тератологический стиль сложился в инициале. Плетенка – неотъемлемая часть тератологического стиля Тератологическая буква Б XIV века
n n Часто изображение сливается с плетением. Например, язык животного вытягивается, переплетается с листьями, загибается для придачи угла в той или иной букве. Иногда совершенно невозможно понять букву в инициале, т. к. остов её скрыт изображением фантастического существа в сплетениях и жгутах.
Инициалы Болонской псалтири XIII в.
n n Тератологический стиль имел широкое распространение по всей Европе и, как правило, был связан с другими видами искусства. Так, русский тератологический орнамент рукописей перекликается с белокаменной резьбой Дмитриевского храма XII в. во Владимире и Георгиевского храма XIII в. в Юрьеве Польском.
n Тератологические заставки имеют форму четырехугольника, внутри которого изображены перевитые ремнями и ветвями фантастические звери и птицы или человек. Устав церковный 1398 г
XIV в.
n Заставка Болонской псалтыри. XIII в.
Псалтырь 1296 г.
Евангелие. XIV в.
n Евангелие Симеона Гордого. Сер. XIVв.
Сийское евангелие 1340 г. и Фёдоровское евангелие
n n В развитом виде тератологический орнамент отличается отсутствием какой либо рамки. Заставка или инициал как бы стелятся по листу рукописи и ограничены только своим рисунком. Золотописание почти исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно синие и небесно голубые.
XIV в.
n n В XV в. в оформлении рукописей появляются два новых стиля: неовизантийский балканский Появление этих стилей связано с усилением связей России в XIV XV вв. с Византией и южнославянскими государствами.
n n n Нововизантийский стиль подчёркнуто парадный и роскошный. Он возрождает в более изящных формах забытое золотописание домонгольского периода. Неовизантийский орнамент состоит из стилизованных растений на золотом фоне в рамках геометрического характера. Заставки нововизантийского стиля включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка подобной заставки объёмна, она как бы «дышит» , прорастая маленькими травинками.
n Сохранилось очень мало русских рукописей этого стиля XV в. , но в XVI в. он господствует в роскошных рукописях Московского государства: в эпоху Ивана Грозного нововизантийский стиль в Москве и Новгороде был орнаментом высших классов.
Нововизантийский стиль. XV в.
Нововизантийский стиль. XV в.
Заставка в рукописном Евангелии XV в. Нововизантийский стиль
n n n Балканский стиль. Отличительным признаком балканского стиля являются красочные заставки из пересекающихся кругов, плетеных лент, жгутов и т. п. Его историческое значение для истории русского книжного искусства чрезвычайно велико, так как подавляющее большинство рукописей в XV и даже XVI веках украшалось в балканском стиле
XV в.
XV в.
XV в.
XV в.
XV в.
XV в.
n n Старопечатный стиль В XVI веке русские книжники знакомятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщательно перерисовывать характерные завитки листьев, цветки и шишечки. Русские первопечатники, создавая стиль оформления печатных книг, использовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаментального стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Отличительной особенностью этого стиля является ярко выраженная рамка, в которую заключены изображения трав и цветов (черных на белом фоне или белых на черном фоне).
Апостол. 1564 г.
n Орнаменты заставок «Апостола»
Старопечатный стиль
n n Со временем старопечатный стиль в своём законченном, развитом виде перешел и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и была широко распространена. Печатники и живописцы заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы.
Старопечатный стиль
n n ПОМОРСКИЙ ОРНАМЕНТ На рубеже XVIII веков искусство орнаментики в рукописной книге приходит в упадок, так как сама рукописная книга вытесняется книгой печатной. Только старообрядцы продолжают развивать эту художественную традицию. Из печатных книг они признают только те, которые были напечатаны до Никона, — в первой половине ХVII века. Особую ценность для старообрядцев начинают представлять древние рукописные книги. Они собирают древние книги, реставрируют их, восполняют утраты.
n n n Особенно много старообрядцев оказывается на севере — в Поморье. Там зарождается особый стиль декорирования рукописных книг — поморский орнамент. Очень характерный, легко узнаваемый чернильный контур, изображающий стилизованные растения, раскрашивается зелёной, красной и жёлтой красками. Но известны изумительной красоты старообрядческие рукописи XIX века, богато украшенные также и золотой краской.
Старообрядческая книга. Орнамент местного извода.
Поморский орнамент
Поморский орнамент
Поморский орнамент
Гуслицкий стиль происходит из старообрядческого центра Гуслицы (недалеко от Москвы) Церковнопевческая книга «Октоих» Гуслицкого письма
Гуслицкий стиль
Гуслицкий стиль
КНИЖНЫЕ МИНИАТЮРЫ
n n n В настоящее время под миниатюрой понимается картинка малого размера, или термин — «миниатюра» — просто соответствует понятию «малый размер» . В указанном понимании термины «миниатюра» и «миниатюрный» происходят от латинского «minimum» — предельно мало. Но в основе книжного термина «миниатюра» лежит слово «minium» , которым древние римляне обозначали сурик (красная краска). Слово «miniatus» означает раскрашенный.
n Делали книжные миниатюры особые мастера — художники миниатюристы (изографы).
n Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе (от лат. Frons - род. падеж frontis — лоб, specio, spicio — смотрю; буквально — смотрю в лоб ) Это рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом. n Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика.
Евангелие Симеона Гордого. Сер. XIVв. Евангелист Иоанн
Миниатюра фронтисписа "Изборника" Святослава (1073)
МИНИАТЮРЫ ЕВАНГЕЛИЙ
n n Традиция миниатюры пришла на Русь из Византии, и русские живописцы вначале следовали византийским канонам. Затем сформировался уже чисто русский стиль. Миниатюры русских рукописей — напоминают киевские перегородчатые эмали.
n В «Остромировом Евангелии» — три, сделанные на отдельных листах миниатюры, выполненные в старовизантийском стиле. Это изображения евангелистов (составителей Евангелия) апостолов Иоанна, Луки и Марка
n Евангелие как книга включает в себя четыре Евангелия от разных апостолов — Матфея, Марка, Луки, и Иоанна. Поэтому логично предположить, что должна быть и четвертая миниатюра с изображением евангелиста Матфея, но ее не успели сделать, о чем свидетельствует оставленный для рисунка пустой лист.
Мстиславово Евангелие. 1103 1117 гг. Титульный разворот
Мстиславово Евангелие. Евангелист Иоанн Евангелие. и его символ орёл
Мстиславово Евангелие. Евангелист Лука Евангелие. и его символ телец
Мстиславово Евангелие. Евангелист Евангелие. Марк и его символ лев
Мстиславово Евангелие. Евангелист Евангелие. Матфей и его символ ангел
Евангелие Хитрово. Кон. XIV в. n n Евангелие Хитрово получило название от своего владельца — боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в дар от царя Фёдора Алексеевича. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице Сергиевой Лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие Хитрово находится в собрании Российской государственной библиотеки. Евангелие украшено миниатюрами с изображением евангелистов и их символов (изображение на отдельных листах символов евангелистов является первым примером в русской книжной миниатюре).
Евангелие Хитрово. Кон. XIV в. n n Происхождение миниатюр рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают Андрею Рублёву Ряд инициалов совпадают с инициалами «Евангелия Кошки» , созданного около 1392 г. , что позволяет сделать вывод о том, что обе рукописи происходят из одной и той же мастерской
Евангелие Хитрово. Кон. XIV в. Евангелист Матфей Евангелист Иоанн Богослов и Прохор
Евангелие Хитрово. Кон. XIV в. Евангелист Марк Евангелист Лука
Евангелие Хитрово. Кон. XIV в. Ангел – символ евангелиста Матфея. Андрей Рублёв (? )
Евангелие Хитрово. Кон. XIV в. Лев, Телец и Орёл – символы евангелистов Марка, Луки и Иоанна
Лицевое Евангелие Успенского собора ( «Морозовское» ). Нач. XV в. n Было создано в начале XV века при митрополите Киприане. «Морозовское» Евангелие из Успенского собора Московского Кремля богато украшено заставками, имеет восемь лицевых миниатюр: четыре с изображениями символов евангелистов и четыре — с изображениями самих евангелистов.
Лицевое Евангелие Успенского собора. Евангелист Лука и его символ n Евангелист Лука
Лицевое Евангелие Успенского собора. Евангелист Иоанн с Прохором и его символ
Лицевое Евангелие Успенского собора. Евангелист Матфей и его символ
Лицевое Евангелие Успенского собора. Евангелист Марк и его символ
Символы евангелистов из Евангелия Хитрово и Евангелия Успенского собора Хитрово Успенский соб.
Евангелисты из Евангелия Хитрово и Евангелия Успенского собора Евангелист Матфей Хитрово Успенский соб. Евангелист Иоанн с Прохором
n Полагают, что оба Евангелия вышла из одной мастерской
Аникиевское Евангелие. Нач. XV в. n Название рукопись получила от имени священника Антония Аникеева, который согласно владельческой записи в 1633 г. вложил Евангелие в храм Воскресения Христова В рукописи четыре полнолистные миниатюры с изображением евангелистов. Особенностью является изображение апостола Иоанна Богослова в пещере на о ве Патмосе без его ученика Прохора.
Аникиевское Евангелие. Нач. XV в. Миниатюры Аникиева Евангелия по сравнению с другими книжными памятниками московской школы того периода (например, Евангелие Хитрово) уже отступили от традиций палеологовского искусства, что прослеживается в характере рисунка и пропорциях, в т. ч. в формах построек.
Аникиевское Евангелие. Нач. XV в. Евангелист Марк.
n n В конце XV — начале XVI века в области книжного оформления работал крупнейший русский живописец Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий по прозвищу Изограф. Из их мастерской вышло «Четвероевангелие» (1507 год, Москва). В записи сообщаются имена писца (Никона), златописца (Михаила Медоварцева) и живописца (Феодосия, сына Дионисия). Книга содержит миниатюры с изображением евангелистов работы Феодосия, большие заставки с символами евангелистов под ними и малые заставки неовизантийского стиля.
«Четвероевангелие» . 1507 г.
«Пересопницкое Евангелие» (1561 г. ) n n n Уникальным по красоте является «Пересопницкое Евангелие» (1561 г. ), созданное в Пересопницком монастыре на Волыни на средства княгини Анастасии Заславской (игуменьи Параскевы). Евангелие переведено с церковно славянского на простой народный язык. Создано на пергаменте. Миниатюры окаймлены богатым орнаментом.
«Пересопницкое Евангелие» (1561 г. )
Апостол. 1564 г.
n Миниатюры «Сийского Евангелия» . Обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониева Сийского монастыря Архангельской губернии. Это старейшая, дошедшая до нас московская книга. Изготовлена в 1339 году в Москве. n Известно имя художника – Иоанн. В заставке книги, выполненной в тератологическом стиле – надпись: «Господи, помози n многогрешному Иоанну написать заставицу сию» .
Сийское Евангелие. XIV в. «Отослание апостолов на проповедь» . «И призвав апостолов своих, Иисус заповедовал им, говоря: «Проповедуйте, что приближается Царство Небесное, больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Евангелие от Матфея)
Сийское Евангелие. XIV в. «Поклонение Волхвов» Лист с миниатюрой некогда был первым листом в Сийском Евангелии. Сейчас хранится в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге.
МИНИАТЮРЫ ЛЕТОПИСЕЙ И СВОДОВ
n n Рукописи или летописи, украшенные миниатюрами, называются лицевыми Миниатюра может располагаться в любом месте рукописи и должна помогать более глубокому усвоению содержания сочинения
n Более пятисот сюжетных миниатюр содержит Владимирско Суздальская летопись (XIII век), дошедшая до нас в копии XV века и известная в литературе под названием «Радзивилловской летописи» (доводит изложение до 1205 года).
Миниатюры Радзивилловской летописи. XV в. Сюжет о строительстве Новгорода
Миниатюры Радзивилловской летописи. XV в. Сюжет о призвании варягов
Миниатюры Радзивилловской летописи. XV в. Описание племён, которые дань дают руси.
Миниатюры Радзивилловской летописи. XV в. Сюжет «испытание веры»
Миниатюры Радзивилловской летописи. XV в. Апостол Андрей вожружает крест на горах киевских
n n Лицевой летописный свод Ивана Грозного, (Царь книга) — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40— 60 х годах XVI в. (вероятно, в 1568 1576 гг. ) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс. миниатюр. . Работа над Л. С. завершена не была — миниатюры последней части выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены.
Лицевой свод Ивана Грозного
Лицевой свод Ивана Грозного Здесь впервые в русской книге иллюстрациям отводится больше места, чем тексту.
Лицевой свод Ивана Грозного
Лицевой свод Ивана Грозного. Невская битва
Лицевой свод Ивана Грозного. Ледовое побоище
n n В XVII веке искусство русской миниатюры обогатилось, творчески восприняв некоторые принципы западноевропейской живописи и гравюры. В рисунках появилась прямая перспектива (а не только обратная, как это характерно для икон), фигуры действующих лиц стали изображаться рельефнее, чем раньше, двухмерная плоскость миниатюр постепенно сменялась трёхмерным пространством, аллегорический фон — реалистическими бытовыми деталями и целыми сценами.
n n Одна художественная система начала уступать место другой. Это хорошо видно на примере книги «Титулярник» , созданной живописцами Посольского приказа (ведомство внешней политики) в 70 х годах XVII века. Эта книга должна была служить практическим пособием для российских дипломатов и содержала портреты царствующих особ нескольких десятков государств и государей русской земли вплоть до царя Алексея Михайловича. Если портреты периода до конца XVI века достаточно условны, почти иконописны, то последние цари изображены вполне реалистично.
«Титулярник» , 70 Е Гг. XVII в.
n В XVIII веке российская книжная миниатюра окончательно европеизировалась. Черты древне русского искусства сохранила только старообрядческая книга.
Евангелисты Лука и Марк. Остромирово евангелие.
n Мстиславово Евангелие.
n Иллюстрировали книгу два художника. Миниатюра с евангелистом Иоанном напоминает фрески Киевской Софии. Возможно, художник был одним из тех, кто расписывал храм: в старину художники летом расписывали храмы и княжеские палаты, а зимой строительство приостанавливалось, и они занимались иллюстрацией книг. Евангелист Иоанн и его символ лев
n А вот миниатюры Луки и Марка сделаны другим мастером. Они напоминают киевские перегородчатые эмали. Евангелист Лука и его символ телец Евангелист Марк и его символ орёл