Скачать презентацию Солярные космогонические мифы Сущности Скачать презентацию Солярные космогонические мифы Сущности

Atributsia_10_klassy.ppt

  • Количество слайдов: 176

 • Солярные • космогонические мифы • Солярные • космогонические мифы

Сущности человека по представлениям древних египтян КА РЕН (имя) ШУИТ (тень) БА ИБ (сердце) Сущности человека по представлениям древних египтян КА РЕН (имя) ШУИТ (тень) БА ИБ (сердце) САХ (тело) АХ

1. Великие пирамиды Гизе Менкаура (Микерин) Хуфу (Хеопс) Хафра (Хефрен) 1. Великие пирамиды Гизе Менкаура (Микерин) Хуфу (Хеопс) Хафра (Хефрен)

2. Большой сфинкс. Гиза. Египет 2750 до н. э. 2. Большой сфинкс. Гиза. Египет 2750 до н. э.

В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – изначального, когда В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – изначального, когда оно восстало из вод Нуна (хаоса), и ежедневного. Свое продвижение к небу Солнце начинало из погруженной в темноту камеры, где хранилась Священная ладья с фигурой бога. За ней следовали помещения, где обязательно был многоколонный зал, символизировавший «тростниковые поля» , в водах которых зародилось солнце. 3. Вид на храмовый комплекс Карнак. 1504– 1492 гг. до н. э. 4. Колонны храма Амона в Луксоре. XIV в. до н. э.

Храм Амона Карнак Храм Амона Карнак

5. Храм царицы Хатшепсут 10 5. Храм царицы Хатшепсут 10

6. Храм Рамсеса 2 11 6. Храм Рамсеса 2 11

Египетский канон пропоций человеческой фигуры Египетский канон пропоций человеческой фигуры

7. Статуя фараона Хефрена, фрагмент Египет 2500 до н. э. 14 7. Статуя фараона Хефрена, фрагмент Египет 2500 до н. э. 14

8. Статуи Аменхотепа и певицы Раннаи 8. Статуи Аменхотепа и певицы Раннаи

10. Золотая маска Тутанхамона 10. Золотая маска Тутанхамона

11. ТРОН ТУТАХАМОНА Парадный трон Тутанхамона из Фив. Спинка 14 в. до н. э. 11. ТРОН ТУТАХАМОНА Парадный трон Тутанхамона из Фив. Спинка 14 в. до н. э. Египетский музей, Каир

12. Скульптурный портрет писца Каи 12. Скульптурный портрет писца Каи

13. Статуя писца. Ок. 2500 г. до н. э. 51 см 13. Статуя писца. Ок. 2500 г. до н. э. 51 см

14. Сановник Каапер «Сельский староста» 3 тыс. до н. э. 14. Сановник Каапер «Сельский староста» 3 тыс. до н. э.

15. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет 3 тыс. до н. э. 15. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет 3 тыс. до н. э.

16. Фаюмский портрет 16. Фаюмский портрет

16. Фаюмские портреты 16. Фаюмские портреты

17. Палетка фараона Нармера конец 4 тыс. до н. э. 17. Палетка фараона Нармера конец 4 тыс. до н. э.

18. Плакальщики Мемфис 18. Плакальщики Мемфис

19. Плакальщи цы гробница Рамеса Фивы 15 век до н. э. 19. Плакальщи цы гробница Рамеса Фивы 15 век до н. э.

20. Эхнатон с семьей 20. Эхнатон с семьей

СТАТУИ ИЗ ХРАМА В ГИЗЕ 21. Триада Царя Микерина (гранит) Статуя фараона Микерина, богини СТАТУИ ИЗ ХРАМА В ГИЗЕ 21. Триада Царя Микерина (гранит) Статуя фараона Микерина, богини Хатор и богини – покровительницы нома (области) из заупокойного храма в Гизе 27 в до н. э. Египетский музей в Каире

Фресковые росписи гробницы Нефертари Фресковые росписи гробницы Нефертари

Сцена из «Книги мёртвых» Сцена из «Книги мёртвых»

22. Фараон и Исида 22. Фараон и Исида

23. Музыканты. Роспись из гробницы в Фивах 23. Музыканты. Роспись из гробницы в Фивах

 • 24. Композиция с животными и растениями. Фивы. 15 в до н. э. • 24. Композиция с животными и растениями. Фивы. 15 в до н. э.

Символическое применение цвета: n Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости. n Символическое применение цвета: n Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости. n Ярко-желтый – цвет вечности; символ богов. n Синий – цвет лазури; символ волос божеств. n Голубой – цвет воды, моря; символ обещания новой жизни.

Символическое применение цвета: n Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; Символическое применение цвета: n Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; символ надежды, молодости, возрождения природы n Черный – цвет благородной земли; символ сохранения и возвращения к жизни после смерти. n Красный – цвет зла, необитаемой и бесплодной земли.

1. Скульптура ольмеков. Каменные головы. Высота 3 м. Вес 40 т. 1. Скульптура ольмеков. Каменные головы. Высота 3 м. Вес 40 т.

Город Теотиуакан (II в. до н. э. - VII в. н. э. ) • Город Теотиуакан (II в. до н. э. - VII в. н. э. ) • 2. Пирамида Солнца – грандиозное архитектурное сооружение. Высота 64, 6 метра.

Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, (плодовое дерево, растущее на камнях) расположенный на озере Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, (плодовое дерево, растущее на камнях) расположенный на озере Тескоко. В центре города были построены два главных 30 -метровых храма в виде пирамид: для богов Уицилопочтли и Тлалока. На этих храмах-пирамидах ацтеки совершали жертвоприношения, принося жертвоприношения в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.

3. Погребальные маски ацтеков 3. Погребальные маски ацтеков

Боги ацтеков 3. Владыка Севера и бог смерти 3. Глиняная фигурка Миктлантекутли Боги ацтеков 3. Владыка Севера и бог смерти 3. Глиняная фигурка Миктлантекутли

Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба В ней одновременно заключено Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба В ней одновременно заключено начало и конец жизни Её изображали в одежде из змей 4. Статуя Коатликуэ

 Вершина творчества майя – это Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Вершина творчества майя – это Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Это 25 зданий. Дворцовый комплекс в Паленке.

Искусство инков. Мачу Пикчу - потерянный город инков Искусство инков. Мачу Пикчу - потерянный город инков

 Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т. д. ), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, — были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и драгоценными камнями.

6. ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что 6. ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок» ).

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя

1. КНОССКИЙ ДВОРЕЦ. 1. КНОССКИЙ ДВОРЕЦ.

Кносский дворец Кносский дворец

Кносский дворец Кносский дворец

Кносский дворец Кносский дворец

ВНУТРЕННИЙ ДВОР КНОССКОГО ДВОРЦА. ВНУТРЕННИЙ ДВОР КНОССКОГО ДВОРЦА.

Кносский дворец Кносский дворец

2. ФРЕСКА «ЦАРЬ-ЖРЕЦ» 2. ФРЕСКА «ЦАРЬ-ЖРЕЦ»

3. Фрески Кносского дворца 3. Фрески Кносского дворца

3. Фрески Кносского дворца 3. Фрески Кносского дворца

3. Фрески Кносского дворца 3. Фрески Кносского дворца

4. «Парижанка» 4. «Парижанка»

5. Игра с быком (таврокатапсия) 5. Игра с быком (таврокатапсия)

Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес» .

ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС» Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС» Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.

7. «ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА» В МИКЕНАХ 7. «ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА» В МИКЕНАХ

К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э. , хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. artclassic. edu. ru/catalog. asp? ob_no=18342 Шахтовая гробница Агамемнона Купольная гробница царя Атрея

9. Микены 9. Микены

9. В греческой архитектуре сложились три основных ордера: А - дорический, Б – ионический, 9. В греческой архитектуре сложились три основных ордера: А - дорический, Б – ионический, В – коринфский. 1 - карниз, 2 -фриз, 3 -архитрав, 4 -капитель, 5 -ствол колонны, 6 -база

5 4 1 2 3 Основные части греческого храма. 1. Культовая статуя божества с 5 4 1 2 3 Основные части греческого храма. 1. Культовая статуя божества с алтарем. 2. Наос (греч. «naos» корабль) – внутреннее помещение, святилище. 3. Пронаос (греч. «pronaos» предзал) – открытое помещение перед наосом. 4. Опистодом (греч. «opiste» находящийся сзади) – помещение за святилищем для хранения реликвий. 5. Стереобат – ступенчатое основание храма.

Небольшой храм «в антах» почти всегда использовался как сокровищница. Анты (от лат. «ante» впереди) Небольшой храм «в антах» почти всегда использовался как сокровищница. Анты (от лат. «ante» впереди) – выступающие части стен.

Постепенно в храмах увеличивалось число колонн. Сначала появилось четыре колонны с одной стороны. Такой Постепенно в храмах увеличивалось число колонн. Сначала появилось четыре колонны с одной стороны. Такой храм называют «простиль» .

Затем колонны появились и с другого края стилобата. Такой храм называется «амфипростиль» . Затем колонны появились и с другого края стилобата. Такой храм называется «амфипростиль» .

Наконец, в «классическом периптере» колонны обступили храм со всех сторон. Греч. «peripteron» - окруженный Наконец, в «классическом периптере» колонны обступили храм со всех сторон. Греч. «peripteron» - окруженный колоннами.

Самым роскошным храмом был «диптер» . Его окружал двойной ряд колонн. Самым роскошным храмом был «диптер» . Его окружал двойной ряд колонн.

Иногда строили круглые храмы – толосы. Иногда строили круглые храмы – толосы.

10. Древнегреческий храм 10. Древнегреческий храм

Парфенон Эрехтейон То, что осталось от древних сооружений Афинского акрополя. Статуя Афины Театр Диониса Парфенон Эрехтейон То, что осталось от древних сооружений Афинского акрополя. Статуя Афины Театр Диониса Пропилеи Храм Ники Пинакотека

Во время большого афинского праздника «Великие все население города поднималось на акрополь. Их встречал Во время большого афинского праздника «Великие все население города поднималось на акрополь. Их встречал храм панафинеи» 11. Ники Аптерос – воздвигнутый в честь победы над персами.

Мимо храма Ники процессия поднималась по ступеням 12. Пропилей – торжественной колоннады. Мимо храма Ники процессия поднималась по ступеням 12. Пропилей – торжественной колоннады.

 «Жемчужиной акрополя» называют небольшой 14. храм Эрехтейон. Он посвящен Афине и Посейдону, которые «Жемчужиной акрополя» называют небольшой 14. храм Эрехтейон. Он посвящен Афине и Посейдону, которые в мифические времена спорили за главенство над городом.

Ритуальным и композиционным центром Афинского акрополя является 15. храм Афины Парфенос (Парфенон). Ритуальным и композиционным центром Афинского акрополя является 15. храм Афины Парфенос (Парфенон).

Парфенон Парфенон

Празднование Великих Панафиней завершалось спектаклями в 17. театре Диониса у подножия Акрополя. Празднование Великих Панафиней завершалось спектаклями в 17. театре Диониса у подножия Акрополя.

Семь чудес света 18. Галикарнасский мавзолей В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. Семь чудес света 18. Галикарнасский мавзолей В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия. Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя. Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания – ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы. Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. Галикарнасский мавзолей IV в. до н. э. Рисунок-реконструкция С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас.

19. Большой алтарь Зевса в Пергаме II век до н. э. Реконструкция Берлин Современная 19. Большой алтарь Зевса в Пергаме II век до н. э. Реконструкция Берлин Современная фотография Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является алтарь, построенный в честь верховного греческого бога Зевса в 180 г. до н. э. на акрополе в Пергаме. В классический период алтари, как правило, были достаточно скромными по своим размерам. Пергамский алтарь поражает своими размерами и пышным убранством. Внизу алтарь был богато украшен скульптурным рельефом на мифологические сюжеты, его длина составляла 120 м. Необычное для классического памятника расположение рельефа не над колоннадой, а под нею давало возможность человеку рассмотреть скульптуру, глубже ощутить те трагические мысли и чувства, которые передавали создатели алтаря.

Семь чудес света 20. Фаросский маяк был создан в III веке до н. э. Семь чудес света 20. Фаросский маяк был создан в III веке до н. э. архитектором Состратом Книдским. Он свое творение «посвятил богам-спасителям ради мореходов» . Днем путь кораблям указывал столб дыма на вершине сооружения. Ночью на маяке загорался огонь. Для его поддержания были устроены подъемные механизмы. Система металлических зеркал усиливала свет маяка и позволяла вести наблюдения за пространством моря. Фаросский маяк Архитектор Сострат Книдский III век до н. э. Рисунок-реконструкция Четыре грани нижнего этажа строго смотрели на север, восток, запад и юг. Восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Завершал маяк поддерживаемый колоннами купол с семиметровой статуей Посейдона.

22. Ника Самофракийская Скульптура была найдена на Самофракийском острове во Фракийском море (отсюда ее 22. Ника Самофракийская Скульптура была найдена на Самофракийском острове во Фракийском море (отсюда ее название). Сохранились монеты с изображением Ники. По ним установили, что изваяние богини помещалось на постаменте, уподобленном носу военного корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу. Порывистость стремительного широкого шага Ники передает радостное чувство победы. Могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета. Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини и заставляют вихриться край ее плаща. Попытка восстановить недостающие части скульптуры закончилась неудачей. Ника Самофракийская. III–II в. до н. э.

23. Афродита Милосская Скульптура Афродиты (Венеры) создана ваятелем Агесандром (Александром), творившим во II в. 23. Афродита Милосская Скульптура Афродиты (Венеры) создана ваятелем Агесандром (Александром), творившим во II в. до н. э. в Малой Азии. Статуя найдена на острове Милос (в Эгейском море) в XIX веке, откуда и пошло ее название. Искусствовед Л. Любимов отмечает, что в этой статуе нет ничего оригинального, чего бы уже не создавали скульпторы предшествующих эпох. Но при этом «в ней все так стройно и гармонично… царственно величаво, так чист весь ее облик. . . что резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного!» Не только физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Милосской, но и его духовное совершенство. Афродита Милосская Скульптор Агесандр II в. до н. э.

24. Лаокоон с сыновьями Скульптурная группа Лаокоона с сыновьями была найдена в XVI в. 24. Лаокоон с сыновьями Скульптурная группа Лаокоона с сыновьями была найдена в XVI в. Некогда она украшала дворец императора Тита. Теперь хранится в музее Ватикана. Ее авторы – родосские скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор около 40 г. до н. э. создали свое творение на легендарный сюжет. Во время осады Трои жрец Лаокоон предупреждал своих сограждан о хитрости ахейцев, собиравшихся ввести в город троянского коня. За это он навлек гнев Афины, пославшей на него и сыновей огромных ядовитых змей. Мастерство скульпторов проявилось в создании многофигурной композиции, в таком расположении скульптур, когда с любой точки обзора они просматриваются, производя сильное впечатление. Лаокоон погибает в мучительной безнадежной борьбе, один из его сыновей, еще живой, борется, снимая с ноги кольца змей. Другой, полузадушенный, теряет последние силы. Змеи соединяют цельную трехчастную группу: как канатами, скульптор змеями связывает воедино статуи борющихся. Эта работа вобрала в себя характерные черты искусства Лаокоон с сыновьями скульптуры: передачу трагических моментов Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор жизни, сильных эмоций, сложных движений. 40 г. до н. э.

25. Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар IV в. до н. э. Римская копия Эта копия 25. Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар IV в. до н. э. Римская копия Эта копия статуи Леохара хранилась в Бельведере Ватикана. Отсюда и произошло ее название. Хранитель античной коллекции в Ватикане ученый Винкельман писал об этом произведении: «Статуя Аполлона – есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности» . Современные искусствоведы, которые шире и глубже изучают античность, не столь высоко оценивают художественное значение этой скульптуры. Они считают, что она только «отсвет великого искусства Греции» . При всей внешней привлекательности образа Аполлона в этом произведении нет глубины передачи образа, свойственной подлинно великим произведениям эллинов.

 • Этруски создали и • 1. эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, • Этруски создали и • 1. эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. • Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

2. Палатин 2. Палатин

 • утилитарное назначение архитектуры • великолепные дороги. • Самая древняя и самая знаменитая • утилитарное назначение архитектуры • великолепные дороги. • Самая древняя и самая знаменитая из них - Аппиева дорога – • соединяла Рим с городами южной Италии. • Ее строительство начал в 312 году до н. э. Аппий Клавдий. Вблизи Рима дорога выложена гигантскими квадратами туфа, а на остальном протяжении - блоками вулканической лавы, ширина дороги от 4. 3 до 6 м. Один из римских поэтов назвал ее "царицей дорог, вдаль идущих". • По ней отправлялись римские легионы на завоевание народов и государств Средиземноморья, вдоль этой дороги в 71 году до н. э. были распяты на крестах рабы, участвовавшие в восстании Спартака. • В течение столетий римляне покрыли сетью таких мощеных дорог не только Италию, но и многочисленные провинции. 3. Аппиева дорога 312 г. до н. э

4. РИМСКИЙ ФОРУМ. Эта большая плоскость между Палатинским и Капитолийским холмами когда-то была центром 4. РИМСКИЙ ФОРУМ. Эта большая плоскость между Палатинским и Капитолийским холмами когда-то была центром общественной жизни древнего Рима.

 6. ИМПЕРАТОР ТРАЯН • В 98— 117 гг. • При Траяне Римская империя 6. ИМПЕРАТОР ТРАЯН • В 98— 117 гг. • При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории.

При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня. 7. Акведук в Сеговии

8. КОЛОННА ТРАЯНА (высота – 40 м. ) 8. КОЛОННА ТРАЯНА (высота – 40 м. )

9. Арка Тита • • • Римский форум Высится в верхней части Священной дороги, 9. Арка Тита • • • Римский форум Высится в верхней части Священной дороги, Вия Сакра, неподалеку от выхода из Форума. Воздвигнута после смерти императора Тита, наступившей в 81 году н. а. , в память подавления им иудейского восстания 66 -70 годов. В углах около пролета высечены четыре крылатых Виктории. Внутри про лета два барельефа, изображающих, первый - триумфальное шествие с военными трофеями, захваченными при разрушении Иерусалимского храма, и второй - императора Тита, управляющего квадригой.

9. Колизей 9. Колизей

10. Пантеон 10. Пантеон

12. Император Марк Аврелий «философ на троне» бронза 160 г н. э. 12. Император Марк Аврелий «философ на троне» бронза 160 г н. э.

11. Авл Метел Оратор 100 г. До н. э. 11. Авл Метел Оратор 100 г. До н. э.

13. Император Каракалла 2 в. Лувр 13. Император Каракалла 2 в. Лувр

14. Сириянка 170 г. Эрмитаж Санкт-Петербург 14. Сириянка 170 г. Эрмитаж Санкт-Петербург

Вилла Мистерий в Помпеях фрески Вилла Мистерий в Помпеях фрески

15. Вилла Мистерий в Помпеях Фрески 15. Вилла Мистерий в Помпеях Фрески

16. Весна Фреска Г. Стабий близ Помпей 1 в. 16. Весна Фреска Г. Стабий близ Помпей 1 в.

17. Мозаика виллы Адриана в Тиволи 2 в. Маски комедии и трагедии 17. Мозаика виллы Адриана в Тиволи 2 в. Маски комедии и трагедии

Периоды истории византийского искусства • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III вв. Периоды истории византийского искусства • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III вв. н. э. ) • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI- VII вв. ) • иконоборческий период (VII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы • период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т. к. XI стал высшей точкой расцвета. • период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081 -1185) • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261 - 1453) 107

В течение IV-VI вв. в Византии формируются основные типы христианских храмов. Базилика Центрический тип В течение IV-VI вв. в Византии формируются основные типы христианских храмов. Базилика Центрический тип храма (ротонда или восьмиугольный) Купольная базилика Крестово-купольный тип храма

Базилика (от греческого «царский дом» ) здание вытянутой прямоугольной формы, рядами колонн разделенное на Базилика (от греческого «царский дом» ) здание вытянутой прямоугольной формы, рядами колонн разделенное на несколько проходов-нефов. Главный средний неф выше и шире боковых, он завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно базилика приобрела форму креста. Центральный неф 1. Базилика Санта Мария Маджоре V век

НЕФ – (от лат. — корабль) 5 2 3 4 Центральный 1 неф НЕФ – (от лат. — корабль) 5 2 3 4 Центральный 1 неф

Центральный неф Боковой неф Небольшая боковая капелла Боковой неф Фонтан для омовения Боковой неф Центральный неф Боковой неф Небольшая боковая капелла Боковой неф Фонтан для омовения Боковой неф Алтарная апсида Центральный неф Боковой неф Дворик-атриум Крытая колоннада вокруг двора

2. Базилика Максенция в Риме 2. Базилика Максенция в Риме

Крестовокупольный тип храма равносторонний Крестовокупольный тип храма равносторонний "греческий" крест с купольным перекрытием средокрестия. В плане это квадрат, в центре его находятся 4 пилона или столба; весь объем перекрывается куполом.

План-схема крестово-купольного храма 3. Церковь Сан- Витале. Равенна. План-схема крестово-купольного храма 3. Церковь Сан- Витале. Равенна.

4. Собор Сан-Марко XI в. Венеция 4. Собор Сан-Марко XI в. Венеция

Собор Сан-Марко XI в. Венеция Собор Сан-Марко XI в. Венеция

Апсида Пилон Купол 5. Церковь Богородицы (Панагии Халкеон) 1028 г. Салоники Апсида Пилон Купол 5. Церковь Богородицы (Панагии Халкеон) 1028 г. Салоники

Апсида Пилон Купол 6. Храм Покрова на Нерли Апсида Пилон Купол 6. Храм Покрова на Нерли

7. Собор св. Ирины в Константинополе IV в. Нартекс 7. Собор св. Ирины в Константинополе IV в. Нартекс

8. Собор Св. Софии Константинопольской 537 г. 8. Собор Св. Софии Константинопольской 537 г.

Центрический тип храма круглое (ротонда) или восьмиугольное здание; внутренний объем перекрыт куполом. 9. Мавзолей Центрический тип храма круглое (ротонда) или восьмиугольное здание; внутренний объем перекрыт куполом. 9. Мавзолей Теодориха 526 г. Равенна

10. Мавзолей Галлы Плацидии Vв. Равенна 11. Соборный баптистерий Vв. Равенна 10. Мавзолей Галлы Плацидии Vв. Равенна 11. Соборный баптистерий Vв. Равенна

12. Император Юстиниан со свитой 4 век Сан. Витале 12. Император Юстиниан со свитой 4 век Сан. Витале

13. Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры 124 13. Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры 124

Мозаика в апсиде Мозаика в апсиде

14. Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век Приношение даров императором Константином IX Мономахом и 14. Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей 126

1. Испания Замок Ла Кока 12 -15 вв. Фрагмент стены С XI в. территория 1. Испания Замок Ла Кока 12 -15 вв. Фрагмент стены С XI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями В систему оборонительных сооружений замка часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений

С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть города Они защищались С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть города Они защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений. 2. Каркассон Городские стены и башни 13 и 14 вв.

Эпизоды из Апокалипсиса Фрески церкви Сен Савен сюр Гартан Начало 12 в. 3. Адам Эпизоды из Апокалипсиса Фрески церкви Сен Савен сюр Гартан Начало 12 в. 3. Адам и Ева Капитель из монастырской церкви Сен Пьер в Клюни 1109 - 1113 гг. Клюни, Музей.

4. Аллегорические изображения месяцев Рельефы собора Парижской Богоматери 12101225 гг. 4. Аллегорические изображения месяцев Рельефы собора Парижской Богоматери 12101225 гг.

Пизанский собор 11 в. Италия 131 Пизанский собор 11 в. Италия 131

6. Жертвоприношение Авраама Скульптурная группа собора в Шартре Портал северного фасада трансепта 5. Собор 6. Жертвоприношение Авраама Скульптурная группа собора в Шартре Портал северного фасада трансепта 5. Собор в Шартре Порталы западного фасада (так называемый Королевский портал) Около 1135 -1155 гг.

7. Страшный суд Тимпан собора в Сен- Лазаре 1130 -1140 гг. Весь портал (вместе 7. Страшный суд Тимпан собора в Сен- Лазаре 1130 -1140 гг. Весь портал (вместе с тимпаном) при этом старались выстроить так, чтобы он вписывался в круг Особенно ярко в романских (а позднее и в готических) соборах проявилась символика портала как врат для перехода в «мир иной» Эта символика рождала и темы украшений портала Чаще всего на тимпане изображался Страшный суд

Ута 13 век Наумбургский собор Ута 13 век Наумбургский собор

8. Собор Нотр-Дам в Париже 1163 - 1258 Франция, Париж 135 8. Собор Нотр-Дам в Париже 1163 - 1258 Франция, Париж 135

9. Собор в Шартре Франция 1194 - 1260 Франция, Шартрский собор был заново отстроен 9. Собор в Шартре Франция 1194 - 1260 Франция, Шартрский собор был заново отстроен после пожара 1194 года. Однако в соборе сохранились части, сооруженные в 1134, 1140 и в 1150 годах 136

10. Собор Нотр-Дам в Реймсе д'Орбэ Ж. , де Суассон Б. , де Куси 10. Собор Нотр-Дам в Реймсе д'Орбэ Ж. , де Суассон Б. , де Куси 1211 - 1420 Франция, Реймс Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный собор в Реймсе. Он издавна был местом коронации французских королей династии Капетингов. 137

Реймсский собор – Трехнефная базилика с трансептом, двумя западными башнями. Реймсский собор – Трехнефная базилика с трансептом, двумя западными башнями.

11. Собор в Кёльне Германия 1248 - 1437; 1842 - 1880 Германия, Кёльн В 11. Собор в Кёльне Германия 1248 - 1437; 1842 - 1880 Германия, Кёльн В Средние века Кельн был одним из самых богатых и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кельна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому. 139

12. Вестминстерское Аббатство Дондон Капелла Богородицы 12. Вестминстерское Аббатство Дондон Капелла Богородицы

12. Вестминстерское Аббатство 12. Вестминстерское Аббатство

13. Кентерберийский собор Великобритания 1174 - 1184 Англия, Кентербери Это резиденция архиепископа и центр 13. Кентерберийский собор Великобритания 1174 - 1184 Англия, Кентербери Это резиденция архиепископа и центр процветавшего бенедиктинского монастыря. Он был местом поклонения Томасу Беккету - прежнему архиепископу Кентерберийскому, убитому в соборе в 1170 г. 142

14. Солсберийский собор Великобритания 1220 - 1266 Великобритания, Солсбери 143 14. Солсберийский собор Великобритания 1220 - 1266 Великобритания, Солсбери 143

собор в Милане. собор в Милане.

16. Сиенский собор (Италия) собор Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет великолепный 16. Сиенский собор (Италия) собор Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет великолепный образец итальянской готической архитектуры.

17. Собор Святого Витта Матье из Арра, Парлер П. Чехия 1352 Чехия, Прага 148 17. Собор Святого Витта Матье из Арра, Парлер П. Чехия 1352 Чехия, Прага 148

 • • • Древнерусское искусство можно разделить на несколько периодов: Искусство Киевской Руси • • • Древнерусское искусство можно разделить на несколько периодов: Искусство Киевской Руси (9 -12 вв. ) Искусство периода феодальная раздробленности(12 -13 вв. ), Искусство периода свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14 -15 вв. ), Искусство Московской Руси(конец 15 -16 вв. ) • Для каждого из этих периодов характерны свои особенности.

1. Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником архитектуры. Кроме Золотых ворот в древней 1. Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником архитектуры. Кроме Золотых ворот в древней городской крепости существовали Серебряные, Медные, Оринины, Торговые и другие ворота.

2. Церковь Покрова на Нерли 1165 г. С военными походами владимирских князей связана церковь 2. Церковь Покрова на Нерли 1165 г. С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли, заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран. Сложился тип храма, при котором маленькая церковь выглядит величественной. ____________

3. Успенский собор во Владимире 1185 -1189 3. Успенский собор во Владимире 1185 -1189

На высоте 43 метра Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор из Городища расписывали купол На высоте 43 метра Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор из Городища расписывали купол Успенского собора

4. Дмитриевский собор во Владимире 1194 -1197 г. Дмитриевский собор – дворцовый храм, символизировавший 4. Дмитриевский собор во Владимире 1194 -1197 г. Дмитриевский собор – дворцовый храм, символизировавший могущество «владимирского самовласца» князя Всеволода Большое Гнездо. Верхняя часть постройки, над аркатурным поясом, обильно декорирована резьбой. На наружных стенах собора большое количество горельефов, занимающих верхнюю половину прясел.

5. Рождественский собор1148 Суздаль 5. Рождественский собор1148 Суздаль

6. Собор Святой Софии Премудрости Божией Новгород 1045 -1050 6. Собор Святой Софии Премудрости Божией Новгород 1045 -1050

7. Церковь Николы Белого Новгород 1312 -1313 7. Церковь Николы Белого Новгород 1312 -1313

8. Церковь Дмитрия Солунского на Славкове улице Новгород 1382 8. Церковь Дмитрия Солунского на Славкове улице Новгород 1382

9. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью Новгород 1360 -61 9. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью Новгород 1360 -61

10. Николо-Дворищенский собор Новгород 1113 10. Николо-Дворищенский собор Новгород 1113

11. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород 1374 11. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород 1374

Самой известной византийской иконой на Руси является «Богоматерь Владимирская» , выполненная в Константинополе. 1. Самой известной византийской иконой на Руси является «Богоматерь Владимирская» , выполненная в Константинополе. 1. Богоматерь Владимирская. Начало XII века.

В это же время, в новгородских и псковских землях, менее подверженных влиянию Византии, возникают В это же время, в новгородских и псковских землях, менее подверженных влиянию Византии, возникают свои, национальные школы иконописи. Здесь даже появляются авторские иконы. Алекса Петров. 3. Святитель Николай. XIII век. Новгород.

Новгородские и псковские иконы суровы по духу, как суровы люди в северных землях. 4. Новгородские и псковские иконы суровы по духу, как суровы люди в северных землях. 4. Божья Матерь. XIII век. Псков.

Общий колорит икон темный. Часто используются темно-красные и коричневые краски. 5. Успение Пресвятой Богородицы. Общий колорит икон темный. Часто используются темно-красные и коричневые краски. 5. Успение Пресвятой Богородицы. XIII век. Новгород.

В изображении ясно выделен линейный рисунок. 6. Спас на престоле. XIV век. Новгород. В изображении ясно выделен линейный рисунок. 6. Спас на престоле. XIV век. Новгород.

Гораздо мягче письмо иконописцев владимиро-суздальской школы. 7. Апостолы Петр и Павел. XIII век. Владимир. Гораздо мягче письмо иконописцев владимиро-суздальской школы. 7. Апостолы Петр и Павел. XIII век. Владимир.

Линии здесь более изысканы, цвета мягче. 8. Богоматерь Одигитрия. XIII век. Суздаль. Линии здесь более изысканы, цвета мягче. 8. Богоматерь Одигитрия. XIII век. Суздаль.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. – явление божественного света в мир и преображение творения. Главное содержание росписи 9. Спас. Архангелы и серафимы Церковь Спаса Преображе ния на Ильине улице в Новгороде. 1374 Фотографи я 1874 г.

Храмовый образ 10. «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо. Преображенского собора в Храмовый образ 10. «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо. Преображенского собора в Переславле. Залесском написан на доске большого размера (184 x 134) (ныне в ГТГ, Москва). Явление воплощенного Света, озарившего пламенем божественного огня Фавор, изображено по-феофановски темпераментно и смело. Чудо Преображения понимается здесь как великая вселенская мистерия, в которой преображается все творение. Преображение Господне. 1403

Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва). Образ Богородицы на Донской Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва). Образ Богородицы на Донской иконе написан явно под влиянием знаменитой Владимирской иконы Божьей Матери, которую по инициативе митрополита Киприана перенесли из Владимира в Москву в 1395 г. , когда городу угрожал хан Тамерлан. Донская икона выносная, двухсторонняя, на ее оборотной стороне написано Успение Пресвятой Богородицы. 11. Донская икона Богоматери. 1392

Фрагмент 12. Успение Пресвятой Богородицы Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392 Фрагмент 12. Успение Пресвятой Богородицы Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392

Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу великого князя Московского Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу великого князя Московского Василия Дмитриевича. Иконописную артель возглавляли три мастера: Феофан Грек, старец Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. 13. Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: архангел Михаил, Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча

Образы Благовещенского деисуса, как и весь иконостас, оказали огромное влияние на последующее развитие древнерусского Образы Благовещенского деисуса, как и весь иконостас, оказали огромное влияние на последующее развитие древнерусского искусства. 14. Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: Василий Великий, апостол Петр, архангел Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст

Троица (фреска) Троица (фреска)

В XV веке первенство среди русских городов перешло к Москве. В соборах Московского Кремля В XV веке первенство среди русских городов перешло к Москве. В соборах Московского Кремля работали тогда лучшие иконописцы. Одним из них был мастер Дионисий. 18. Богоматерь Одигитрия. 1482.