Сократ
Я знаю, что ничего не знаю… О том, что такое добродетель, я ничего не знаю… И всё-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое. СОКРАТ
Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости(софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. Он был: невысокого роста, приземистый, короткой шеей, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Обладал огромным обаянием.
Сократ – первый афинский(по рождению и гражданству) философ. Родился в 469 или 470 году до нашей эры. Он происходил из дема Алопека, входивший в Афинский полис. Отец Сократа Софронискремесленниккаменотёс, а мать. Филарета – повивальная бабка.
Сократ – отец философии Он будил мысли о правде, добре и зле.
Семья и дети Сократа На вопрос о том, следует ли жениться или нет, Сократ, говорят, ответил: «Как бы ни поступил, все равно будешь раскаиваться» . Сам он обзаводиться семьей не спешил и вступил в брак, когда ему было далеко за сорок. Ко времени казни Сократа старший из трех его сыновей, Лампрокл, был подростком, а двое младших, Софрониск и Менексен, — малолетками. У Сократа было две жены: первая — Ксантиппа, мать старшего сына Лампрокла, и вторая жена — Мирто, мать Софрониска и Менексена. Он был плохим семьянином, мало заботился о жене и трёх своих сыновьях.
Представим себе Афины конца 5 века до нашей эры. В Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему на пути. Его можно было встретить на рыночной площади, в мастерской оружейника, плотника, сапожника, в гимнасиях и палестрах(местах для занятий гимнастикой) – словом, почти всюду, где он мог общаться с людьми и вести беседу. В то же время этот человек избегал выступлений в народном собрании, на суде, в других государственных учреждениях. . Это был афинянин Сократ.
Сократ принимал участие в трёх военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооружённого пехотинца, и проявил себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа при отступлении войска и верным по отношению к боевым соратникам.
Педагогические взгяды Самое ценное в человеке - это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т. е истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому саморуководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония.
Он предложил свою схему учительской деятельности - сократичний метод (эвристическую беседу). Для сократовой беседы характерны две специфические черты:
- ”сократова индукция“ - система наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник постепенно сам убеждается в неправильности ранее высказанных суждений (“Я знаю, что я ничего не знаю“); Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное – мотивировать человека к самостоятельному открытию знаний. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, задаваемые мыслителем и постепенно приводящие слушателей к нужным выводам.
- ”сократова ирония“ - шутливо искажена позиция учителя, которая подчеркивает его притворное незнание обсуждаемого вопроса в противовес хваленой самоуверенности ученика.
Ирония - тонкая, скрытая насмешка; прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. Первоначально - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что в действительности думает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). У Сократа ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они могли из своих заключений узнать о своем невежестве и направить свои усилия к истине.
Майевтика - в буквальном переводе с греческого означает “повивальное искусство”, т. е. умение оказывать помощь при рождении. У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Они задавались Сократом в беседах, которые он проводил не только в гимнасиях и палестрах со знатными афинскими юношами, но и с любым встречным человеком.
Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, то знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может» . Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.
Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вёл жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Всё своё время посвящал философским беседам и спорам, любил общаться с людьми. К тому он был мастером диалога, устного собеседования. Не случайно обвинители боялись, что он сумеет переубедить суд. У него было много учеников. В отличии от софистов, нищий Сократ не брал денег за обучение.
Сократ любил задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира. Однажды во время осады Потидеи Сократ, задумавшись, простоял, не сходя с места, сутки.
Сократ так формулирует своё превосходство над другими людьми: «Я знаю, что ничего не знаю» .
Призывающим девизом Сократа стало утверждение « Познай самого себя!»
Возможно, нам было бы значительно меньше известно о жизни и личности Сократа, если бы не превратности его судьбы, если бы его деятельность не стала предметом судебного разбирательства, в результате которого ему было вынесен смертный приговор. Само же судебное преследование и осуждение Сократа приобрели характер принципиального общественно-политического вопроса, вокруг которого вскоре после его смерти разогрелась острая идейная борьба между теми, кто считал преследование философа правомерным, и теми, кто был с этим в корне не согласен. К числу последних относились ученики и друзья Сократа – философ Платон и историк Ксенофонт.
Судебный процесс против Сократа возбудил: молодой и честолюбивый Мелет, посредственный трагический поэт; Анитвладелец кожевенных мастерских, влиятельное лицо в демократической партии, заклятый враг софистов, к которым он причислял Сократа. Этот приверженец авторитета традиций видел в деятельности Сократа посягательство на религию и мораль, угрозу идеалам государственной и семейной жизни. Третьим обвинителем был оратор Ликон.
Сократ гордо сказал на суде, «пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать» .
Чтобы избавить женщин от омовения своего тела после смерти, Сократ принимает последнюю ванну. Он отказывается ждать захода солнца, как ему советуют Критон, и просит принести чашу с ядом, цикутой. Когда служитель протянул чашу, Сократ взял её «с полным спокойствием…не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но…поднёс чашу к губам, выпил до дна - спокойно и легко. Сократ умер. Его личность запечатлена в памяти поколений. Она в значительной степени определила влияние его личности и учения на все последующие времена.
Сократ был казнён в 399 г. до н. э. , в возрасте 70 лет.
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить! Сократ