Скачать презентацию Содержание обучения декоративноприкладному искусству Декоративно-прикладное искусство и Скачать презентацию Содержание обучения декоративноприкладному искусству Декоративно-прикладное искусство и

декоративное рисование.ppt

  • Количество слайдов: 21

Содержание обучения декоративноприкладному искусству Содержание обучения декоративноприкладному искусству

Декоративно-прикладное искусство и его виды • -монументальнодекоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и Декоративно-прикладное искусство и его виды • -монументальнодекоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и интерьерах, декоративная садовопарковая скульптура); • -декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия); • -оформительское искусство (графический дизайн, городской и промышленный дизайн, дизайн одежды).

Декоративно – прикладное искусство • создание художественных изделий, имеющих практическое назначение, отличающихся декоративной образностью Декоративно – прикладное искусство • создание художественных изделий, имеющих практическое назначение, отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д. ).

СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ Стилизация − декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ Стилизация − декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приёмов; − декоративное обобщение формы путём упрощения её рисунка; − изменение формы декоративного элемента для подчинения его украшаемому предмету. При выполнении декоративного элемента происходит освобождение его от несущественных частей и признаков или таких, которые нельзя изобразить на данной поверхности, в данном материале и данными техническими средствами. Образ обогащают такими частями и признаками, которые позволяют устранить возникающий конфликт между отобранным для изображения образцом и украшаемым предметом.

Отличительные признаки декоративной композиции (декоративного элемента): − обобщение формы − отказ от мелких деталей Отличительные признаки декоративной композиции (декоративного элемента): − обобщение формы − отказ от мелких деталей − отсутствие объёма (без света и тени) − локальный цвет (отказ от реального цвета)

Основные средства художественной выразительности в декоративной композиции: • Ритм – это чередование элементов узора Основные средства художественной выразительности в декоративной композиции: • Ритм – это чередование элементов узора в определённой последовательности. • Симметрия – точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. • Контраст – сочетание цветов, резко противоположных по цветовому тону и насыщенности.

По содержанию декоративные композиции делятся на: Геометрические- из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звёзд По содержанию декоративные композиции делятся на: Геометрические- из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звёзд и т. д. Растительные- из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей. Зооморфные- изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. Комбинированные- сочетание разных мотивов: геометрических и растительных, растительных и зооморфных.

Основные виды декоративной композиции Открытые композиции • Ленточная (фриз, бордюр, кайма) – композиция, декоративные Основные виды декоративной композиции Открытые композиции • Ленточная (фриз, бордюр, кайма) – композиция, декоративные элементы которой создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. • Сетчатая – композиция, элементы которой, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Пять основных систем расположения декоративных элементов в сетчатом орнаменте: квадратная, прямоугольная, косая параллелограммная, ромбоидальная и треугольная. • Раппорт – повторяющиеся элементы орнамента. Раппортной называют композицию, в которой декоративный мотив ритмически повторяется через определённые интервалы.

Основные виды декоративной композиции Закрытые композиции в квадрате в круге в треугольник в прямоугольнике Основные виды декоративной композиции Закрытые композиции в квадрате в круге в треугольник в прямоугольнике в овале

Композиция в квадрате Виды декоративного оформления квадрата: • Крупный узор занимает всю середину квадрата, Композиция в квадрате Виды декоративного оформления квадрата: • Крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами. • Квадрат делят на четыре части, в каждой из которых повторяются элементы узора. • Элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата. • Квадрат украшают узорчатой каймой, а середина остаётся свободной

Композиция в круге • Виды декоративного оформления круга: • Середина круга заполнена крупным узором, Композиция в круге • Виды декоративного оформления круга: • Середина круга заполнена крупным узором, а края – нешироким декоративным рисунком. • Повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остаётся свободной. • Элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично вокруг середины.

ВИДЫ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ • • Дымковская игрушка Гжельская керамика Хохломская роспись Городецкая роспись ВИДЫ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ • • Дымковская игрушка Гжельская керамика Хохломская роспись Городецкая роспись Жостовская роспись Русская матрешка ……………. .

Дымковская игрушка • • • В слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская Дымковская игрушка • • • В слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подёрнута лёгким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка – праздник стала называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Основание слободы относят к концу XV-началу XVI в. Население, лишённое земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечными. Материалом служила красная глина, с примесью песка, которая разводилась водой и превращалась в вязкое тесто. Из этого теста лепились игрушки руками дымковских мастериц. Пластические качества материала подсказывали округлые, мягко очерченные и слабо расчленённые формы игрушек. Фигурки просушивались на ветру, ставились в русскую печь вместе с хворостом и обжигались. Обожжённые игрушки белили, опуская в ведро с раствором мела на молоке, просушивали и начинали расписывать.

Дымковская игрушка • Краски для росписи фигурок разводили на яичном белке, они ложились по Дымковская игрушка • Краски для росписи фигурок разводили на яичном белке, они ложились по белой поверхности глянцевыми пятнами. Обобщённая форма фигурок животных и людей требовала и условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывался геометрический орнамент. • Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: если в росписи преобладают тёплые, например, жёлтые и оранжевые и красные тона, то их яркость усиливают небольшими синими или зелёными элементами. Если больше холодных тонов, то звучание голубого, синего и зелёного подчёркивается красным, оранжевым или жёлтым. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота ( меди, фольги), придававшего ещё большую нарядность игрушке.

Гжельская керамика • Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. • Гжель Гжельская керамика • Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. • Гжель – название одного из сёл, ставшее собирательным для нескольких сёл и деревень, в которых занимались гончарным промыслом. Не сразу гжельские изделия стали расписывать синим кобальтом. В прошлом гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно синий цвет становится основным. Секрет искусства Гжели в её ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приёмах росписи и органичных формах изделий

Гжельская керамика • Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются чёрные широкие мазки с плавными тональными Гжельская керамика • Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются чёрные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие мазки стеблей, спирали усиков и листочки. • На следующем этапе изделия окунают в чан с глазурью и роспись скрывается под белым составом, поэтому она и называется подглазурной. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. • В жарком пламени горна глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет.

Хохломская роспись • Названа в честь старинного торгового села в Горьковской области. Выточенная из Хохломская роспись • Названа в честь старинного торгового села в Горьковской области. Выточенная из липы или берёзы вещь покрывалась тонким слоем глины. Просушенная вещь много раз покрывалась олифой, красилась серебристым аллюминевым порошком, по которому наносилась роспись масляными красками – чёрной и красной как самыми жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры пламенеют ещё больше на золотом фоне, поэтому Хохлому называют “золотой” и “пламенной”.

Хохломская роспись – растительный орнамент, состоящий из стеблей, листьев, цветов и ягод, называемых “травкой” Хохломская роспись – растительный орнамент, состоящий из стеблей, листьев, цветов и ягод, называемых “травкой” и “кудриной”. • “Травка” – плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. “Травка” пишется по верху: узор наносится чёрной, красной, зелёной и жёлтой краской на серебристый фон изделия сверху. • ”Кудрина” – цветочно – лиственный узорс округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками. “Кудрина” пишется по фону: сначала рисуют контуры волнообразного стебля и крупных элементов узора, а затем серебристый фон закрывают чёрной или красной краской, оставляя узор незакрашенным.

Городецкая роспись • В старинном русском городе Городце Нижегородской области мастерили сказочно красивые корабли, Городецкая роспись • В старинном русском городе Городце Нижегородской области мастерили сказочно красивые корабли, дома и разную домашнюю утварь украшали затейливой резьбой и росписью. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, всадники, барышни, птицы и цветы. • Красивый городецкий тонконогий конь – поэтический образ – загадка. Окружают коней сказочные цветы и диковинные птицы с распущенными хвостами.

Композиции в Городецкой росписи похожи на большой торт, украшенный пышными цветами: купавками, ромашками, ягодами Композиции в Городецкой росписи похожи на большой торт, украшенный пышными цветами: купавками, ромашками, ягодами и розанами. • Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр смещён вправо или влево. • Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна. Зелёные, золотые и жёлтые, голубые и синие, розовые и красные цвета сочетаются с чёрным, коричневым и белым. • Особую выразительность городецкой росписи придаёт нарядная “оживка”, выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Чёрным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. • Очень выразительны цветы, у которых половинв круга выделена чёрной оживкой, а половина – белой. Этот простой приём создаёт впечатление движения, вносит динамику в роспись.

Литература • • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной Литература • • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. : Издательский центр “Академия”, 1999. – 368 с. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл. : В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл. : В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М. : Просвещение, 1980. – 272 с. Начальная школа N 1, 1996, с. 56, Как рождаются хохломские узоры? Школа и производство, N 2, 1996, с. 40 -47, Уроки городецкой росписи. Школа и производство, N 3, 1996, с. 4045, Композиция в городецкой росписи.