Культура Древней Руси.pptx
- Количество слайдов: 25
СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие «Культура» Письменность. Просвещение 2. Особенности культуры Древней Руси Литература. Устное народное творчество 3. Источники русского культурного развития Ремесло 4. Культура Древней Руси Архитектура Живопись
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе трудовой деятельности. МАТЕРИАЛЬНАЯ Орудия труда, жилище, одежда, предметы домашнего обихода, материалы и т. д ДУХОВНАЯ Научные знания, мораль и нравственность, обычаи и традиции, технология производства, искусство
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Общая замедленность темпов развития русской культуры Традиционализм (авторитет старины, векового опыта) РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА (IX-XVII вв) Господство в культуре религиозного мировоззрения Русская культура часть европейской культуры Накопление знаний (НО! научного объяснения фактов и явлений не было)
ИСТОЧНИКИ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ Культура восточных славян Культура соседних народов Культура Византии РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХВ Культура восточных славян • Языческое мировоззрение • Народные духовное и материальное производство Культура Киевской Руси • Синтез восточнослав янской культуры и христианской культуры Византии (в переработке) • Время исторического монументализ ма в литературе и искусстве Культура Руси в период раздробленности • На базе культуры Киевской Руси складываются культурнохудожественн ые школы как местные варианты культуры древнерусской народности 2014
Культура Древней Руси Письменность. Просвещение КРЕЩЕНИЕ РУСИ Литература. Устное народное творчество Ремесло Архитектура Живопись
ПИСЬМЕННОСТЬ. ПРОСВЕЩЕНИЕ Письменность - совокупность письменных средств общения, включающих понятия системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединённых одной системой письма или одним алфавитом. Просвещение - передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Особенности Кирилл и Мефодий Глаголица Кириллица, вторая половина IX века Существование письменности у славян до принятия христианства Крещение Руси Широкое распространение среди народа и быстрое развитие письменности Русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. Основные центры обучения грамоте школы при монастырях и церквях Освоение навыков чтения и письма, высших наук (грамматика, диалектика, риторика, богословие) Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Основана в 1037 году первая государственная библиотека (в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый) Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе.
ПИСЬМЕННОСТЬ. ПРОСВЕЩЕНИЕ Эпиграфика Берестяные грамоты Граффити Эпиграфика вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д. ). Берестяные грамоты письма и записи на коре берёзы. Место обнаружения Великий Новгород. Древняя Русь XI - XV вв. Рукописи на пергаменте Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий Пергамент - материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных Миниатюра - сделанные от руки рисунки в рукописных книгах, а также рисунки на полях, заглавные буквы. Буквица или инициал Заглавная буква в начале текста книги, главы, чтений или песнопений. Устав —письмо, при котором буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга. Русские книги на кириллице написаны уставом (IX - XIV века).
ЛИТЕРАТУРА. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Древнерусская литература Устное народное творчество Былины Летописи Богослужебные книги Перейд и Правовые акты Поучения Переводная литература Жития святых Специфика древнерусской литературы
Специфика литературы Древней Руси Важнейшие произведения «Повесть временных лет» , Нестор, 1113 г «Житие Бориса и Глеба» , XI–начало XII вв «Поучение Владимира Мономаха» , XII в «Слово о полку Игореве» , 1185 г «Слово о Законе и Благодати» , XI век «Слово» и «Моление» , XIII в, Даниил Заточник Специфика Рукописный характер Практическая польза Призыв к единству Руси, против усобиц, о походе Игоря Святославовича на половцев Торжественное обращение Иллариона: • похвала Я. Мудрого • Провозглашение автономии народов Анонимность Подвижность системы жанров Традиционная преемственност ь Публицистичнос ть Фактографично сть Тесная связь с религией
БЫЛИНЫ XI-XVIв Былины - героико-патриотические песнисказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веках. Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор, Волх, Михайло Потык, Алеша Попович, Микула Селянинович • • • Основные идеи: Освобождение и защита земли Русской от врагов Созидательный труд русского народа Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.
ЛЕТОПИСИ Летопись - запись происходивших событий, составленная по годам. Образованн ые монахи Первые летописи (X-XIв) во времена Владимира I и Ярослава Мудрого Оригинально еи переводное книжное наследие «Повесть временных лет» (Нестор, 1113 г Сильвестр-новый ее свод, 1116 -1118 гг) «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить…» Черты русского летописания: • Образность (основафольклорный материал) • Преемственность (переписывание с начала с корректировкой) • Сочетание объективности и «социального заказа» • • • Тематика: Возникновение Руси История Руси Борьба с внешними врагами Борьба князей за престол Лейтмотив- «Не погубите землю отцов своих и дедов…»
ЖИТИЯ СВЯТЫХ Житие - жанр древнерусской литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Черты Композиция 1. 2. 3. Вступление (причины, побудившие автора написать житие) Основная часть (повествование о жизни, смерти святого) Похвала святому 1. 2. 3. 4. Пришло из Византии с принятием христианства Отражает духовные идеалы Древней Руси Тема- рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу Стиль торжественный, высокий, насыщенный цитатами Священного Писания Жития 1. 2. «Житие Бориса и Глеба» «Житие Феодосия Печорского»
ПРАВОВЫЕ АКТЫ «Русская правда» - сборник правовых норм Киевской Руси, содержащий нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси. Источники «Русской Правды» Обычное право восточных славян Закон Русский Пространная редакция Краткая редакция Устав Владимира Мономаха Княжеская судебная практика Договоры Руси с Византией Византийско е право Правда Ярослава Мудрого Правда Ярославичей Устав вирнику Устав мостнику
ПОУЧЕНИЯ Поучение – это жанр древнерусской литературы, представляющий модель поведения любого древнерусского человека: и князя, и простолюдина. «Поучение Владимира Мономаха» , 1113 г- главный литературный памятник жанра поучение Древней Руси Основна я мысль Осуждение усобиц, призыв к единству русской земли, нравственное наставление своим современникам и потомкам.
ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Тематика: • Религиозна я • Светская • «Александрия» (подвиги и жизнь А. Македонского) • «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия • Византийские хроники Особенност и Способствовал о обогащению и развитию русской литературы Культурная диффузия (широкое проникновение элементов русского фольклора в переводную литературу) Отбор определялся внутренними потребностям и общества
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Жанры v Устные народные предания и рассказы v Пословицы v Поговорки v Сказки v Обрядовые песни v Заговоры v Былины Особенности Синтетичнос ть Соединение различных видов искусств, тесная связь с народным бытом и обрядами Синкретизм Слитность, нерасчлененность искусства Традиционнос ть Традиционная преемственность; фольклор народен по содержанию, стилю, происхождению, следование традициям. Анонимност ь Автор – народ (нет индивидуальных авторов) Вариативнос ть У каждого произведения существовало много вариаций Импровизац ия Создание произведения непосредственно в процессе исполнения.
СПЕЦИФИКА ЖИВОПИСИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Устойчивое и длительное влияние Византии Отсутствие скульптур, развита резьба по дереву Каноны живописи, первые мастера, появились фрески, мозаики, иконы СПЕЦИФИ КА Зарождение начало XI века НО! Формирование своеобразия, специфичности Абсолютное преобладание станковой живописи (Иконы) Анонимность Тесная связь с религией Торжественность, величие
ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ Монументальна я живопись Фрески - это живопись водяными красками по сырой штукатурке Изображение князей и его семьи, бытовые сцены, святые Мозаика - это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, керамики, смальты. В Древней Руси мозаика набиралась из смальты (стекло). Перестало развиваться в связи с набегами кочевников. «Оранта. Богородица» Фрески Киевский Софийский Собор
ИКОНОПИСЬ-СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Иконопись – это вид живописи с религиозными сюжетами, изображениями Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Пришло из Византии после принятия христианства • Оранта (Молящийся) Поднятые и раскинутые в стороны руки, раскрытые ладонями наружу. • • • Строгое следование всем канонам написания образов (цвета, последовательность написания) Ядро русской живописи до XVII века Складывание местных школ живописи Иконопись священна Типы изображения Божьей Матери Елеуса (Умиление) С Младенцем Христом, сидящим на руке Богородицы и прижимающимся щекой к Её щеке. Одигитрия (Путеводительниц а) Богоматерь с Младенцем Христом, их лики не соприкасаются. Мозаика, Оранта, Киев (Xiв) Влахернская икона, Лука, (V век) Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век).
СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Отсутствие до принятия христианства каменного зодчества Крестово-купольный тип храма (Влияние Византии) СПЕЦИФИ КА Преобладание одноглавых храмов Редкие узкие окна храмов Простота плана, внешний вид отличался спокойствием и строгостью. Суровая гладкость мощных стен, отсутствие декоративных деталей в оформлении фасадов. Роскошь интерьера (фрески, иконы, мозаики, росписи на стенах, роскошные предметы декоративно-прикладного искусства)
СПЕЦИФИКА РУССКОГО ХРАМА Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Художественная резьба по дереву Деревянная Архитектура Русь языческая Наличие пристроек Каменная Архитектура (Крестово-купольные) Русь христианская В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, Архитектурный крест означает, примыкающие к подкупольному что храм посвящен пространству, образуют архитектурный крест Распятому на кресте Господу.
ВАЖНЕЙШИЕ ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Крест Купол Барабан Окно Закомары Апсиды Десятинная церковь в Киеве, Х в. , I каменное сооружение Реконструкция Портал Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XIIв
ВАЖНЕЙШИЕ ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ ХI век - век «Трех Софий» Софийский собор в Киеве, ХIв. 13 куполов, Реконструкция В честь победы Ярослава Мудрого над печенегами. Софийский собор в Новгороде, ХIв. Собор отличается большей суровостью, мужественностью. Церковь Покрова на Нерли, XIIв Софийский собор в Полоцке, ХIв. , Разрушен в 1710 г. и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко
РЕМЕСЛО В ДРЕВНЕЙ РУСИ • • • Ремесло – это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Высокая технология производства Дифференциация по отраслям Ремесленное производство Стремительное развитие Древней Руси находилось на мелкотоварного производства(60 -100 одном уровне с ремесленниками специальностей) Западной Европы и Востока Развиваются новый ремесленный инвентарь и технологии производства Серийность производства Чёрная металлургия Ювелирное мастерство Кожевенное производство Обработка дерева Текстильное производство Гончарное дело Стеклоделие Машиностроени е Токарный, ткацкий станки
ВИДЫ ЮВЕЛИРНОЙ ТЕХНИКИ СКАНЬ – ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаивается на металлическую поверхность. ЗЕРНЬ – узор состоял из множества мельчайших металлических шариков. Звездчатый колт ХII век Серебро; литье, скань, зернь Колт звездчатый. Серебро; зернь. Колт Серебро; эмаль. ЭМАЛЬ – прочное стеклообразное покрытие, носимое на металлический предмет и закрепленное обжигом.
Культура Древней Руси.pptx