Prezentatsia_Microsoft_PowerPoint.pptx
- Количество слайдов: 18
Содержание 1. Государство 2. Политическое властвование 3. Природное разделение на сословия 4. Воспитание 5. Мир 6. Душа
Государство q Это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова - разум руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения. q Это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.
Идеальное государство: q Это аттический город-полис или колония такого полиса. Ожидается, что и вокруг такие же города-полисы. То есть идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. q Идеальное государство для всех является принудительным учреждением - и для аристократии разума в т. ч. - ведь они обязаны править над "яростью" и "вожделением". Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.
q Идеальное государство - это замкнутое само обеспеченное образование, которое не способно общаться с другими государствами из-за неприятия развития человеческой цивилизации. Для идеального государства развитие - это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство q Цель государства: уже есть идеальное, избавленное от зла; единство, добродетель поэтому ограничивается торговля, всего государства в промышленность, финансы - ибо это все целом, а не отдельного то, что развращает; сословия или отдельного человека.
Политическое властвование происходит согласно 4 добродетелям идеального государства: q Разумность/мудрость: в государстве осуществляются разумные решения, всем руководит разум - философы-стражи законов. Аналогично мудрый человек руководится разумом; q Рассудительность: единство взглядов у правителей и подданных. Порядок, гармония, согласованность - природное соотношение лучшего и худшего. мужество: способность стражей закона/правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности;
q Справедливость: это соединенные вместе мудрость + рассудительность + мужество. Это государство, в котором 3 разных по своей природе сословия делают каждый свою роботу. Справедливость - реализация идеи единства. Составные справедливости: разделение труда согласно природным задаткам. Именно отсюда идет деление на 3 сословия: стражи законов (правители-"разум" и воины-"ярость") и третье сословие - земледельцы/ремесленники/торговцы- "вожделение"; все исполняют только свое предназначение ; согласованность, гармония этих 3 -х сословий. q Несправедливость: это вмешательство 3 -х сословий в дела друга. Ссора 3 -х начал. Тогда начинает править "вожделение".
Природное разделение на сословия q правители-"разум": обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства Платона. Происходят из стражей закона старше 50 лет; q воины-"ярость": охраняют государство от врагов извне и из середины. Являются стражами закона; q земедельцы/ремесленники/торговцы"вожделение": экономический базис государства, всех кормят, никаких политических прав.
Воспитание Приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннейшие люди; это верно направленные удовольствия и страдания; воспитывают: закон, неписанный обычай (сфера частного), искусство (учит через уподобление поведению людей в разных ситуациях). Цель закона, неписанного обычая, искусства принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.
Воспитание и отбор стражей закона: мусическое и гимнастическое воспитание - не ради развития души и тела будущих стражей (это уже следствие), а ради философского и "яростного" начал в их душе; будущий страж должен быть убежден, что полезное для общего дела - это есть полезное и для него;
Система 3 -х разовой проверки: кто в 3 -х возрастах - детском, юношеском и взрослом докажет, что он может быть хорошим стражем для самого себя - тот есть мужественный человек. Что значит хороший страж самого себя: не давал себя переубедить в предыдущем пункте ни из-за удовольствия, ни из-за страха, ни изза страдания.
Только стражи закона имеют политическую власть. Следовательно, проблема сохранения единства государства преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью - иначе это было бы начало индивидуализма, обособленности интересов. А так быт стражей - сисситии (по образцу спартанских), общие женщины и дети, отсутствие частной собственности, экономической заинтересованности - все это для напоминания стражам идеи о их единстве. От 3 -го сословия для сохранения единства требуется только рассудительность. Разумеется, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей, земледелием - таким образом они бы нарушили справедливость и непременно бы притесняли народ.
Государство, общество и индивид у Платона абсолютно не дифференцированы. Государство (стражи закона) осуществляет цензуру любой интеллектуальной деятельности, непрерывная работа по унификации мировоззрения граждан. Наличие 1 идеала, которого необходимо придерживаться, требует сурового централизованного управления. *Происходит раздвоение добродетели - она уже не 1, а их две - для правителей и для подданных. Логика Платона: настоящий философ любит истину, ложь - нет. Правитель-философ должен быть разумнее и философичнее всех. Только правитель может лгать/обманывать во имя блага государства. По логике же Платона выходит что благо требует лжи. А настоящий философ не любит ложь. . . *
Поскольку цель государства - единство, то устанавливать законы ради войны - это значит установить закон ради 1 добродетели, а их 4. Значит, установление законов ради войны это нарушение справедливости (это антитеза спартанцам, конечная цель существования государства которых была постоянная война).
В не идеальных государствах справедливость - это договор людей между собой. Государство - результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идеальном). Природная справедливость в том, что государство - это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства.
Мир q мир зримый: это живые существа или их образы, тени; q мир умопостигаемый: его можно познать или с помощью образов, например: черчение, скульптура, или с помощью рассуждения, когда познание происходит с помощью идеи, то разум не пользуется ни чем эмпирическим. Это диалектика. Знание направлено на мир идей - мир бытия. Наш земной мир - это мир мнений, среднее между бытием и небытием.
Душа: принадлежит к миру бытия, к миру идей настоящему миру, поэтому наша душа - вечная. А все, что касается тела - подвержено изменениям. Поэтому, идеальное государство, чтобы ему быть неизменным, должно опираться на души граждан.
Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. Платон