Соцреализм Истомина 31 группа.pptx
- Количество слайдов: 33
Соцреализм Художественная практика соцреализма. Ведущие темы и сюжеты. Особенности организации пространства соцреалистического произведения
• Один из наиболее трудных моментов заключался в необходимости преодолеть резкий разрыв между сложным развитием русского искусства начала 20 в и задачей приобщения к новым идеалам многомиллионного, многонационального народа, к которому был направлен поток искусства.
Принципы соцреализма Народность. Под этим подразумевалась как понятность искусства для простого народа. Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
• Надо сказать в первую очередь соцреализм требует от исполнителя четкого следования намеченному классическому воплощению образов, соответствия полного историческим и конкретным ситуативным картинам и образам. И все это должно быть отражено и совмещено с революционной степенью развитости. При всем преувеличенном восхищении изображения образы должны быть выполнены реалистично. Действительность должна сочетаться с идеей социалистического вектора идейного воспитания. Таким образом, определяли соцреализм на протяжении всей истории развития направления, включая 80 -ые годы.
• Социалистический реализм воплощен в лучших произведениях советского искусства, ныне ставших его классикой в живописи А. А. Дейнеки и Б. В. Иогансона, А. Пластова и Ю. И. Пименова, П. Д. Корина и С. А. Чуйкова, Г. М. Коржева, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова и многих других мастеров.
• с отражением жизни не только в ее прошлом и настоящем, но и в ведущих тенденциях ее развития, в ее устремленности к будущему. В этом существо революционной романтики социалистического реализма, его исторического жизнеутверждающего оптимизма. • Для искусства социалистического реализма характерен новый тип положительного героя — созидателя, активного борца за совершенствование общественной жизни.
А. М. Герасимов «Ленин на Трибуне» • Портреты вождей «Ленин в Смольном» Исаак Бродский Художественные традиции передвижников, из которых вышли многие художники АХРР, пользовались особым почетом благодаря Луначарскому, наркому просвещения. Поддерживаемые властями художники АХРР вели беспощадную войну против многочисленных авангардистских течений. Так начинается царство нового искусства, одна из задач которого – показать привязанность советского народа к своим правителям. Один из самых крупных художников АХРР Исаак Бродский уже в 1918 создал множество портретов Ленина. Его примеру вскоре последовали А. М. Герасимов «Ленин на Трибуне» , С. В. Малютин (портрет Фурманова, 1922, там же), Н. А. Андреев (портрет Сталина, 1922, там же), а также Б. В. Иогансон (<Допрос коммунистов>, 1933, там же) и Е. А. Кацман.
АХРР • АХРР, Ассоциация художников революционной России; с 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся благодаря поддержке государства, самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920 -х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей единого Союза художников СССР. В 20 -е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу» , Ассоциация создавала полотна, которые не вызывали бы отторжения массовой аудитории своей сложностью. Одним из компонентов стала реалистичность живописи, вторым — выбор тем, опиравшийся на социальный и партийный заказ — революция, советский быт и труд.
ОСТ • ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта, проч. ) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года. • Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, а также монументальной живописи, книжной графики, плаката, театральнодекорационного искусства.
Исаак Израилевич Бродский (1883— 1939) советский и российский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930 -х годов, автор обширной изобразительной ленинианы. Картина, «Ленин в Смольном» , написанная Исааком Израилевичем Бродским в 1930 году, сразу же после своего появления стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу великого вождя.
• За плечами художника, была не одна работа, изображающая Владимира Ильича. Это и огромные, многофигу рные картины «Торжественно е открытие II конгресса Коминтерна» ( «Выступление В. И. Ленинана митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и такие портретные работы, как «Ленин на фоне Кремля» (1923). Бродский стал признанным мастером и классиком ленинской темы в советском искусстве.
Александр Михайлович Герасимов Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903− 15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. — А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. Он присоединился к АХРР совмещавших советскую политизированную тематику с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли «реалистами» , всех же прочих — «формалистами» и «эстетами» , непонятными народу. Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей ( «Март в Козлове» , 1914; «После дождя. Мокрая терраса» , Среди его со временем начинают преобладать изображения руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, — «В. И. Ленин на трибуне» (1930), «И. В. Сталин и. К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Гимн Октябрю» (1942) и др. — становятся образцами официального стиля советской живописи.
Герасимов Сергей Васильевич • (1885— 1964) В ранней живописи художника ( «Фронтовик» , 1926, Третьяковская галерея (ГТГ)) проступают черты умеренного кубизма ( «сезаннизма» ). В «Клятве сибирских партизан» (1933, Русский музей) он осваивает принципы революционнопропагандистской «тематической картины» . Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков.
• • Одним из известнейших живописных полотен о войне стала «Мать партизана» (1943— 1950, ГТГ). На картине, с гордо поднятой головой стоит мать партизана. Как выразился сам художник: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей» . По контрасту с ярким, по-своему символическим образом матери образ гитлеровца лишен выраженной индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе. Художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста, и лишь в самых общих чертах намечает остальных персонажей. Поиски героического в повседневной жизни советской деревни привели Герасимова к созданию классическою произведения эпохи - «Колхозного сторожа» (1933). Этот портрет переносит нас в памятные годы коллективизации и знакомит с одним из рядовых героев колхозного строительства.
• Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед — прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 году.
• В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия Можайские пейзажи, 1954) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.
Лактионов, Александр Иванович (1910 — 1972) • Учился в Ленинградской Академии художеств у И. И. Бродского (1932— 1938), затем в аспирантуре этой академии у И. Э. Грабаря; среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал именно И. Бродский. Следуя его девизу «Ближе к натуре!» , Лактионов не только осваивал приёмы современной ему живописи, но и специально изучал технику письма старых мастеров. . Известен главным образом как жанрист и портретист, хотя в наследии художника присутствуют выполненные на высоком уровне пейзажи и натюрморты. Заслуженной популярностью пользуется его написанная в Загорске картина «Письмо с фронта» (1947), мастерски передающая цветовые и светотеневые свойства натурных планов, их переходы, а также настроение персонажей.
• Художник, начинавший свой путь в искусстве как портретист, в это время создает ряд запоминающихся произведений, к которым, прежде всего, относятся портрет И. Бродского (1939) и серия графических портретов артистов МХАТа (1940). • В послевоенный период большинство советских художников обращается к жанровой живописи. Александр Иванович также пробует свои силы в жанре и добивается значительного успеха.
Дейнека Александрович • (1899 -1969) Один из виднейших представителей социалистического реализма. Основная тема его работ - патриотическая героика, прославление коммунистического труда, изображение идеализированного советского человека. Наиболее известные картины - "Оборона Петрограда" (1928), "Будущие летчики" (1938), "Оборона Севастополя" (1942). После революции рисовал плакаты и оформлял агитпоезда. В 1924 году побывал в Донбассе, что послужило неисчерпаемой темой для его зарисовок на протяжении долгого времени. В начале 1930 -х рисует больше на мирные, жизнеутверждающие темы. В конце 1930 -х появляются современные темы. В 1938 году и в 1941 -43 годах участвует в оформлении станций метро Маяковская и Новокузнецкая мозаичными панно, рисуя для них эскизы. Во время войны лично ездил на фронт и передавал свои ощущения на полотнах. После войны чаще рисовал монументальные изображения для оформления интерьера зданий: МГУ, Дворец съездов в Кремле, а также множество других мозаик и даже витражей.
• Картины А. А. Дейнеки как бы воплощают пафос советской истории 1920 -30 -х гг. , ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью.
• Его картины не красочны - динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность ("На стройке новых цехов", 1926; "Оборона Петрограда", 1928; "Лыжники", "Бег", обе 1934). Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода "визитной карточкой" художника
Пименов, Юрий Иванович (1903 — 1977) • Был одним из членов учредителей ОСТа (1925). Жил в Москве. В 1920— 1925 годах учился во ВХУТЕМАСе у В. А. Фаворского и С. В. Малютина. В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет ( «Инвалиды войны» , 1926; Даешь тяжелую индустрию!, 1927; Солдаты переходят на сторону революции, 1932; ). С годами перешел к обновленному импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения» , легкого и артистичного образавпечатления.
• То, что у иного его коллеги могло стать помпезным Выездом жены наркома, у Пименова превратилось в Новую Москву – прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы. поэтому закономерно, что Пименов стал одним из Замечательно удавались красочнозначительных русских феерические театральные мотивы (Актриса) сценографов середины 20 в: он работал для Малого (Волки и овцы А. Н. Островского, 1941), Ленкома (Сирано де Бержерак Э. Ростана, 1943) и других театров. Черты «Пименоваэкспрессиониста» вновь, хотя и в значительно смягченной форме, проступили в его тревожных полотнах военных лет
Митрофан Борисович Греков (1882 -1934) • советскийхудожник-баталист русского казачьего происхождения. В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок. В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Документировал подвиги Первой конной армии Буденного. Наиболее знаменитые работы художника: «Трубачи Первой конной» , «Тачанка» , «Бой при Егорлыкской» , «Замерзшие казаки генерала Павлова» . Возглавлял коллектив, создающийпанораму «Штурм Перекопа»
• Его полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.
• В произведениях, написанных в последующие годы, начинает преобладать сильная динамика, страстный порыв; композиции приобретают остроту и одновременно большую глубину. В конце 1920 -х гг. им создаются "Тачанка. "Пулеметам двигаться вперед!"", "Взятие Новочеркасска" (обе 1925), "Красные части занимают хутор" (1926), "Кавалерийская атака" (1927), "Бой под Егорлыкской" (1927 -29). Весь строй этих полотен проникнут романтическим революционным духом, выраженным в стремительном, вихревом движении людей и масс воздуха, недаром грековская "Тачанка" стала своеобразным символом гражданской войны.
Пластов Аркадий Александрович (1893 — 1972) • Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства. Аркадий Пластов — «певец советского крестьянства» . Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.
• Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.
Владимирский, Борис Еремеевич 1878 - 1959 • «Ленин и Сталин в смольном» «Рабочие» Владимирский Б. Е. Советский художник и график. Один из виднейших представителей социалистического реализма в живописи. Борис Владимирский принадлежал к числу официально признанных художников. Его картины разнообразны по тематике — портреты государственных деятелей, быт советских людей, пейзажи. Сам художник объявлял целью своего творчества «реально-импрессионистическое изображение жизни быта рабочих и крестьян» . В 20 -е годы заведовал художественной студией имени Свердлова в Кремне. С 1922 года член АХРР, один из создателей этой организации. Работал художником в газете «Правда» . «Игра в шахматы» 1940
Владимир Николаевич Костецкий (1905 -1968) • Главным образом жанрист. В годы Великой Отечественной войны 1941− 45 выполнял плакаты, листовки, портретные рисунки. • Лучшие произведения Костецкого отличаются тщательностью разработки сюжета, психологической убедительностью характеров (1937, «Возвращение» , 1947, «Вручение партийного билета»
• • • Ге лий Михайлович Ко ржев 1925 — 2012 В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев обращается к большим гражданственным темам, показывая советских людей в драматических, героических ситуациях. Произведения: триптих «Коммунисты» (1957− 60; Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина, 1966), «Влюблённые» (1959), «Проводы» (1967; из серии «Опалённые огнем войны» , 1962− 67) — все в Русском музее в Ленинграде: «Художник» (1960− 61, Третьяковская галерея). Коржев принадлежит к представителям так называемого «сурового стиля» , возникшего на рубеже 1950− 60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои — сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
Дмитрий Налбандян 1906 – 1993 • Получил известность прежде всего как мастер советского парадного портрета, хотя также работал в жанрах пейзажа и натюрморта. Создал портреты многих представителей советской партийной элиты, за что в художественных кругах его называли «Первая кисть политбюро» .