Лекция-3-культура.ppt
- Количество слайдов: 40
«Социология» Тема: Общество как социокультурная система. Ценности и социальные нормы поведения. Культура как фактор социальных изменений.
Общество как социокультурная система Элементы общества Природная среда Люди Культура
Почему культура? Культура интегрирует общество в единую систему Культура – созданная людьми, искусственная материальная и идеальная среда, определяющая социальную жизнь людей, способ организации и развитие человеческой жизнедеятельности, реализующиеся через процессы преемственности и развития, определенных образцов Культура – система смыслов, норм, ценностей, отношений и результатов деятельности человека и институтов; искусственный мир, создаваемый уси лиями многих поколений людей. Она определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой инди виды и социальные группы определяют свое пове дение. Культура – результат взаимодействия людей с природной средой.
Пнятие «культура» Английский ученый Э. Тейлор в 1871 г. : «Культура… это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» . Культура – качество человеческой жизни, выраженное в типах и формах освоения мира, организации жизни человека и общества Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почита ние) – способ деятельности (включая мыслительную)
Понятие «культура» Американ ские культурологи Альфред Кре бер и Клайдж Клакхон в их совместном иссле довании, посвященном критическому обозре нию концепций и определений культуры, отме тили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. По их подсчетам, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений, с 1920 г. по 1950 г. 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л. Е. Кертман насчитал более 400 определений. Такое многообразие объясняется, прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.
Понятие «культура» - вывод Таким образом, элементы природы, люди и культу ра в процессе саморазвития и взаимодействия меж ду собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество. Эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи между ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве. Элементы общества Природная среда Люди Культура
Социология культуры ─ синергия двух понятий Социология: социальной системе необходимо выстраивать отношения и с другими социальными общностями и с природой. Возникает проблема социального взаимодействия, которое раскрывается при условии его включения в некоторую существенную социальную деятельность. Культура, духовность, познание, являющиеся проявлением информационной природы человека в сочетании с социальной природой человека как продукта общественного развития позволяют выявить сущность такого сложного понятия как "социология культуры"
Понятие «культура» Культура – «это аккумуляция опреде-ленных форм деятельности и взаимодей-ствия, взаимоотношений личности в об-ществе, деятельность людей по воспро-изведению и обновлению социального бытия, способы самореализации личнос-ти, а также включаемые в эту деятель-ность продукты и результаты: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей» . Современная научная картина мира. Словарь. М. : РАГС, 1998. - С. 97.
Культура акцентирует внимание на предмет ной и символической среде, созданной чело веком и наполненной значениями и смыслами, которые поняты и разделяются в данном сообществе. Социология на рассмотрении социальных взаимосвязей, характера отношений между индивидами и группами, имеющими общие культурные ценности. Между социальными отношениями и культурой могут возникать противоречия, которые проявляются как конфликт между: провозглашаемыми ценностями и реально существую щей структурой социальных отношений; исторически сложившимися культурными программами и инновациями, которые их изменяют.
Формы культуры Как ценностное и смысловое содержание предметности, культура имеет формы идеальную (нематериальную) и материальную.
Идеальная (духовная) культура идеи верования (один из моментов снятия неопределенности) l архетипы (опыт предков) l знания, навыки l эталоны и оценки l нормы (происходят от ценностей) l l Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, норм, правил обычаев, систем правления, языков, т. е. всего, что относится к области духовного. Дух открытость, человечность, внутренняя интеллектуальная сторона индивидуального существования, которая обусловливает необходимость бытия человека. Духовная культура, главным образом, индивидуальна.
Идеальная культура Идеальная (нематериальная) культура есть совокупность знаний, опыта, привычек, стремлений к бытию, или небытию, которыми люди наполняют всю свою общественную жизнь. Культура общности – это совокупность норм, ценностей и образцов поведения, признанных всеми членами общности. Культурный человек, это – человек общественный.
Элементы культуры (по У. Гуденау) Понятия (концепты) содержатся в языке, описывают мир, помогают организовать и упорядочить опыт. Отношения — это определенные представления о том, как понятия связаны друг с другом в простран стве и времени, по значению. Ценности — разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, служат этало ном для всех людей. Социологи описывают отноше ние или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Правила и Нормы определяют как должен вес ти себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Нормы формируют привычки, обычаи, манеры, нравы, традиции.
Структура идеальной составляющей культуры Идеальная составляющая культуры Ценности Социальные нормы Образцы поведения
Общество создает условия для массового использования ценностей культуры и, следовательно, порождает потребности в тиражировании культурных ценностей, что в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
Материальная культура – совокупность вещей объективной по отношению к индивидам реаль-ности, в которых люди находят ценность и смысл В материальной культуре выделяются вещная куль-тура – совокупность предметно вещных продуктов деятельности и социальная культура, совпадающая с устройством и стремлениями общества. К материальной (вещной, предметной) культуре относят все физические объекты, созданные людьми, которым придается определенный смысл – книги, одежда, дома, школы, оружие, украшения и т. д. Материальные реальности, созданные творческим трудом, называются артефактами, которые несут в себе определенное символическое значение, представляют ценность для определенной группы людей или для общества.
Социальная культура Культура хозяйствования - общественное производство и личное участие в нем, хозяйственное управление, культура менеджмента и т. д. Политическая культура - политическое управление, отношение к государственному устройству, к власти, как конструктивное, так и деструктивное. Правовая культура – культура разработки, принятия, соблюдения и нарушения юридических законов Нравственная культура - культура соблюдения норм нравственности и, при необходимости, осознанное и обоснованное, социально значимые отступления от них Культура познания - – научная, художественная, религиозная и философская Институциональная культура социальные институты, упорядочивающие человеческую жизнь в обществе
Три формы культуры Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее за казу профессиональными творцами. Она опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Массовая (общедоступная) культура обладает меньшей художественной ценностью, но имеет широ кую аудиторию, удовлетворяет сиюминутные запро сы людей и быстро реагирует на новые события. Совокупность ценностей, верований, традиции и обы чаев, которыми руководствуется большинство чле нов общества, называется доминирующей культурой
Субкультура Поскольку общество распадается на множе-ство групп - национальных, демографичес-ких, социальных, профессиональных, - посте-пенно у каждой из них формируется собст-венная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей куль туры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противо стоит ей, находится в конфликте с господст вующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60 е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Культура с позиции трех уровней: Мегауровень - культура общества; l Макроуровень - культура социальных групп; l Микроуровень - культура личности. l
Объект социологии культуры На первом уровне связи и отношения культуры, субкультур и общества (методы: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический). Культура общества формируется в результате самоорганизации социокультурного пространства, в котором действуют индивиды, обладающие культурой, и в процессе взаимодействия наполняют его культурными смыслами
Объект социологии культуры На втором уровне деятельность социокуль турных институтов, культура их организаций (методы: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование). На третьем уровне эмпирические проявле ния культуры отдельного индивида, социаль ных групп, общностей. Здесь предполагается сравнение, измерение объективных и субъек тивных фактов проявления культуры (методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, анализ документов).
Истоки социокультурных противоречий Культура - творческое начало социума, сложная открытая, нелинейно развивающаяся система, кото-рая выстраивается как определенное социокультур-ное пространство, динамика развертывания кото-рого оказывает влияние и на людей его созидаю-щих, и на социум, в рамках которого формируется новая культура. Общество: либо стремится сохранить неизменными ценности, препятствует, сдерживает развитие культуры, создавая неблагоприятные условия для развития личности; либо быстро меняется в силу политических или социальных потрясений, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей; одновременно изменяется вместе с культурой, что создает условия для конструктвного развития личности.
Динамическая модель распространения культурного образца (А. Моль). предпосылки общество Творческая личность Институционализация культурного образца СМК Референтная группа Сравнение с культурной матрицей.
Динамическая модель распространения культурного образца (А. Моль). Всё начинается с творческой личности, появляется новый культурный образец, который вытесняет старый. Затем нужно продемонстрировать этот культурный образец референтной группе, дальше идёт поиск референтной группы (проповедники, выдающиеся люди). Следующий момент принятия культурного образца и сравнивание его с культурной матрицей. Средства массовой коммуникации (СМК) выступления, шоу, наружная реклама, печать, радио, телевидение, Интернет. Институционализация культурного образца – закрепление культурного образца через социальные институты
Социология культуры Предупреждая о грядущих природных и социальных катаклизмах, Никита Моисеев подчеркивал, что наука способна разработать те или иные способы воздействия, но люди могут не захотеть этим воспользоваться. Проблему может решить культура и нравственность, но для этого необходимы более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры, обретение нового смысла существования. Разделяя опасения Н. Н. Моисеева, понимая, что человек “оказался под вопросом”, В. С. Степин полагает: нужен поиск базисных ценностей нового типа как основы нового цивилизационного развития. К ним, в частности, он относит устойчивое развитие как ценность, отношение к Природе как биосфере, т. е. живому организму, освоение сложных исторически развивающихся систем, этизацию деятельности.
Ценности –идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них большое значение и определяющие их социальное поведение. Ценности - это те объекты окружаю-щей действительности, в отношении которых индивид занимает позицию оценки в соответствии со своими потребностями. Ценность всегда связана с эталоном.
Ценности Каждая ценность выражается в семантическом пространстве человека (удобнонеудобно, красиво- некрасиво). Ценности выполняют следующие роли: l мера полезности l в ценности содержится эталон l ценность может являться объектом владения l идентификация индивида. .
Ранжирование ценностей - высокие ценности (духовные ценности: честность, любовь, патриотизм) - средние ценности (удовлетворение своих потребностей в питье, еде, автомобиле) - низшие ценности – привязаны к ситуации Ценности становятся подобными - это зависит от: а) схожести индивидуальных матриц ценнос-тей; б) кристаллизация ценностей - устойчивое со-знание человека. .
Виды ценностей 1. Смыслообразующие ценности - понятия о добре и зле, смысл жизни, общие цели. 2. универсальные ценности: а) витальные ценности (жизненные) – здоровье, удовлетворение гигиенических потребностей (в питье, еде) б) гедонистические ценности (потребность в роскоши) в) ценности безопасности (физические, социальные, экономические) г) ценности общественного признания (признание статуса, личностных черт) д) ценности межличностного общения (любовь, дружба, честность) 3. партикулярные (частные) ценности: а) традиционные ценности (преданность своей Родине, приверженность к малой группе, воспитания равенства) б) корпоративные ценности (связаны с профессией особенно понятия чести) в) религиозные ценности г) урбанистические ценности (ритм жизни)
Ценностная установка – общая предрасположен-ность социального субъекта к определенным ценностям, с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни Когнитивная оценочная часть, мораль: общая ориентация мотив актуализованный мотив (интерес)
Социальные нормы – регулятор индивиду альных и групповых взаимодействий в дан ной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа. Социальные нормы – правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам или обществу в целом. Социальные нормы – общепринятые нормы поведения ограничения или разрешения
Формирование нормы начинается с потребности в совместной деятельности Потребность Оценка Ценностные Кристаллизация ситуации ориентации ценностей Опыт, знания Нормы Нормативная культура создаёт порядок в обществе или социальной группе
Правила и Нормы Привычки - установившаяся схема (автоматизм, уверенность действий, стереотип) поведения в опре деленных ситуациях: коллективные, или групповые, привычки, усвоенные в процессе социализации; индивидуальные привычки. Образ жизни создается нашими привычками Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Этикет. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
Правила и нормы Обычаи такие нормы, которые признаются полезными и удобными в данной культуре (одежда, сон, питание, отношение к другим людям, манера поведения). Обычай основан на удобстве и пользе. Контроль обычая внешний, социальный. Обычаи передаются через традиции (опыт предыдущих поколений) В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок по-ведения. Он основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привыч-кам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождест-ва и Нового года, уважение к старшим и д берегут-ся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи — одобренные обществом массовые образ-цы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание.
Правила и нормы Обычаи такие нормы, которые признаются полезными и удобными в данной культуре (одежда, сон, питание, отношение к другим людям, манера поведения). Обычай основан на удобстве и пользе. Контроль обычая внешний, социальный. Обычаи передаются через традиции (опыт предыдущих поколений) В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок по-ведения. Он основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привыч-кам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождест-ва и Нового года, уважение к старшим и д берегут-ся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи — одобренные обществом массовые образ-цы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание.
Правила и нормы Если привычки и обычаи переходят от одного поколения другому, они превращаются в традицию. Первоначально это слово обозначало предание. Традиция представляет собой исторически сложившиеся и социально одобряемые формы поведения или отношения к чему либо. Традиция — это все то, что унаследовано от предшественников. Соединения обычая с привычкой превращается в ритуал или в обряд. Обряд, характеризующий не избирательные, а массовые действия, представляет собой совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие то религиозные представления или бытовые традиции.
Правила и нормы Нравы сильные, неформальные нормы; безнравственное поведение карается, то есть вызов. Например, уважай старших, не предавай, не бери чужое и т. д. Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
Образцы поведения – готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной ( «соответствует социальным ожиданиям» ). l Образцы поведения — это способы поведения, признанные социальной общностью нормальными в конкретной ситуации. l Образцы поведения, установленные в определенной культуре, делают понятным поведение других, создают возможность взаимопонимания и взаимного приспособления. Образцы поведения каждый индивид усваивает в результате социализации.
Лекция-3-культура.ppt