Социология семьи.pptx
- Количество слайдов: 14
Социология семьи. Социология молодежи Асылжанов М. С.
Основные формы современной семьи. Особенности современной семьи, ее признаки и формы Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной. Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи : - семья стала меньше по численности; - современная семья менее стабильна; - уменьшилось число семей, где глава муж; - семья стала менее дружной, т. к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно; - значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.
В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории: · по количеству детей: бездетные, однодетные, …, многодетные семьи; · по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т. д. ; · по типу семьи: авторитарный и эгалитарный; · по особенностям семейного быта, укладу: семья – «отдушина» , детоцентрическая семья и т. д. ; · по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи; · по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т. п. ; · по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т. п. · по семейному стажу; географическому признаку и т. д.
К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи: 1. Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений. 2. Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т. е. кому-то из партнеров выгоден брак. 3. Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг «осаждает» другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс. 4. Отношения – ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. 5. Отношения – любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии. Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.
Институт брака Брак – исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет – состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т. е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества. Формы брака: · Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола. · Полигамия – один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов: а) полиандрия (или многомужество); б) полигиния (или многоженство).
По предпочитаемому партнеру выделяют браки: · Экзогамия – брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана. · Эндогамия – брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана. По социально-демографическим, этническим, образовательным признакам супругов браки бывают: · Гомогамные – супруги имеют сходный возраст, образование, профессии, принадлежат к одной этнической группе. · Гетерогамные – супруги значительно различаются по перечисленным признакам. По форме регистрации браки бывают: ·Гражданский. ·Церковный. По юридическому закреплению: · Законный брак. · Свободный брак (или сожительство). Родословная и наследование имущества в браке могут осуществляться: · По женской линии. · По мужской линии. · По обеим линиям.
Распределение ролей в семье Еще в период ухаживания начинается процесс распределения ролей в семьи. Активно этот процесс продолжается при вступлении в брак. Семейное благополучие во многом зависит от того, насколько согласованно действуют супруги, насколько каждый из партнеров согласен и готов исполнять определенные роли в семье. К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. · Традиционные роли предпологают со стороны жены: · рождение и воспитание детей, · создание и поддержание дома, · обслуживание семьи, · преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, · приспособленность к зависимости, · терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа: · преданность матери своих детей, · экономическая безопасность и защита семьи, · поддержание семейной власти и контроля, · принятие основных решений, · благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной, · обеспечение алиментов при разводе. Товарищеские роли требуют от жены: · сохранение внешней привлекательности, · обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга, · поддержание полезных для мужа социальных контактов, · живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, · обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа: · · · восхищение женой, рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, проведение досуга с женой. Роли партнеров требуют и от мужа и от жены: · экономического вклада в семью в соответствии с заработком, · общей ответственности за детей, · участия в домашней работе, · распределение правовой ответственности. Кроме того, от жены требуется: отказ от рыцарства супруга, поскольку супруги равны, · равной ответственности за поддержание статуса семьи, · в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи мужа. А от мужа: · принятие равного статуса жены и согласия с его равным участием в принятии любых решений. Семья может чувствовать себя спокойно и стабильно, когда исполняемые мужем и женой роли согласованны.
По распределению власти семейные роли могут быть трех типов : 1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене. Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей. 2. Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого. 3. Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени.
Проблема лидерства в семье В отечественной литературе долгое время употреблялся термин «глава семьи» . Эта институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи. Обычно это муж или старший член семьи. В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В современном обществе суп руги, отвечая на социологическую анкету, затрудняются определить, кто из них глава. У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придётся содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «додавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу. Но у женщины есть другой способ добиться главенства в семье. Она действует исподволь, добиваясь ласками и нежностью всего, что ей надо от мужчины. Пословица «мужчина— голова, а женщина— шея» достаточно отражает реальность. Жена выполняет функцию теневого кабинета в правительстве: хотя премьер-министр остается формальным лидером, руководят всем делом находящиеся за сценой «теневики» .
Для женщин функция лидера — фактически дополнительная нагрузка, которая добавляется к домашней работе и воспитанию детей. Но вот парадокс: женщина одновременно устает от своего лидерства и постоянно его добивается. Она стремится к верховенству и в то же время проявляется четкая зависимость: в семьях, где женщина —лидер, она меньше удовлетворена браком. Для супруга, у которого меньше власти, важнее правильно понимать того, у которого ее больше, нежели наоборот. Поэтому муж, как правило, следит затем, правильно ли понимает его поведение жена. Наделенный большей властью супруг позволяет себе больше свободы действий, чем другой. В то же время он жестко контролирует поведение подчиненного супруга, чем свое собственное. У молодых супругов жены чаще понимают своих мужей, чем те их, Женщины, в силу своей эмоциональной природы, в большей мере само раскрываются в браке, чем мужья. Структура власти в семье, сложившаяся на первом этапе ее жизненного цикла, возможно, позже пре терпевает незначительные изменения. Одни привыкают командовать, другие — подчиняться.
Кризис брака: кто виноват и что делать В начале марта Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) были опубликованы данные исследования, касающегося разводов. "Кризис брака: кто виноват и что делать? " - так была сформулирована тема. ВЦИОМ выяснял, кто в сознании наших соотечественников больше виноват в распаде семьи - муж или жена, а также отношение россиян к разводам в принципе. Так вот, большинство опрошенных (62 процента) считают, что, как правило, в распаде семьи виноваты оба супруга в равной мере (причем в 1990 году это мнение тоже доминировало - 59 процентов). 13 процентов склонны возлагать вину за развод на мужей, 7 процентов - на жен. 16 процентов опрошенных считают, что в разводе никто из супругов не виновен, все дело в обстоятельствах - мол, среда заела. Только 12 процентов осуждают разводы в принципе, считая, что брак нужно сохранять любой ценой. И вот в этом вопросе имеются определенные подвижки - в 1990 году за сохранение брака "любой ценой" выступало 17 процентов. Изменилось отношение и к фиктивным бракам - сейчас 50 процентов считают их допустимыми для решения бытовых проблем, а в 1990 году фиктивные браки оправдывали 43 процента. Надо сказать, что в последние несколько лет кризис брака все больше занимает не только исследователей и непосредственных участников процесса, но и политиков, которые озаботились уровнем рождаемости и вполне справедливо полагают, что его снижение - признак кризиса семьи.