СОЦИОЛОГИЯ Prezentatsia__3_Kultura_i_lichnost.pptx
- Количество слайдов: 36
Социология ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция № 3. «КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ»
Рассматриваемые вопросы: 1. Определение понятия «культура» . 2. Культура и система норм. 3. Структура культуры. 4. Формы проявления культуры в жизни людей. • 5. Происхождение и развитие культуры. • •
1. Определение понятия «культура» . • • • Существенная особенность человека в тои, что окружение, в котором он живёт, создано им самим Люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений. Все живут в мире своих правил, норм поведения обычаев и традиций. Всё это выражается в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтов. Каждая личность по-своему понимает и представляет эти отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений и соответствующие им материальные и духовные продукты составляют сферу человеческой культуры.
Агрикультура
Термин «культура» • появился в Древнем Риме, где слово «cultura” обозначало возделывание земли, воспитание, образование. • В ходе своего употребления это слово стало министерство культуры обозначать самые разные стороны человеческого поведения и виды деятельности. • Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет языками, вежлив в общении или правильно пользуется ножом и вилкой. Но представители примитивных племён чаще всего едят с ножа, и, тем не менее, имеют свою культуру, обычаи, традиции и искусство. • Культура понимается также как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей в искусстве и образовании. • Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, общения, управления?
Определение понятия культуры Наиболее удачное определение дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 году: • «Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» . • Это и материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода. • Культура – это всё, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. •
Соотношение материального и нематериального в культуре • • Однако не всякий материальный или духовный продукт охватывается понятием культуры, а только принятый членами общества и закреплён, материализован в их сознании. Тогда каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию предков. Всё социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культуры. Нематериальная культура: слова, идеи, привычки, обычаи и верования и др. Материальная культура состоит из произведённых человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и др. Но материальная культура должна рассматриваться, как результат нематериальной культуры и не может быть создана без неё. Не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.
2. Культура и система норм. • • • Люди так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Недаром говорят: «Обычай – деспот меж людей!» . Когда культура указывает, как и что мы должны или не должны делать, она – нормативная, которая указывает на стандарты правильного поведения. Неслучайно Ю. Лотман говорил, что культура – это система норм и запретов. Как же осуществляется это взаимодействие? Только при условии, что люди имеют общие представления о том, как им действовать правильно. Т. О. , человек как социальное существо, должен создать множество общепринятых шаблонов поведения регуляторов их поведения в определённом направлении. Они называются социальными нормами. Наша культура определяет, что, например, для рукопожатия мы протягивает правую руку и такое поведение правильное.
Нормативная культура и обычай • • • Нормативная культура – система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы не могут быть достаточно устойчивыми: некоторые становятся неудобными или бесполезными, другие превращаются в тормоз развития. Некоторые нормы могут быть изменены легко (нормы этикета, повседневного поведения). Другие изменить крайне сложно (государственные законы, региональные традиции, нормы языкового общения). Это требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Начнём с обычаев. Социальная жизнь людей всегда полна проблем, и каждый старается сделать всё возможное для их решения. В практике таких решений много. Но из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые работоспособные и удобные. На основе успешного опыта такие варианты становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой или обычаями.
Обычаи • - обычаи – это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространённые способы групповой деятельности. • В процессах социализации люди усваивают их, не задумываясь об их происхождении. • Люди при столкновении с обычаями и традициями других групп считают их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. • Так, мы не понимаем сдержанности в средствах приёме гостей в семьях Германии; • их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.
Нравственные нормы • • Некоторые обычаи - наиболее важные поскольку затрагивают жизненные интересы людей и групп. Можно неправильно использовать за обедом нож для еды – это небольшая оплошность. Но если женщина бросает ребёнка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Общество стремиться избегать подобных нарушений. Т. о. , можно различать два типа обычаев: те образцы поведения, которым следуют как примерам хороших манер и вежливости, и те, которым мы должны следовать, т. к. они считаются существенными для благополучия группы или общества, и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи мы называем нравственными нормами, или нравами. Это идеи о правильном, или неправильном поведении. Отсюда – нравственные нормы – это вера в правильность или неправильность действий.
Нравственные нормы • • • Нравственные нормы не создаются намеренно, они возникают постепенно, из повседневной жизни и практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Определённые нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения групповой сплочённости и увеличения благосостояния членов группы. Они передаются последующим поколениям не как системы практических выгод, а как система незыблемых «священных» абсолютов. В силу контроля, индивиду уже психологически трудно совершать запрещённые действия. Они становятся эмоционально невозможными (например, запрет каннибализма). В обществе с твёрдо установившимися нравственными нормами и чёткой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко.
Институциональные нормы • • Совокупность обычаев и норм, касающихся формирования и функционирования семьи, управления государством, обучения школьников и студентов, распределения произведённого общество продукта и др. воплощается в его социальных институтах. Чем же отличаются институциональные нормы от простых обычаев и нравственных норм? 1) тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. 2) возникает круг людей, в котором каждый человек играет определённую роль в поддержании и защите этих норм. 3) Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся здесь высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы – это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. 4) характер институциональных норм делает их наиболее формальными и непреодолимыми, а сами институты – обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.
Законы • • • Нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, но существует тенденция их объединения и реорганизации в законы. Нарушителей нравственных норм можно подчинить существующим нормам путём угрозы узаконенного наказания. Поэтому – закон это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм закона обеспечивается специально созданными институтами (такими, как милиция, суд, колонии для преступников и т. д. ). Законы действенны - когда они стремятся поддерживать те нравственные нормы, которые твёрдо приняты большинством членов общества. Например, сухой закон – это запрет, который был неэффективен, поскольку не стал для многих узаконенным продолжением моральных и нравственных норм. Очень редко закон удовлетворяет все социальные группы общества. В современном обществе большое число законов создаётся для регулирования сфер деятельности, которые не регулируются системой нравственных норм. Например, производственные отношения или отношения торговли и обмена.
3. Структура культуры • • В культуру также входят и организованные системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы. Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры культуры началось с 1949 г. , когда американский исследователь Э. Хобель выделил самую малую единицу культуры. Она получила название культурного элемента. Как далее не разлагаемыми элементами материальной культуры являются, например, гвоздь, карандаш, отвёртка или носовой платок. Элементами нематериальной культуры может являться пожатие руки или поднятие шляпы при встрече, поцелуй как форма приветствия и др. Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, разных обществ и разных времён.
Культурный комплекс • • Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс. Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института. Так, институт семьи – это комплекс выбора партнёра, свадебный комплекс, медовый месяц и т. д Но некоторые комплексы не являются институциональной культурой, группируются вокруг менее важных видов деятельности, таких, например, как коллекционирование марок. Субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов. Они могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми, по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Субкультура • • • Каждое общество имеет доминирующую совокупность культурных образцов. В то же время некоторые группы общества развивают лишь определённые культурные комплексы. Это, например, иммигрантские группы. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, он выражается в одежде, в сленге и пр. Т. о. , создаётся молодёжная культура. Подобного рода отличия выражаются в существовании таких систем комплексов, как «культура предприятия» , «культура школы» , «культура управления» . Выражения «армейская жизнь» , «богема» , « жизнь в коммуналке» отражают картину культурных особенностей, культурных образцов, которые называются субкультурами.
Контркультура • • • Субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Группы, бросающие вызов доминирующим образцам называются в социологии контркультурой. На Западе такими группами в 60 -х – 70 -х годах ХХ века были, например, хиппи. Они проповедовали культуру, в которой труд представлялся нежелательным, а воздержанность – ненужной и ограничивающей свободу праведностью. Если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества.
4. Формы проявления культуры в жизни людей. • • • Культура в жизни общества играет весьма противоречивую роль. Она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. С другой стороны, культура с помощью нравственных норм закрепляет несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, всё, созданное в рамках культуры для покорения природы может быть использовано для уничтожения людей. Поэтому необходимо изучить отдельные проявления культуры, чтобы снизить напряжённость во взаимодействии человека с порождённой им культурой.
Этноцентризм. Американский социолог У. Саммер назвал этноцентризмом взгляд на общество, при котором определённая группа считается центральной и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. • Так мы полагаем, что моногамные браки лучше полигамных браков, что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. • Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры. • Это находит своё выражение в таких позитивных выражениях, как «избранный народ» «истинное учение» , «сверхраса» , и в негативных – «отсталые народы» , «примитивная культура» , «грубое искусство» . •
Этноцентризм • • • Этноцентризм присущ всем обществам; даже отсталые народы в чём-то чувствуют своё превосходство над всеми остальными народами. Не только общество, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. И то же касается индивидов, хотя могут быть исключения. Например, евреи-антисемиты, аристократыреволюционеры, негры, выступающие против других негров по вопросам ликвидации расизма. Но это скорее уже формы отклоняющегося поведения. Возникает естественный вопрос: этноцентризм – это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Поэтому рассмотрим положительные и отрицательные моменты этноцентризма.
Этноцентризм сплачивает группу, • оправдывает жертвенность и мученичество во имя её благосостояния. способствует патриотизму, национальному самосознания и даже обычной групповой лояльности. • Возможны крайние проявления этноцентризма, например, национализм, расизм, фашизм, шовинизм, презрение к культурам других обществ. • Периоды напряжённости в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентрической пропаганды. • Отметим и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры, поскольку если мы лучшие, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и, тем более, заимствовать из других культур? • Наконец, он может быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества.
Культурный релятивизм. • • • Существуют подходы к другим культурам, которые смягчают действие этноцентризма и позволяют находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из них считается культурный релятивизм. Тёплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. Культурные комплексы, связанные с женской красотой и ролью женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования «нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание и этноцентризма, и культурного релятивизма Тогда индивид, испытывая чувство гордости за свою культуру, в то же время способен понять и другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
5. Происхождение, развитие и распространение культуры. • • • В отличие от субчеловеческих видов животных, человек утерял те врождённые инстинкты, которые присущи этим видам живых существ. Вместо этого при рождении он наследует систему естественных потребностей, желаний, которые стали движителями его последующих действий и всего поведения. Эти потребности заставляют человека искать наилучшие способы их удовлетворения. В процессе удовлетворения потребностей человек создаёт культуру. Она помогает ему добиваться исполнения своих желаний, осуществлять совместную деятельность. Т. о. , человек начинает создавать систему норм, ценностей, пригодную для удовлетворения своих потребностей наилучшими способами. Не имея спасительных инстинктов, он, для того чтобы выжить, должен опираться на культурные образцы.
Способность к обучению • • • Животные способны обучаться на примерах и владеть определёнными формами социального обучения. Но это не значит, что они имеют свою культуру. Эта идея нелепа и абсурдна, если представить себе льва, который действует в соответствии с привычками, традициями или создаваемыми идеалами и нормами. Только человек создаёт культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом – способностью обучать и обучаться через взаимодействия с другими людьми. Шимпанзе можно научить доставать банан из труднодоступных мест, но не передавать эту мысль другим особям. Животное живёт только инстинктами и собственным опытом.
Язык и символические коммуникации • • • Животные обмениваются чувствами с помощью мурлыканья, рычания, криков или других звуков, издают запахи или совершают телодвижения, имеющие определённые значения для других особей. Однако это нельзя считать языком. Все подобные звуки или телодвижения не несут в себе даже примитивной смысловой нагрузки. Язык, напротив, это система звуков, каждому из которых соответствует определённое значение. А потому мы ограничиваем понятие «язык» символической коммуникацией и исключаем обмен понятиями через крики или звуки, которые не являются настоящим языком. Это относится даже к межчеловеческому «языку жестов» поскольку в нём отсутствует данная система символической коммуникации.
Письменность Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. • Ведь старые и знающие люди в дописьменной культуре всегда ценились как «ходячие библиотеки» , как хранители традиционных учений и верований благодаря их памяти. • Но человеческая память не беспредельна. Такая культура вынуждена оставаться предельно простой. И только письменность позволила практически неограниченно усложнять и развивать культуру, охватывая всё более широкий круг людей. Письменность позволяла сохранять и передавать другим поколениям мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм. При этом язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. •
Язык • • • Большие группы в обществе могут иметь свой язык, словарный запас которого отличается от словарных запасов языков других групп людей. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, её адаптация к окружающей среде. Но язык может активно помогать или мешать развёртыванию или распространению культуры Так, если группы общаются на разных языках, такая передача культурных образцов становится просто невозможной. А при переводах специалисты-языковеды должны иметь представление о культуре обществ. Многие народы бывшего Советского Союза часто были вынуждены использовать в своём языке русские слова, т. к. для выражения содержания этих слов в их языках не было соответствующих аналогов.
Развитие культуры • • • Прошли тысячелетия, прежде чем человек научился готовить себе пищу, строить жилища и разводить скот. Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобретения и открытия, которые стали культурной основой для лавины открытий и изобретений в будущем. В человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время.
• • • Теория эволюционного развития культуры Культурные изменения приводят к переустройству всех сторон жизни общества в определённом направлении. Можно ли говорить о восходящей линии развития культуры, и каковы характер и движущие силы этого развития? Обратимся к двум основным точкам зрения на развитие культуры. Теория эволюционного развития культуры. Основной принцип - постепенное изменение культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которых они полностью преобразуются. Вновь созданный в результате «мутации» элемент культуры должен доказать свою жизнеспособность, своё право на существование. Следовательно, он вступает в конкурентную борьбу с другими культурными элементами.
Теория эволюционного развития культуры Сторонники эволюционной теории отталкивались от идей Ч. Дарвина, работ О. Конта и Г. Спенсера, порождая т. н. социал-дарвинизм. • В их работах наблюдается социальный оптимизм, поскольку человечество проходит три прогрессивных стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). • Но после двух мировых войн многие учёные заговорили об упадке культуры (А. Швейцер, Э. Фромм), другие стали отрицать существование линейного прогресса, говоря о циклах смены демократии и диктатуры (О. Шпенглер, А. Тойнби). • В настоящее время классическая эволюционная теория практически не способна объяснить развитие культуры. •
Теория диалектического развития культуры • • • Диалектический подход основан на более сложной и разработанной концепции. Он восходит к выдающимся философам И. Канту и Г. Гегелю, а в области социологии культуры наиболее известными его разработчиками были К. Маркс и Г. Маркузе. Основной постулат данного подхода таков: все культурные образцы, произведённые людьми, представляют собой конечные, недолговечные явления. Каждая из культурных норм и ценностей несет в себе изначально зёрна свое гибели. Однако до того, как это произойдёт, её развитие должно пройти несколько стадий.
Диалектические стадии роста культуры • • Первая – стадия роста, распространения в качестве культурного образца в какой-либо группе или обществе. Вторая стадия ведёт к определённому пределу, границе данной нормы, после чего эта норма вступает в конфликт с внешней средой. Конфликт возникает в силу проявления противоречий, усиливающихся при прохождении стадии роста. Третья стадия – прекращение существования культурной нормы или ценности. Это не просто её гибель, а скорее перерождение В ходе конфликта и противоречий культурный образец переходит в новое качественное состояние. При этом старое содержание не уничтожается полностью, а становится основой для своей противоположности – нового культурного образца. Содержание нового образца неизбежно будет включать в себя элементы старого, отжившего образца. Не отрицая в принципе идею прогресса культуры, эти учёные полагают, что путь любой культуры к высшим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен. Более того, нередко конфликты несут разрушение и распад культуры, выступая главной движущей силой её развития.
Литература Культура, человек и картина мира. – М. , 1987. Межуев В. М. Культура и история. – М. , 1977. Моль А. Социодинамика культуры. – М. , 1984. Tylar E. Primitive culture. – N. Y. 1958. Тойнби А. Постижение истории. – М. , 1991. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Издательская корпорация «Логос» , 1996. С. 45 -76. • Фромм Э. Бегство от свободы. – М. , 1986. • • •