Sotsiologia6 (социология).pptx
- Количество слайдов: 24
Социология Лекция № 6 Социализация Личности
План: 1. Факторы, влияющие на формирование личности. 2. Социализация как социальнокультурный процесс, его особенности и стадии. 3. Социальная типология личности. 4. Социальный статус и социальные роли личности.
Факторы формирования личности: 1. 2. 3. 4. 5. Биологическая наследственность; Физическое окружение; Культура; Групповой опыт; Уникальный индивидуальный опыт.
Биологическая наследственность: Не может полностью создать личность, ведь культура, социальный опыт не передаются с генами. И, тем не менее, биологический фактор необходимо учитывать, т. к. он создает ограничения для социальных общностей. Благодаря ему становится возможным бесконечное разнообразие темпераментов, способностей, характеров, которые делают каждого человека индивидуальным, т. е. уникальным и неповторимым.
Физическое окружение Некоторые мыслители утверждали, что групповые различия в поведении личностей, в основном определяются различиями климатических, географических особенностей и природных условий. Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальных групп, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
Культура Независимо от того, на какой ступени развития находится то или иное общество, культурный опыт является общим для всего человечества. Каждый ребенок в процессе социализации осваивает наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем, каждое общество дает своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. К примеру, личность, сформированная в условиях православной культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в исламской традиции.
Групповой опыт В начале жизненного пути человек еще не имеет своего собственного “Я”. Ребенок начинает использовать понятия “Я” в возрасте около полутора лет, при этом он становится отдельным человеческим существом. Формирование образов различных личностей, в том числе и собственного “Я – образа”, происходит благодаря накоплению социального опыта ребенка. Все дальнейшее формирование личности – это построение собственного “Я” на основе сопоставления себя с другими личностями.
Уникальный индивидуальный опыт Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается его повторить. Не являются исключением даже близнецы, имеющие одинаковую наследственность. Ведь воспитываются они всегда по-разному, т. к. не могут встречаться постоянно одни и те же огорчения и радости. Картина индивидуального опыта усложняется еще и тем, что личность не просто суммирует опыт, а интегрирует его.
Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода; в это время ребенок чаще подражает). Стадия индивидуализации или промежуточная социализация (18– 25 лет); в это время появляется желание выделить себя среди других. Стадия интеграции (появляется желание “вписаться” в общество). Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека. В этот период человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации, пожилой возраст. Его рассматривают как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям. Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов).
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Десоциализация – отлучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения; Ресоциализация – следующий за этапом десоциализации этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
Социальный тип личности – продукт взаимодействия историкокультурных и социально – экономических условий жизнедеятельности людей.
Типы Личности 1. Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, самореализации низкий. 2. Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие. 3. Фрустированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием. 4. Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем. 5. Гедонистические материалисты – ориентированны на удовлетворение потребительских желаний.
Статусный набор Роберта Мертона Главный статус - относителен, т. к. он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Социальный статус – Большой группы. Личный статус – Малой Группы.
Разновидность Социального статуса. Предписанный статус – это статус, навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он дан человеку от рождения – “пол”, - “цвет кожи” - “место рождения” – “фамилия семьи”; Приобретенный (достигнутый) статус – определяется усилиями самого человека.
«Пять типов поведения» 1. Конформизм - предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.
«Пять типов поведения» 2. Инновация - она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег). Инноватор не стремится изменить социальную структуру общества. Он подбирает средства, которые позволят ему занять в этой структуре более высокое положение. Каждому типу поведения соотвествует своеобразный «символ веры» . Человек находит способы обоснования своего поведения. «Символ веры» инноваторов – надежда на удачу.
«Пять типов поведения» 3. Ритуализм - предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается. «Символ веры» ритуалистов: «я играю по правилам» , «чем выше взлетишь, тем больнее падать» , «главное – семья и дети» и т. д.
«Пять типов поведения» 4. Ретреатизм- бегство от действительности наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т. п. «Символ веры» ретреатистов – «не общество изгнало меня, я сделал свой свободный выбор» . Чаплиновский бродяга – яркое воплощение этого «символа веры» .
«Пять типов поведения» 5. Бунт - подобно бегству от действительности, данное поведение тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Бунтари (мятежники) стремятся к изменению социальной структуры. При этом следует помнить, что бунтари – это не обязательно обездоленные люди, но они апеллируют к чувствам обездоленных и призывают их к действиям.
Толкотт Парсонс (1902— 1979) — американский социолог, социальный философ и теоретик, один из создателей школы структурного функционализма.
Ролевой набор 5 основных характеристик: 1. Эмоциональность (медсестра, врач… – эти роли требуют эмоциональной сдержанности). 2. Способ получения (одно дело, когда роль получена от статуса – раб, дворянин, другое от заслуг самого человека – доктор наук, профессор). 3. Масштаб (часть ролей сфокусированы и строго ограничены: директор школы, пациент, родители). 4. Формализация (библиотекарь, например, обязан выдавать книги на определенный срок и брать пеню с тех, кто задерживает книги). 5. Мотивация (то, что побуждает индивида к действию).