Социология культуры.ppt
- Количество слайдов: 22
Социология культуры П л а н: 1. Понятие культуры и два подхода к пониманию культуры; 2. Функции культуры; 3. Основные элементы культуры. Язык, ценности, нормы; 4. Понятие культурных универсалий; 5. Этноцентризм и культурный релятивизм; 6. Проблемы развития культуры; 7. Субкультуры.
Понятие культуры и два подхода к пониманию культуры Подходы к пониманию культуры: 1. Аксиологический (в качестве основы культуры берётся система ценностей). 2. Антропологический (культура представляет собой всё, что создано человеком). Первое социологическое определение культуры дал американский ученый Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
Функции культуры Коммуникативная (Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого) и также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности); Регулятивная (Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями); Интегрирующая (Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Основные элементы культуры. Язык, ценности, нормы Язык - система коммуникации, осуществляемая с помощью знаков и символов Рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. Функции языка: - вырабатывает общепринятые значения; - объединяет людей; - служит средством передачи культуры.
Ценности общепринятые убеждения относительно целей к которым человек должен стремиться; Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать.
Типы ценностей: • Смысложизненные ценности (представления о добре и зле, справедливости, смысле жизни); • Витальные ценности (жизнь, здоровье, благосостояние, семья); • Демократические ценности (свобода, национальный суверенитет, отношение к закону); • Партикулярные ценности (патриотизм, вера в Бога) В зависимости от преобладающих ценностей, культуры условно делят на 2 типа - Культуры с преобладанием ценностей индивидуализма; - Культуры с преобладанием ценностей коллективизма.
Нормы • Это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Виды норм: • Обычаи –одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять; • Традиции – все то, что унаследовано от предшественников; • Нравы – обычаи имеющие моральное значение ; • Законы – формализованные нормы.
Санкции – поощрения или наказания, способствующие соблюдению норм. Виды санкций: - Формальные позитивные санкции –публичное одобрение со стороны официальных организаций; - Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций; - Формальные негативные санкции – наказания предусмотренные юридическими законами; - Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями.
Понятие культурных универсалий Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Американский антрополог Джордж Мердок (1897 -1985 гг. ) выделил более 60 культурных универсалий: 60 • совместный труд; • спорт; • образование; • религия; • праздники; • торговля; • системы родства; • запрет на инцест; • язык; • личное имя ; • траур и др. Джордж Мердок (1897 -1985 гг. )
Этноцентризм и культурный релятивизм Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Американский социолог Уильям Самнер (1840 -1910 гг. ) занимался исследованиями этноцентризма (национализм, нацизм, расизм). Уильям Самнер (1840 -1910 гг. )
Положительные стороны этноцентризма: 1. Группы, в которых существует этноцентризм более жизнеспособные, чем группы которые более терпимые к другим культурам. 2. Сплачивает группу, появляется патриотизм. 3. Этноцентризм – необходимое условие проявления национального самосознания. Негативные стороны этноцентризма: 1. Национализм и призрение к другим культурам. 2. Консервативная роль по отношению к собственной культуре.
Культурный релятивизм – это терпимый подход к пониманию других культур. «Понять другую культуру можно только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте» (У. Самнер)
Проблемы развития культуры Аномия Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917 гг. ) — французский социолог и философ. Культурное запаздывание Уильям Огборн (1886 — 1959 гг. ) — американский социолог. Культурная диффузия Фридрих Ратцель (1844 — 1904 гг. ) — немецкий социолог, географ и этнолог.
Аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Культурное запаздывание – перемены в материальной жизни общества, опережают перемены в нематериальной культуре. Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении ( «культурный контакт» ).
Субкультуры и контркультуры Субкультура – это культура отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей. Виды субкультур: молодежная, профессиональная, субкультур территориальная, религиозная, этническая, криминальная. Контркультура – разновидность субкультуры, которая противоречит доминирующей культуре.
Молодежная субкультура — относится к молодежной возрастной группе, имеет направленность на демонстрацию особенностей ценностей, образа и стиля жизни, подчеркивает самостоятельность, независимость и особенность данной Для нее характерны возрастной группы. преимущественно развлекательно рекреативная направленность образа жизни, приоритет потребительских ориентаций, отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Профессиональная субкультура — свойственна отдельным профессиональным группам, деятельность которых направлена на работу с людьми, что приводит к формированию профессиональной этики, закрепляющей особые требования к представителям данной группы.
Территориальная субкультура — свойственна некоторым территориальным сообществам, в которых исторически сложились особые обычаи и традиции, не характерные для общества в целом.
Религиозная субкультура — характерна для отдельных деноминаций и сект, которые вырабатывают особые требования к образу жизни своих адептов, противоречащие общественным.
Криминальная субкультура — свойственна профессиональному криминальному сообществу, которое вырабатывает свою систему ценностей и их иерархию (т. н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (напр. молодежной).