Скачать презентацию СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ АНТИЧНОСТИ Для людей той эпохи Скачать презентацию СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ АНТИЧНОСТИ Для людей той эпохи

Лекция 5. Социальные теории Античности.pptx

  • Количество слайдов: 27

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ АНТИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ АНТИЧНОСТИ

Для людей той эпохи не существовало разницы между понятиями ГОСУДАРСТВО и ОБЩЕСТВО, поскольку и Для людей той эпохи не существовало разницы между понятиями ГОСУДАРСТВО и ОБЩЕСТВО, поскольку и в реальной жизни они составляли неразрывное единство. Поэтому в нашей сегодняшней лекции слова общество и государство будут выступать как абсолютные синонимы.

Протагор (ок. 481– 411) Протагор (ок. 481– 411)

Зевс ввел у людей «стыд и правду» , т. е. одарил их умением жить Зевс ввел у людей «стыд и правду» , т. е. одарил их умением жить сообща. Причем стыд и правда должны распределяться между всеми людьми, все должны быть им причастны, того же, кто не способен их принять, следует «убивать как язву общества» .

Протагор различает естественное и искусственное, относя добродетель, законы и государство к сфере искусственного. Протагор различает естественное и искусственное, относя добродетель, законы и государство к сфере искусственного.

Гиппий ок. 460 – 400 Гиппий ок. 460 – 400

 «Люди, собравшиеся здесь! Я считаю, что все вы тут родственники, свойственники и сограждане «Люди, собравшиеся здесь! Я считаю, что все вы тут родственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе» .

Антифонт конец 5 го — начало 4‑го века Антифонт конец 5 го — начало 4‑го века

 «Ибо предписания законов произвольны (искусственны), (веления же) природы необходимы. И (сверх того), предписания «Ибо предписания законов произвольны (искусственны), (веления же) природы необходимы. И (сверх того), предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой (порождения природы); веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения

Сократ 469– 399 Сократ 469– 399

Полисные ценности — основа морали и добропорядочности гражданина. Человек подчиняет себя своему полису. «Скажи-ка, Полисные ценности — основа морали и добропорядочности гражданина. Человек подчиняет себя своему полису. «Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который собираешься совершить, погубить, насколько это от тебя зависит, нас, Законы, и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются? »

Знание – основа добродетели. «Царями и правителями поэтому следует считать не тех, кто держит Знание – основа добродетели. «Царями и правителями поэтому следует считать не тех, кто держит скипетр, не тех, кто стал править, будучи избран, или получил власть по жребию, или при помощи силы, или, наконец, благодаря подкупу, но тех, кто знает, как править» .

Антисфен 444/435 – 370/360 Антисфен 444/435 – 370/360

Платон 427– 347 Платон 427– 347

Идеальное государство В государстве три начала — совещательное, защитное и деловое, и три сословия Идеальное государство В государстве три начала — совещательное, защитное и деловое, и три сословия — 1. правителей (или философов), 2. стражей и 3. демиургов (ремесленников, земледельцев и торговцев).

Идеальный правитель должен быть «благопристойным» тираном, его поведение должно служить примером для всех граждан, Идеальный правитель должен быть «благопристойным» тираном, его поведение должно служить примером для всех граждан, ибо таким именно путем могут быть изменены нравы самого общества, поскольку граждане станут подражать властителю.

Аристо тель 384– 322 Аристо тель 384– 322

Объединение нескольких семей, имеющее прочный, долговременный характер, приводит к возникновению более высокой формы общежития Объединение нескольких семей, имеющее прочный, долговременный характер, приводит к возникновению более высокой формы общежития — селения, или общины. Это как бы «колония семьи» . Объединение ряда селений — высшая форма общественного бытия — государство.

Государство возникает ради удовлетворения человеческих потребностей (причина), но существует ради достижения благой жизни (цель). Государство возникает ради удовлетворения человеческих потребностей (причина), но существует ради достижения благой жизни (цель). Государство — продукт естественного развития, человек по природе своей существо политическое.

 • Полис, в отличие от более примитивных форм объединения, являет собой завершенный, целостный • Полис, в отличие от более примитивных форм объединения, являет собой завершенный, целостный организм. • Поскольку человек по природе существо политическое, то невозможно противопоставление законов природы и законов общества, по большому счету они совпадают.

Семья – ячейка общества Три типа ЕСТЕСТВЕННЫХ и НЕОБХОДИМЫХ отношений, лежащих в основе семьи Семья – ячейка общества Три типа ЕСТЕСТВЕННЫХ и НЕОБХОДИМЫХ отношений, лежащих в основе семьи

Правильные и неправильные (извращенные) формы правления Правильные и неправильные (извращенные) формы правления

Учение о «золотой середине» Учение о «золотой середине»

Полибий 210– 128 Полибий 210– 128

Лучшей формой государственного устройства считал Римскую державу (она покорила себе весь мир). Его не Лучшей формой государственного устройства считал Римскую державу (она покорила себе весь мир). Его не интересуют идеальные государства, и он критикует все иные формы, кроме римской.

Цицерон 106– 43 Цицерон 106– 43

Достойна одобрения лишь четвертая, смешанная форма «ибо желательно, что бы в государстве было нечто Достойна одобрения лишь четвертая, смешанная форма «ибо желательно, что бы в государстве было нечто выдающееся и свойственное царской власти, нечто, характеризующее авторитет правления первых людей, наконец, нечто близкое к контролю над делами по воле и усмотрению массы народа» .