Социальные науки Лекция 1.pptx.pptx
- Количество слайдов: 21
Социальные науки Лекция 1 Лектор – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой культурологии Наталья Петровна Копцева
История социальных наук Основоположником социальных наук называют Огюста Конта (1798 -1857). Именно он создал новое слово, соединив латинское societas и греческое logos в рамках единой понятийной конструкции – СОЦИОЛОГИЯ. Но мало создать термин, чтобы выступить создателем новой науки. Через все творчество Конта красной нитью проходить одна важная мысль, которая отозвалась мощнейшим резонансом в последующей интеллектуальной истории западной цивилизации: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО МОЖЕТ И ДОЛЖНО СТАТЬ ПРЕДМЕТОМ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Начало социальных наук Социальная реальность есть такой же эмпирический объект, как и природа, данный нам в наблюдении и нуждающийся в когнитивном освоении со стороны активного познающего субъекта. В сознании ученого действительность – это КОМПЛЕКС ФАКТОВ, СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫМ (НЕСЛУЧАЙНЫМ) ОБРАЗОМ.
Начало социальных наук Обнаруживать и описывать при помощи обобщающих суждений регулярные связи и отношения между эмпирическими явлениями. Такова важнейшая задача НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Естественные науки уже добились в изучении своих предметных областей огромных успехов. Теперь же, - констатирует Конт, очередь за наукой, имеющей своей главнейшей целью исследование явлений, составляющих субстрат коллективной духовной жизни мыслящего человечества.
Начало социальных наук О. Конт был теоретиком профетического типа. Творческая биография Конта – история безуспешной борьбы за признание в академических кругах, череда тщетных попыток доказать всеми миру значимость собственных идей. Конт пребывал в сильнейшей зависимости от своих непомерных амбиций, значимой чертой его характера было чувство болезненного самолюбия. Все это сказывалось на отношении мыслителя к предшественникам и современникам. Процедуру создания собственных авторских текстов Конт подчинял строгим законам так называемой «мозговой гигиены» . Огюст Конт
Начало социальных наук «Мозговая гигиена» – разработанная им самим техника, которая должна была оградить творца новаторской концептуальной системы от разного рода интеллектуальных влияний. Конт меньше всего хотел ощущать себя чьим-либо идейным последователем, скромным продолжателем дела, начатого кем-то из «великих» . При этом производность его теоретической конструкции даже бросалась в глаза. Существует тесная связь теории О. Конта и идей других выдающихся французских мыслителей.
Начало социальных наук Но этот факт отнюдь не умаляет заслуг О. Конта как творца грандиозного по своему замыслу и вместе с тем эвристически самобытного концептуального синтеза. Перед нами автономная, цельная система мысли, концепция, имеющая структуру новой научномироззренческой парадигмы.
Конт - Монтескье Одна из важнейших сквозных интенций концепции О. Конта – принцип ДЕТЕРМИНИЗМА, т. е. возможность и необходимость найти устойчивые связи и отношения между эмпирическими феноменами. Если такие устойчивые связи будут обнаружены, мы сможет сформулировать НАУЧНЫЙ ЗАКОН. Сформулировать научный закон – цель исследовательского поиска любой науки. Однако в социальных науках эта проста мысль пробивала себе дорогу с большим трудом: она преодолевала мощнейшую инерцию непонимания. Впервые в истории европейской мысли достаточно ясно и четко призыв обратить внимание на существование эмпирических закономерностей в мире социальных явлений был провозглашен Шарлем Луи де Монтескьё в его знаменитом трактате «О духе законов» .
Конт - Монтескьё «Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона»
Принцип детерминизма в применении к общественным и историческим явлениям, утверждаемый Монтескье, был использован Контом в качестве важнейшей предпосылки его собственно методологической программы. Монтескье, однако, рассуждал о закономерностях общественных явлений, а не о закономерностях общественных процессов. Изучая общественные процессы, Конт ориентировался на других своих предшественников – просветителей «последней волны» – Тюрго и Кондорсе.
Конт –Тюрго и Кондорсе Важнейшей идеей, заимствованной Контом из произведений Тюрго и Кондорсе, была ИДЕЯ ПРОГРЕССА. Эта идея – центральная в творчестве Конта. Прогресс общества рассматривается им как зависимая переменная от прогресса человеческого РАЗУМА. Исторический прогресс есть процесс поступательного развития, гарантированный существование непреходящей и неискоренимой способности человеческой природы (в том числе нравственной и интеллектуальной) к бесконечному совершенствованию. Анн Робер Жак Тюрго
Идея прогресса Эволюция главных форм человеческого духа проходит последовательно через три этапа – знаменитый контовский закон «трех стадий» – хорошо был известен учителю Конта графу Анри де Сен-Симону, а также главному финансисту Бурбонов предреволюционной эпохи Тюрго и математику маркизу -революционеру Жану Антуану Николя Кондорсе. Жан Антуан Николя Кондорсе
Закон трех стадий Гипотезы, апеллирующие в своей аргументации к сверхъестественным силам Спекулятивноумозрительные философские системы Научное знание, опирающееся в своих выводах на анализ наблюдаемых эмпирических фактов Умственное развитие человечества в объяснении Окружающего мира проходит через три стадии
Конт – Сен-Симон Конт воспринял общий дух сен-симоновской сциентократической утопии. Позитивная наука, исследующая эмпирические связи, является высшей ступенью в развитии форм человеческого мышления. В современном обществе – обществе индустриалов она должна занять самое высокое положения – она должна стать НОВОЙ РЕЛИГИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 1. Клод Анри Де Сен-Симон
Наука как социальная религия Наука не есть просто отвлеченное знание, продукт активности «чистого» исследовательского интереса. Она есть нечто большее, чем логически виртуозные игры разума. В системах Сен-Симона и Конта наука имеет профетические и идеологические функции. Духовный авторитет науки основывается на ее целевом предназначении. Наука должна стать источником конструктивных социальных преобразований, силой, освещающей путь человечества в его извечном стремлении к новым рубежам реально достижимого счастья. «Познать, чтобы предвидеть, чтобы мочь»
Конт – Сен-Симон 2. Конт заимствовал у Сен. Симона главную идею – идею позитивной науки, социальной физики. Был брошен вызов традиционным философским школам, создавшим грандиозные умозрительные системы. Для Сен-Симона и его ученика не существовало разделения позитивного знания на науки естественные и науки гуманитарные. Все науки суть науки естественные.
Идея позитивной науки Царство духа не противопоставляется царству природы, но рассматривается как его имманентная часть. Под природой понимается вся сфера жизненного опыта. Продукты духовной активности коллективных индивидов в полной мере могут рассматриваться как естественные факты. Эти факты становятся для нас предметом эмпирического наблюдения и теоретического анализа. Разумеется, социальные и исторические явления комбинируются гораздо более сложным образом, чем связи механических тел. Однако эта сложность вовсе не означает, что на них не распространяется действие универсальных законов мироздания. Важнейшим из них Сен-Симон считал закон всемирного тяготения.
Идея позитивной науки С точки зрения Сен-Симона и Конта существует лишь одна позитивная эмпирическая наука – это физика. Она демонстрирует другим областям знания эталонную модель специфически научного суждения о вещах. Если социальная наука хочет стать настоящей наукой, она должна стараться во всех своих начинаниях и устремлениях быть как можно больше похожей на физику. Интеллектуальная история XIX в. станет историей триумфального шествия данного типа мировоззрения – позитивизма.
Конт – Сен-Симон 3. Конт заимствует у своего учителя целый комплекс идей в области теории общественноисторического развития. Это не только закон трех стадий в его конкретной формулировке, но и исключительно важная концепция «критических» и «органических» эпох. Анри де Сен-Симон
Концепция органических и критических эпох Каждый отдельно взятый период в истории человеческого общества может быть охарактеризован с точки зрения доминирования в его рамках определенным образом ориентированных идей, настроений и тенденций. Их общий результирующий вектор оказывается либо конструктивным, либо деструктивным, направленным либо на поддержание некоего status quo, либо на его разрушение. Органическая эпоха есть эпоха порядка, который утверждается как в поступках, так и в мыслях людей, воспроизводится не только на уровне объективно-институциональном, но и на уровне субъективноценностном. Критическая эпоха представляет собой прямую противоположность эпохе органической: здесь присутствуют скепсис, неверие, нежелание следовать традиционным ментальным и поведенческим образцам; общество будоражат конфликты, надежные основы для поддержания в обществе социального консенсуса отсутствуют. В известной нам истории органические периоды всегда сменялись критическими, и наоборот. Этот принцип (принцип чередования эпох) описывает процессуальную логику всех глобальных культурных изменений.
Картина мирового общественноисторического процесса Наложение концепции критического и органического обществ на теорию трех стадий дает следующую картину. Социокультурный универсум традиционного общества, самобытность которого определялась абсолютным господством в его рамках систем религиозного мировоззрения, постепенно приходит в упадок и, наконец, разрушается, испытывая при этом сильнейшее внутреннее воздействие со стороны становящихся все более агрессивными (по отношению к старому порядку) критических умонастроений. Апофеозом этот расшатывающей традиционные устои и верования критики становится Великая французская революция 1789 -1794 гг. Однако на смену данному болезненному (хотя и неизбежному в своей закономерно обусловленной исторической фактичности) состоянию должно прийти новое органическое общество. Это будет общество индустриалов, общество просвещенных людей, избавленных от предрассудков старых времен, реализующих свои способности в производственных и иных сферах практически полезной деятельности, общество, вдохновляемое силой разума, которая генерируется в коллективном сознании ученых, носителей позитивного научного знания.