Социальные конфликты Противоречия пронизывают все сферы жизни:

Скачать презентацию Социальные конфликты  Противоречия пронизывают все сферы жизни: Скачать презентацию Социальные конфликты Противоречия пронизывают все сферы жизни:

Социальные конфликты.ppt

  • Количество слайдов: 36

>Социальные конфликты Социальные конфликты

>Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.

> Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.  Конфликт — это столкновение противоположных целей, Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

>Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии.

>Природа конфликта и конфликтной ситуации. Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384— 32 до Природа конфликта и конфликтной ситуации. Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384— 32 до н. э. ), к его знаменитому трактату «Политика» , в котором этот основоположник европейской науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации совместной жизни людей.

>Аристотель утверждал:  «государство — продукт естественного возникновения. . . Государство принадлежит тому, что Аристотель утверждал: «государство — продукт естественного возникновения. . . Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто. . . живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага» ; такой человек по природе своей только и жаждет войны» .

>Аристотель в решении главного вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет Аристотель в решении главного вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало, это целостность, а отдельный человек — часть более широкого целого. Государство, право, справедливость, — по Аристотелю, — разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется, Аристотель относит к естественным законам природы.

>Одним из первых социальных мыслителей, вставших на позиции общест венного договора, был английский социальный Одним из первых социальных мыслителей, вставших на позиции общест венного договора, был английский социальный мыслитель Томас Гоббс (1588— 1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» .

>Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что человек по природе своей Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что человек по природе своей — существо общественное, политическое, то Гоббс полагает, что естественное состояние общества это «война всех против всех» .

>Гоббс считает, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» . Гоббс считает, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» . Но это равенство людей от природы само по себе не есть благо. Наоборот, «из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их целей. . . они стараются погубить или покорить друга» .

>Таким образом, из равенства надежд на достижение целей возникает взаимное недоверие, которое является непосредственной Таким образом, из равенства надежд на достижение целей возникает взаимное недоверие, которое является непосредственной причиной обозначенного естественного состояния, т. е. войны всех против всех. При этом Гоббс выделяет три основные причины конфликта: «во первых, соперничество; во вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» .

>Государство, по Гоббсу, есть общая власть, способная защитить людей как от несправедливостей, причиняемых ими Государство, по Гоббсу, есть общая власть, способная защитить людей как от несправедливостей, причиняемых ими другу, так и от вторжения чужеземцев. Эта власть сосредоточивается либо в руках одного человека, либо передается некоему собранию людей, которое признается в качестве представителей данного сообщества. Государство, следовательно, существует не от природы, а в силу общественного договора, смысл которого заключается в обеспечении интересов самосохра нения и в возможности насильственного преодоления конфликтов.

>Важнейшие источники конфликтов или распрей, устанавливаемые в трактате «Политика» Аристотеля, состоят в имущественном неравенстве Важнейшие источники конфликтов или распрей, устанавливаемые в трактате «Политика» Аристотеля, состоят в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых ими почестей. Дело даже не в самом факте неравенства, а в том, что нарушается мера и справедливость в распределении имущества и почестей.

>С одной стороны, это способствует возрастанию своекорыстия и тщеславия, что в конце концов приводит С одной стороны, это способствует возрастанию своекорыстия и тщеславия, что в конце концов приводит к перерождению государственного строя; с другой стороны, чрезмерное стремление к богатству и почестям знатных мужей приводит к тому, что возникает недовольство со стороны простых людей, граждан государства, что становится причиной государственных переворотов.

>Преобладание несправедливого начала над справедливым, стремление государственных деятелей заботиться прежде всего о своем благе, Преобладание несправедливого начала над справедливым, стремление государственных деятелей заботиться прежде всего о своем благе, а затем уже о нуждах государства и подданных — в этом главная причина политических конфликтов, по Аристотелю.

>Основанием же правильных форм государственного устройства, по Аристотелю, является соблюдение меры в распределении благ Основанием же правильных форм государственного устройства, по Аристотелю, является соблюдение меры в распределении благ и почестей, особенно в распределении должностных позиций в государстве. Ибо именно в этом — в порядке замещения должностей и заключается суть государственного устройства.

>Исходная точка построения общественного устройства, по Гоббсу, — равенство. Но равенство не является ни Исходная точка построения общественного устройства, по Гоббсу, — равенство. Но равенство не является ни благом, ни идеалом, так как оно источник раздоров. Договор между людьми это действительное благо и ценность, условие сохранения сообщества, и этот договор устанавливает власть государства.

>Участники договора передают государству свое право на свободу, они ограничивают себя законом, который обязываются Участники договора передают государству свое право на свободу, они ограничивают себя законом, который обязываются соблюдать и добровольно, и в силу поощрения, и в силу страха перед наказанием. Ибо поощрение и наказание становятся важнейшими средствами соблюдения верховной власти государства, обеспечения его суверенитета. Личная свобода состоит, следовательно, в законопослушании.

>  Большинство социологов склоняются к мнению, что  существование общества без конфликтов невозможно. Большинство социологов склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. ,

>Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера.

> Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, а) образование групп, установление и поддержание нормативных Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп;

>г) создание и поддержание баланса  сил и, в частности, власти;  д) получение г) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов.

>Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его по следователей, является стремление к доминированию.

>Русский социолог П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Русский социолог П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей.

>По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т. д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

> Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп.  • Первичные Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. • Первичные группы — непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижении объективно или субъективно несовместимых целей.

> • Вторичные группы, которые  стремятся быть незамешанными  непосредственно в конфликт, но • Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной. • Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

>Обычно в социальном конфликте выделяют стадии: предконфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, Обычно в социальном конфликте выделяют стадии: предконфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

>  Первая предконфликтная стадия  разбивается на две фазы.  • Начальная фаза Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. • Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта. • Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны.

>Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей намерений, интересов.

>Сила — способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает Сила — способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

>1. Физическую силу, включая и  технические средства, применяемую  как инструмент насилия; 2. 1. Физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2. Информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п. ;

>3. Социальный статус,  выражающийся в общественно признанных показателях (доходы,  уровень власти, престиж 3. Социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д. ); 4. Прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т. д.

>  Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения:  • Достижение своих целей Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: • Достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; • Снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; • Искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадия

> Конфликтология выработала ряд  рекомендаций, следование  которым ускоряет процесс  разрешения конфликта: Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1. Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2. Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности 3. Стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

>4. Участники переговоров должны  стремиться превратить значительную и  скрытую часть конфликтной ситуации 4. Участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5. Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.