1_2_ЛитерИск.pptx
- Количество слайдов: 31
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАМЯТНИКАХ СЛОВЕСНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 семестр Лекции – 18 часов Практические занятия – 36 часов Экзамен 2 семестр Лекции – 18 часов Практические занятия – 18 часов Зачет 3 семестр Лекции – 36 часов Практические занятия – 18 Экзамен
РАЗДЕЛ 1. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 1. Словесная культура в системе культуры и искусства
КУЛЬТУРА - целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА имеет три подсистемы: - материальная. - духовная, - художественная. Каждая из них имеет ряд модификаций.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: - физическая, - техническая, -социальные организации (политическая культура). +материальное общение.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: - мир знаний - мир ценностей - мир проектов + духовное общение
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: - пространственные искусства - временные искусства - пространственно-временные искусства + художественное общение
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – открытая сложная коммуникативная система, предполагающая наличие четырёх компонентов: 1) воспринимаемого (объекта), 2) воспринимающего (субъекта), 3) произведения искусства (нового объекта), 4) второго воспринимающего (второго субъекта) – зрителя, слушателя, читателя.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ – сложный комплекс внутренних структурных характеристик, определяющих принадлежность созданного предмета к сфере искусства; особое качество произведения, отличающее его от явлений жизни и культурного творчества; степень эстетического совершенства произведения, «способность писать хорошо» (Ф. М. Достоевский).
ИСКУССТВО – синтез материального и духовного, «третья реальность» – особый способ познания и отражения действительности -вид культурной деятельности, удовлетворяющий потребность человека в прекрасном; - «использование мастерства и воображения для создания эстетических объектов» (Энциклопедия Британника).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – -основная категория искусства, его «визитная карточка» -универсальная эстетическая категория, специфические для искусства способ и форма познания и отражения жизни - «язык искусства и одновременно – его высказывание» (И. Роднянская).
ЛИТЕРАТУРА (от лат. буква) – в широком смысле – вся общественно значимая письменность. В более узком смысле – художественная литература, письменная форма искусства слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ возникает тогда, когда мы мысленно представляет себе значение услышанного или прочитанного слова(образы других искусств воздействуют на нас непосредственно – на наши органы чувств, мы их видим, слышим). Литературный образ уступает образам других искусств по силе непосредственного чувственного воздействия, но превосходит образы других искусств степенью своей осмысленности.
АРИСТОТЕЛЬ (4 В. ДО Н. Э. ) Ми месис (от греч. mimesis - подражание) – подражание искусства действительности; это один из основных принципов эстетики. Подражать можно: Разными средствами (красками, звуками, движениями, словами – т. е. это виды искусства) Разным предметам (людям, вещам, событиям – т. е. это жанры искусства) Разными способами (эпический – изображая события независимыми от себя; лирический –не скрывая своего отношения; драматический – изображая персонажей как действующих и деятельных)
ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729 -1781) «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (трактат – научное сочинение, рассуждение на определенную тему) Разделил искусство на два вида: Пространственные искусства – изображают положение тел в пространстве – скульптура, живопись Временные – изображают положение тел во времени – поэзия (литература), музыка
Лаокоон и его сыновья, убиваемые змеями Аполлона Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор Мрамор, около 50 г. до н. э. Ватиканский музей, Рим Жрец бога Аполлона. Предостерегал жителей Трои от внесения в город деревянного коня греков
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВА Пространственные (пластические) искусства Временные искусства Пространственно-временные искусства
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА Неизобразительные искусства -архитектура Изобразительные искусства: - графика - живопись - скульптура - декоративно-прикладное искусство - фотография
ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА -Литература -Музыка
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА -Хореография -Театр -Кино -Телевидение -Эстрада -Цирк
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – это образ, система образов, сложное многоплановое образование, соединение, обладающее целостностью. Уровни структуры художественного произведения: -языковой -сюжетно-композиционный -персонажный -идейно-тематический.
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Анализ языка художественных произведений может быть лингвистическим и литературоведческим. Лингвистика изучает художественную речь по отношению к общенациональному языку Литературоведение изучает художественную речь по отношению к её «содержанию» , к целостности произведения. Предметом литературы является именно слово, а не действительность, природа, «жизнь вообще» .
УРОВНИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА Фонетический уровень произведения Поэтическая лексика (система прямых значений слова) Тропы (система переносных значений слова) Синтаксический уровень 9 поэтические фигуры)
ЖАНРОВО-РОДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Эпические произведения Рассказ, новелла, очерк, повесть, роман Лирические произведения ода, Драматические произведения Комедия, трагедия, драма
МИФ И ЛИТЕРАТУРА Миф (греч. ) – предание, повествование, басня. Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием реальными (С. С. Аверинцев). В первобытной культуре мифы выполняли роль науки, это целостная система, в терминах которой воспринимается весь мир. Позже мифология распадается на различные формы общественного сознания: - литература; - наука; - религия; - политическая идеология и др.
ОСОБЕННОСТИ МИФА: v v v чувственная конкретность; эмоциональность и богатство воображения; отсутствие рассудочности; Антропоморфизм (перенесение на предметы человеческих свойств); неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта; замена сущности прецедентом, эпизодом ( «генетизм» ).
МИФЫ И ОБРЯДЫ Обряд – инсценировка мифа. Миф – объяснение, истолкование обряда. Проблемой является – что из них первично.
МИФЫ И ЗАГОВОРЫ. Заговоры – особые тексты формульного характера, которым приписывается магическая сила, способная вызвать желаемые результаты. А. Н. Веселовский считал заговоры «сокращёнными мифами» .
МИФЫ И ИСТОРИЯ. Истоки исторических -– в космогонических мифах (мифы о сотворении мира). Характерные особенности исторических описаний: построение текста как ответа на вопрос (принцип «вопрос – ответ» ); членение текста на события и временные отрезки, соответствующие этим событиям и с обязательным указанием начала; описание пространства извне вовнутрь; описание этапов творения как рождения; последовательное нисхождение от космологического и божественного к историческому и человеческому; совмещение последнего члена мифологического ряда с первым членом исторического. На этом стыке обычно появляется культурный герой, который завершает устроение космоса и устанавливает нормы социального поведения; устанавливаются брачные нормы и, следовательно, – схемы родства.
МИФ И СКАЗКА Структура мифа и сказки похожа – это цепь потерь. Но архаическая сказка – это метаструктура по отношению к волшебной сказке: в мифе и в архаической сказке цепь потерь состоит из неопределённого числа звеньев; в волшебной сказке – 2 или чаще всего 3 звена; в мифе и архаической сказке все звенья равноценны и обособлены; в волшебной сказке – все звенья связаны жёсткой иерархией, ступенчатой структурой (кумулятивные сказки); в мифе и архаической сказке финал не обязательно счастливый; в волшебной сказке – счастливый (женитьба); в основе мифа и архаической сказки – обряд инициации; в основе волшебной сказки – обряд свадьбы; в волшебной сказке появляется особая стилистика: сказочные традиционные формулы (зачины, концовки, речь и т. п. ).
1_2_ЛитерИск.pptx