5-9.раздел2.150.ppt
- Количество слайдов: 150
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ
• 1. Условия формирования отечественного менеджмента • 2. Природа социокультурного менеджмента • 3. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики • 4. Социокультурная деятельность как объект управления • 5. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
1 вопрос. Условия формирования отечественного менеджмента
Менеджеру СКД следует видеть постоянное и интенсивное взаимодействие объективных и субъективных социальных, экономических и личностных факторов, которые наполнены жизненными ориентациями, целями и ценностями человека, его ожиданиями, надеждами, оценкой самого себя и своего положения в социальном мире, мотивациями деятельности
- образовалось новое государство со своими органами общественного устройства, с новой элитой, не имеющей рычагов прошлого командного управления; - произошла либерализация экономики, отпущены цены;
осуществлены приватизация и разгосударствление собственности, в результате чего произошло резкое имущественное расслоение общества; появился новый субъект экономических отношений – предприниматель, с инновационной формой поведения и мышления, ориентированного на углубление реформ.
Роль и значение субъекта деятельности в условиях радикальных изменений в обществе, постепенно выходящего из характеристики нерегулируемых процессов развития в область предсказуемой либерально-рыночной и государственной регулируемой деятельности чрезмерно возрастает.
Переход от плановой к либеральной экономике во многом усложнил объекты производственной, обслуживающей и социально-культурной сфер государственного и частного секторов, что обусловило и усложнение функций, обеспечивающих деятельность и управление в данных сферах.
Следовательно, субъект деятельности, поднявшись до уровня менеджера в государственном или частном секторе экономики страны, независимо от занимаемого иерархического статуса в условиях рыночной экономики становится все более влиятельной фигурой, от которой во многом зависит не только качество управления, но и эффективность работы той или иной структуры, ее будущее.
2 вопрос. Природа социокультурного менеджмента
Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.
1) в каждом конкретном виде деятельности, будьто промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социальнокультурная сферы, культура и т. д. , менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;
2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений
Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.
Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т. д. ) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т. д. ).
Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.
Коммерциализация коснулась и социальнокультурной сферы. В 1995 году Государственной Думой РФ принят Закон "О некоммерческих организациях". К некоммерческим организациям отнесены: государственные организации, муниципальные учреждения, общественные и религиозные организации, потребительские общества, фонды и т. д.
При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т. д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.
Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.
Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов.
3 вопрос. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики
Роль государства в развитии культуры во все периоды истории была велика. Иначе быть и не могло, так культура охватывает огромный спектр духовной жизни общества, через которую проводились идеи не только культуротворческого, духовного характера, но и политическая идеология (в определенные исторические периоды с разной интенсивностью), политические идеи, часто приводившие к деструктивным явлениям в собственно самой культуре.
Культурная политика как составная часть или звено цепи государственной политики включена в систему бытующих в конкретном обществе мировоззренческих взглядов, теорий и представлений о путях развития экономической, социальной, духовной жизни социума.
Культурная политика, как правило, всегда стремится соответствовать уровню общественноэкономического развития страны, ее цели и задачи опосредованы приоритетными установками государства.
Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социальноценностным ориентирам государства.
Культурная политика может рассматриваться как система отношений "культура и общество", "культура и власть", "культура и управление".
Анализ многих историко-культурных материалов показывает, что у истоков российской культуры, которая рассматривалась как "образование умственное и нравственное", стояли духовные организации в лице, прежде всего, русской православной церкви, царский двор и частные лица.
Становление и развитие государственных органов сопровождалось созданием институтов управления культурой и развитием администрирования.
Вопросами культуры на местах непосредственно занимались земские учреждения – губернские, городские, уездные управы, а также общественные организации и частные лица.
культурная политика государства в XIX – начале ХХ веков была достаточно определенной и целенаправленной. Несмотря на жесткую регламентацию деятельности государственных и общественных учреждений культуры, общественных движений и творческих союзов в стране были сформированы основные типы учреждений культуры, понятия культурной и творческой деятельности, получившие развитие в ХХ веке
благодаря культурной политике российского государства в стране еще в XIX веке была создана разветвленная сеть учреждений культуры, которые способствовали повышению образованности и просвещению народа, создана развитая сеть общественных движений в поддержку культуры, создано огромное количество шедевров культуры и искусства, развивались литература, искусство, театр, библиотеки, клубы, художественные и музыкальные учебные заведения и т. д.
В послевоенный период культурная политика, направленная на формирование "нового человека", подчинила себе не только содержание деятельности культурно-просветительных учреждений, но и средства массовой информации, репертуар театров, идеологию концертных программ, литературу и искусство.
К "заслугам" культурной политики этого периода можно отнести заботу о "чистоте" идеалов, сконцентрированных в известных партийных постановлениях "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь" и др.
Культурная политика начинает изменяться с развенчанием культа личности и появлением некоторых демократических свобод. В культуре они означали поворот от принципов принуждения к убеждению, добровольности, сознательности.
Цели и задачи культурной политики сместились в сторону мобилизации людей на достижение более высоких производственных показателей и широкую пропаганду экономических знаний.
Основной чертой культурной политики государства в потреблении культурных и духовных ценностей была их доступность.
Существовали сложные проблемы: отсутствие или недостаток учреждений культуры, особенно на селе, сдерживали развитие культуры.
Так, ориентация (в 60 -70 -х годах) на "выравнивание культурного уровня различных групп породила универсальную модель функционирования искусства, главными достоинствами которой были "доступность" и "простота восприятия". В результате показатели "массовости" и "художественности" стали взаимоисключающими.
Культурная политика, вместе с тем, еще и вариативна, то есть она строится с учетом исторических традиций территорий, регионов.
Культурная политика всегда соприкасается с конкретными типами культуры, которые не только сменяют друга, но могут существовать и синхронно в разных периодах, а также в качестве доминирующего и побочного в рамках одной социокультурной системы.
Культурную политика - деятельность, в ходе которой обеспечивается: прогнозирование и проектирование основных тенденций культурных процессов в обществе, создаются политические и экономические условия для формирования и развития культурных институтов,
Осуществляется защита культуры от негативных воздействий стихии рыночных отношений, внедряются новые научные технологии в культурную деятельность, создается система гарантий участия всего населения в культурных процессах.
В условиях новой социально-политической системы культурная политика не может адекватно не соответствовать задачам государства, следовательно, изменение содержания культурной политики происходит с учетом новых субъектов и объектов, ее наполняющих.
Важной стороной культурной политики является система механизмов воплощения и реализации ее целей и задач.
По своей сути существующая модель культурной политики является нормативной, она рассматривает культуру как конечное, завершенное целое, как культуру для достижения внешних показательных целей.
В ней культура представлена суммой обособленных строго по предметному признаку целостностей: искусство, филармония, клуб, библиотека, литература, парк, народное творчество, фольклор, самодеятельность и т. д.
В силу этого бюрократическая модель управления культурой представлена организующими и контролирующими функционерами, представляющими культуру через функционирование учреждений культуры.
острая дискуссия о функциях государства в управлении культурой, которая разгорелась в начале 90 -х годов, сводилась к вопросам ограничения роли и прав государства в этой сфере.
На самом деле речь должна идти не о прямом управлении творческими, духовными процессами творцов, деятелей культуры, создающих творения, культурные образцы и культурные ценности, и процессами освоения их личностью.
Можно говорить о тонкой специфической области поддержки и создания необходимых условий для духовной, творческой деятельности, и об управлении социально-культурной деятельностью, где транслируются, тиражируются, реставрируются, развиваются духовные и материальные основания культуры.
Управление распространяется на сектор социокультурного процесса, который включает в себя производство и потребление.
ВЫВОДЫ: Культурная политика как выражение социальнополитической системы любого общества, существует как системный атрибут общегосударственной политики.
Степень либерализма или авторитарности культурной политики подчинена уровню развития демократических принципов и свобод в обществе.
культурная политика имеет отработанные типовые механизмы реализации своих культурных приоритетов и ценностей;
социально-ценностные ориентиры культурной политики государства формируются нормами, ценностями и идеалами конкретного общества;
сущность культурной политики государства заключается не столько в финансировании учреждений культуры, укреплении материальной базы объектов культуры, сколько в социальных ценностных ориентирах, готовности предоставить возможности для культурного саморазвития личности, развития общественных движений и формирований в сфере культуры.
4 вопрос. Социокультурная деятельность как объект управления
Управление социокультурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.
Такие условия могут быть непосредственными – материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными – бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.
Собственно и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.
Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т. д. , коллективами учреждений культуры.
Управление социокультурной деятельностью – это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъектобъектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей.
Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики.
Управление включает регулирование финансовых, правовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.
Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оптимальном сближении традиционных и инновационных подходов в развитии культуры.
Традиции и инновации в управлении СКД: ориентация на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светская организация социокультурной жизни, не исключающей значимости религии и мифологии в духовной сфере;
выделение персональности и, вместе с тем, использование имеющихся форм коллективности; сочетание мировоззренческих и инструментальных ценностей;
демократический характер власти, признающей авторитеты в политике; сочетание психологических характеристик человека традиционного и современного общества; эффективное использование науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентаций человека.
В современном российском обществе идет активный процесс аккультурации – социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социальнокультурного развития страны.
Оптимальная модель управления социокультурной деятельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей,
Недостаточно лишь констатировать и признавать "множественность культур", но при этом объявлять о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры.
Оптимальная модель культурной политики не может допускать упрощенный подход к содержанию культуры, низводя ее только к обозначению в сугубо отраслевых категориях.
Упрощенный подход: - набор регуляторов для сферы искусства, образования, фондов наследия, воспитания; - для взаимодействия федеральных, региональных и локальных управленческих структур;
- законодательные и финансовые регуляторы; - процедуры разработки концепций, программ, программных технологий.
Такой подход можно назвать инструментальным (технологическим), но он не должен доминировать над содержательной стороной социокультурной деятельности, ее ценностными ориентациями.
Необходимо решить ряд концептуальных управленческих проблем: 1) Роль государства в области культуры должна базироваться, в первую очередь, на признании множественности субъектов культурной политики.
2) Новая управленческая философия может быть основана на отношении в сфере культуры как к "открытой системе", ее успешное развитие во многом будет зависеть от способности адаптироваться в новой социально-экономической ситуации.
3) Обновление функций управления, переход к "партнерским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимодействия предопределяется "многоукладностью" культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятельности.
Основной принцип новой культурной политики – от управления к системе регулирования.
С созданием системы коллективных субъектов регулирования культуры расширяется реальное влияние активного в культурном отношении населения на формирование государственной культурной политики.
4) С возникновением нового общественного и государственного механизма формирование модели управления создает предпосылки изменения:
типа управления и структуры функций управления культурой с возрастанием функций опережающего управления над оперативно-диспетчерской; перспективного развития сферы культуры;
региональной дифференциации культурной политики, поддержки локальных структур социокультурной деятельности; развития национально-территориальных культурных общностей.
5) В качестве главных ориентиров общественного и государственного управления в области социальной защиты самих работников культуры можно рассматривать следующее: разработка и принятие пакетов правовых и налоговых регуляторов
отказ от принципа затратного финансирования строительства учреждений культуры;
разработка и внедрение социокультурных проектов музейной, клубной, библиотечной, концертной, выставочной, парковой и других форм на основе современных технологий культурной деятельности;
принятие специального законодательного документа защиты прав культуры и работников культуры.
Таким образом, социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают федеральные, региональные (субъекты федерации) и районные органы управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.
Социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется человеческим фактором, межличностными коммуникациями, характером взаимодействия людей как субъектов социокультурных отношений.
Характер и функции вертикального управления существенно изменились, они стали менее жесткими и более либеральными. Это привело к изменению внутренней структуры Министерства культуры, его департаментов, управлений и отделов, а также к изменению функций.
Современная структура подразделений министерства представляет собой как вертикально соподчиненную иерархию, так и взаимодействующую систему подразделений.
Руководит министерством генеральный менеджер (министр), нанятый на государственную службу Правительством РФ. Ему подчиняются два первых заместителя, статссекретарь, в ранге заместителя министра, четыре заместителя министра, шесть советников министра и помощник министра.
В структуру Министерства культуры входят департаменты:
1. департамент государственного регулирования и развития кинематографии с отделами государственного регистра и ресурсов, финансово-экономического анализа и прогнозирования, государственных организаций и имущественных отношений, технической политики;
2. департамент государственной поддержки искусств и развития народного творчества с отделами поддержки творчества мастеров искусств и индивидуальных проектов, поддержки и координации общероссийских и международных творческих программ и проектов, общественных связей, поддержки и координации деятельности государственных организаций искусства;
3. департамент государственной поддержки кинематографии с отделами формирования творческих программ, поддержки производства национальных фильмов, продвижения национальных фильмов;
4. департамент по сохранению культурных ценностей с отделами экспертизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, лицензирования и контроля за реализацией предметов антиквариата, организационноаналитический отдел, отдел перемещенных культурных ценностей;
5. департамент науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры с отделами образования, науки, этнокультурных программ, экономического анализа и финансирования образования, по работе с органами государственного управления в федеральных округах и субъектах федерации, культурного и регионального сотрудничества;
6. департамент экономической и инвестиционной политики, в структуре которого находятся сводно-экономический отдел, сводно-финансовый отдел, отделы финансирования программ, инвестиций, внебюджетных источников, труда и заработной платы;
7. управление делами с отделом делопроизводства; 8. управление международного сотрудничества с отделами СНГ, культурного сотрудничества, сотрудничества в области кинематографии;
9. управление бухгалтерского учета и ревизий с отделами по контрольно-ревизионной работе, отчетности по бюджетным учреждениям, отчетности по хозрасчетным учреждениям и предприятиям
10. отдел библиотек; 11. отдел кадров и наград; 12. отдел музеев; 13. отдел (инспекция) охраны недвижимых памятников истории и культуры;
14. спецотдел; 15. хозяйственный отдел; 16. юридический отдел.
Службы обеспечения деятельности Министерства культуры, организации федерального ведения: государственное унитарное предприятие Главный информационно-вычислительный центр (ГУП ГИВЦ) управление по зданиям и сооружениям (ХОЗУ).
Под патронажем Министерства культуры работают организации федерального ведения: Международный культурный центр фестивалей и конкурсов; Государственный театрально-гастрольный и фестивальный центр;
Республиканская инспекция по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов и охране труда; Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр"; Российское государственное театральное агентство;
Российская государственная концертная компания "Содружество"; библиотека; художественный салон при международном художественном фонде.
Деятельность Министерства культуры РФ, Министерств культуры республик, комитетов по культуре краев и областей, управлений, отделов культуры районов дополняется руководством со стороны законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
5 вопрос. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
Социально-культурная деятельность по своей природе является системой субъект-объектных отношений, что проявляется в двусторонних связях, во взаимонаправленных процессах деятельности, где социокультурная система и ее элементы (организации) являются своеобразным продуктом человеческой деятельности и самого человека.
Социокультурная деятельность выступает в виде деятельности по стимулированию и активизации деятельности людей.
Социально-культурная деятельность является саморазвивающейся системой.
Социокультурная система функционирует благодаря деятельности составляющих ее институтов, деятельность же последних обусловлена деятельностью человека.
Интенсивность взаимодействия системы институтов и человека обеспечивает тот или иной уровень социокультурной деятельности.
Степень развития социокультурной системы зависит от двух важнейших факторов: оптимального (по содержанию и интенсивности) управления и регулирования со стороны внешних субъектов; уровня развитости субъект-объектных и субъект-субъектных отношений внутри самой системы и ее институтов.
Менеджеры, специалисты культуры – совокупные субъекты социокультурной политики, конкретный субъект, с учетом его квалификационной характеристики, детерминированной характером предметной деятельности.
Менеджер социокультурной деятельности как совокупный субъект социокультурных процессов играет большую роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений.
Менеджер: регулятор и организатор, советчик и подсказчик в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных формах социокультурного творчества; носитель культурно-ценностных эталонных образцов,
Создатель и транслятор этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.
Будучи одновременно и объектом, и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия
В системе "менеджер социокультурной деятельности как субъект социокультурных процессов" следует выявить методологические, функциональные, прогностические, аксиологические и другие категории.
Одна из ключевых проблем, которая еще не получила адекватного разрешения - дилемма: кем является личность в социокультурном процессе – субъектом, объектом или, в различных ситуациях, поочередно и тем, и другим?
Работа массовых учреждений культуры за последние несколько десятилетий осуществлялась по принципу субъект-объектной теоретической модели, где в качестве субъекта выступал специалист учреждения культуры, а в качестве объекта – посетитель, слушатель, участник культурного процесса.
В этой модели личность представлена не в качестве субъекта, воспроизводящего и реализующего собственные потребности и устремления в культурном процессе и, тем более, субъекта культурно-исторического процесса, а в качестве объекта воздействия и влияния.
Субъект-объектная модель взаимоотношений в культурной деятельности учреждений культуры довольно устойчиво бытует в современной практике, даже в условиях расширения демократических свобод, устранения запретов.
Некоторые исследователи считают, что первейшей задачей перестройки теории социокультурной деятельности является отказ от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной – субъект-субъектной – теоретической модели организации культурной деятельности населения.
В этой модели сам человек является субъектом организации собственного досуга. Работники учреждений, осуществляющие культурные процессы, являются также субъектами, но иного рода.
Своей деятельностью они создают максимально благоприятные условия (психологопедагогические, организационные, финансовоэкономические, нормативно-правовые и т. д. ), необходимые для развития творчества социокультурной, досуговой активности людей.
Обоснованием перехода на субъект-субъектную модель взаимодействия в массовых учреждениях культуры может служить классическое определение К. Маркса, которое указывает на то, что в обществе и природе протекает "универсальный процесс обработки природы людьми и процесс обработки людей людьми".
Взаимодействие людей между собой, "обработка людей людьми" в процессе освоения культуры, художественного творчества, искусства в демократичной культурной среде клуба, определяют их статус как "субъект-субъект".
Социокультурные процессы в учреждении культуры носят двойственный характер: 1. выполнение функций социального института (по заказу органов управления); 2. клуб выступает как социальная организация, основная функция которой заключается в создании условий для культурно-творческого саморазвития личности.
В этой природной двойственности массовых учреждений культуры и заключаются многие перекосы и деформации, связанные чаще с чрезмерной или абсолютной формализацией культурных процессов или отсутствием всякой управляемости в них.
Из всего многообразия толкований и определений термина "организация деятельности" можно отдать предпочтение определению, где "организация" представлена как система взаимосвязанных элементов – субъектов, объектов, упорядоченности и деятельности.
«Организация деятельности" учреждений культуры представляет собой процесс реализации целей с использованием таких средств и методов культурной политики, которые соответствуют принципам социокультурной самоорганизации и социально-нормативной идентификации личности в условиях социально-культурной деятельности.
Одна группа ученых трактует культуру как технологию, способ человеческой деятельности, другие – как личностный аспект человеческого бытия, в котором пребывают "сущностные силы человека", "творчество", "духовное богатство".
"Технологический" аспект культуры, связанный с "обработкой природы людьми", с большой вероятностью можно соотнести с социальнонормативной функцией учреждений культуры, а "личностный" как "обработку людей людьми" – с функцией социокультурной самоорганизацией личности.
Функции массовых учреждений культуры могут быть представлены двумя крупными блоками, характеризующими основные направления их деятельности:
1. функции социокультурной самоорганизации: - развития интереса ко всему многообразию культуры человечества, духовного и интеллектуального обогащения, - преодоления национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности;
- развития духовно-ценностного потенциала, - производства гуманитарного знания как рационального компонента гуманитарной культуры; - формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций, оценок и норм;
развития художественно-творческой активности, сохранения и развития традиционных народных культур, исторической памяти;
2. социально-нормативные функции - интеграция, объединение людей, - формирование общественно-нормативных социальных поступков и действий, - развитие коммуникативной культуры, образования и воспитания, развития социальнообщественной активности, системы социальноценностных ориентаций человека.
- развитие социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека.
Специалист культуры как субъект участвует в культурном процессе опосредованно, воздействуя лишь на объект культуры, в котором осуществляется культурная самоорганизация субъектов-личностей.
Функции, связанные с социально-нормативными видами деятельности, развиваются в модели субъект-объектных отношений, где личность "потребляет" культуру: занимается в коллективах художественного творчества, обучается в творческих студиях, классах и т. д.
Таким образом, социокультурная деятельность управляется субъектами, в лице федеральных, региональных, районных органов управления и выступает в роли объекта управления.
Одновременно с этим, как саморегулирующаяся система, как продукт и результат деятельности людей, социокультурная деятельность выступает в роли субъекта управления, как внутри всей социокультурной системы, так и социальных институтов.
Вопросы для самопроверки 1. Раскройте содержание и смысл положения: "социокультурная деятельность - есть деятельность по организации деятельности".
2. Почему личность является субъектом социокультурного процесса? 3. Раскройте двойственный характер социокультурных процессов: управляемость и самоорганизация. 4. В чем заключается необходимость организации деятельности учреждений культуры?