Скачать презентацию Социальная перцепция личности Подготовил Савич Артём 4 курс Скачать презентацию Социальная перцепция личности Подготовил Савич Артём 4 курс

Социальная перцепция личности.pptx

  • Количество слайдов: 18

Социальная перцепция личности Подготовил Савич Артём 4 курс 5 группа Социальная перцепция личности Подготовил Савич Артём 4 курс 5 группа

Введение Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в Введение Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции

Понятие социальной перцепции Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с Понятие социальной перцепции Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друга как восприятие, познание, понимание и изучение

Дж. Брунер Джером Сеймур Брунер (Bruner Jerome) родился 1 октября 1915 года, американский психолог, Дж. Брунер Джером Сеймур Брунер (Bruner Jerome) родился 1 октября 1915 года, американский психолог, который первый ввёл понятие социальной перцепции

Основные функции социальной перцепции Познание себя Познание партнера по общению Организация совместной деятельности на Основные функции социальной перцепции Познание себя Познание партнера по общению Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений

 Взаимопонимание это социальнопсихическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, Взаимопонимание это социальнопсихическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов

 Социально – перцептивные механизмы Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта Восприятие внутреннего Социально – перцептивные механизмы Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социальнопсихологических характеристик Осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Немного понятий «Рефлексия» – механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого Немного понятий «Рефлексия» – механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. каузальная атрибуция – процесс прогнозирования изменений в поведении партнера. идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация – механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я – концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

В современной психологи, можно выделить два основных направления изучения межличностной перцепции. Первый, направлен на В современной психологи, можно выделить два основных направления изучения межличностной перцепции. Первый, направлен на изучение социальных и психологических особенностей объекта и субъекта восприятия. Второй, связан с исследованием механизмов и эффектов межличностного отражения. Проанализировав эти направления, мы можем выделить индивидуальные, половые, возрастные, социальные, профессиональные различия в восприятии и оценки людьми друга.

Мимика Мимические выражения несут более 70 процентов информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека Мимика Мимические выражения несут более 70 процентов информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, установлено, что когда человек обманывает или пытается скрыть какуюлибо информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, человек пытается уйти от прямого взгляда оппонента, прячет свои глаза. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок позволяют нам выражать основные человеческие эмоции такие как, страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и другие эмоции. И так сложилось, что положительные эмоции распознаются гораздо легче, чем негативные проявления характера и намерений.

Кинема Одна из попыток научиться распознавать жесты как формирующие составные эмоционального состояния, это попытка Кинема Одна из попыток научиться распознавать жесты как формирующие составные эмоционального состояния, это попытка К. Бёрдвистла в области кинетики, который предложил выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Система этих единиц в совокупности, представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Отдельный кин самостоятельного смыслового значения не имеет, но при его изменении изменяется вся система и структура телодвижений, человека. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые в совокупности несут некий смысл, и воспринимаются в ситуации общения. На основании предложения К. Бёрдвистла были созданы своего рода “словари” жестов и телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл отказался от развития данного направления, так как пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный “словарь телодвижений” не удается: поскольку само понятие кинем оказалось достаточно неопределенным и спорным, не всегда соответствующее реальному смыслу жестов.

 «Каузальная атрибуция» Способность субъекта воспринимать и давать оценку действиям других людей, исходя из «Каузальная атрибуция» Способность субъекта воспринимать и давать оценку действиям других людей, исходя из анализа восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Механизмы атрибуции Способность интерпретировать действия других, появляется на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности Механизмы атрибуции Способность интерпретировать действия других, появляется на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего, путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы представляются субъектом в собственных мыслях. Каждый из участников, каких либо взаимоотношений, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин данного поведения.

 В повседневной жизни люди не обладая достаточной информацией о сущности поведения других людей, В повседневной жизни люди не обладая достаточной информацией о сущности поведения других людей, начинают представлять себе надуманные причины их поведения далекие от действительности. Таким образом, происходит приписывание мотивов, и осуществляется оно, либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). В результате такого восприятия, возникает целая система способов атрибуции, основанная на причинах приписывания мотивов поведения. На начальном этапе исследований казуальной атрибуции, психологи рассматривали только приписывании причин поведения другого человека, но позже стали изучаться способы приписывания более широкого диапазона характеристик: чувств, качеств личности, намерений.

 Феномен приписывания возникает именно тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом Феномен приписывания возникает именно тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке и заменять этот дефицит приходится процессом приписывания. В процессе межличностного восприятия, степень и мера приписывания, зависит: от степени уникальности или типичности поведения, и от степени социальной желательности или нежелательности поведения. Степень уникальности или типичности поступка подразумевает тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное устоявшимися ролевыми образцами, и поэтому более часто и проще подвергается интерпретации, а уникальное поведение напротив, допускает огромное количество различных интерпретаций. Под степенью социальной желательности или нежелательности понимаются рамки поведение, ограниченные соответствующими социальными и культурными нормами, таким образом, поведение либо соответствует нормам, либо не соответствует. Общая схема, раскрывающая структуру процесса каузальной атрибуции, была предложена психологами К. Дэвисом и Э. Джонсоном.

Источники: Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. Куницына В. Н. Межличностное общение. «Психология в Источники: Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. Куницына В. Н. Межличностное общение. «Психология в интернете» – электронный ресурс, http: //opsychology. ru

Спасибо за внимание Спасибо за внимание