Социальная философия Августина Блаженного.pptx
- Количество слайдов: 14
Социальная философия Августина Блаженного Презентацию подготовила Тырлова Анастасия Филологический факультет, группа 521701 Научный руководитель Мазуренко Е. А.
Биография Августин Аврелий (Блаженный) 354 430 г. – виднейший богослов и философ, представитель латинской патристики, служитель западнохристианской церкви, оказавший сильное влияние на развитие средневекой философии.
• Родился Августин в г. Тагасте в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. Первоначальное образование получил в местных школах Тагаста и Медавра, а затем продолжал его в школе риторики в Карфагене.
Религиозная философия • В трактате «О граде Божьем» Августин описывал два вида человеческой общности: «град земной» и «град Божий» . Периодизация истории земных градов обществ: • Младенчество • Детство • Отрочество • Юность • Зрелый возраст • Старость
Высший, эсхатологический замысел божественного провидения, осуществляемый в человеческой истории: • Развитие • Отсутствие цикличности Историческая концепция Августина интересна тем, что она одна из первых ввела идею прогресса человеческой истории, рассмотренной во всемирно-историческом масштабе.
• Августин Блаженный подвергал критике в обществе все, что связано с земным царством. • Смысл, предназначение истории — победа христианства во всемирном масштабе. • Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем"
Человек и душа • Душой обладает только человек. • Человеческая душа – это разумная душа. • Идея индивидуальности, духовной неповторимости каждого человека – души вечны только после того, как созданы Богом. • Душа имеет начало, но она не может иметь конца.
Августин трактует душу как нематериальную сущность, как самостоятельную духовную субстанцию, не имеющую ничего общего с телесно биологическими функциями человека, основными функциями которой являются: • мысль • память • воля
• События, переполняющие человеческую жизнь, не исчезают в небытии, а сохраняются как бы в огромном вместилище, не имеющем, однако, никакого пространственного расположения – это свидетельствует о нематериальности души.
Душа «разумная субстанция, приспособленная для управления телом» . • Но сущность души не столько в ее разумно мыслительной деятельности, сколько в деятельности волевой. • Христианский философ усматривает определяющий фактор человеческой деятельности именно в воле, которая, таким образом, обладает очевидным преимуществом по сравнению с человеческим разумом.
Общество и история • Августин доказывал, что имущественное неравенство людей, богатство одних и бедность и даже голод других – необходимое явление общественной жизни. • Это следствие первородного греха, навсегда исказившее первоначальное блаженство. • Полнота человеческого счастья воцарится лишь «в той жизни, где никто уже не будет рабом» .
• Оправдание и обоснование социального неравенства – основная черта общественно политической доктрины Августина. • Эта иерархия – несовершенное отражение того небесного, духовного царства, монархом которого является сам бог. • Помня о своём родстве, люди обязаны поддерживать всеединство и перестать бунтовать друг против друга.
Можно утверждать, что автор «О граде божьем» стал первым мыслителем, сделавшим предметом философских размышлений судьбы всего человечества в максимальных масштабах Средиземноморья.
Значение философии Августина Блаженного в том, что им: • уделено большое внимание проблеме истории; • Церковь объявлена тоже властью наряду с государст венной; • обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами; • выдвинута идея социального конформизма, что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность ;
Социальная философия Августина Блаженного.pptx