Скачать презентацию Социальная антропология как научная дисциплина Клайд Клакхон Антрополог Скачать презентацию Социальная антропология как научная дисциплина Клайд Клакхон Антрополог

Лекция 1_СА как наука.ppt

  • Количество слайдов: 15

Социальная антропология как научная дисциплина Клайд Клакхон: «Антрополог – это человек, достаточно сумасшедший для Социальная антропология как научная дисциплина Клайд Клакхон: «Антрополог – это человек, достаточно сумасшедший для того, чтобы изучать своего ближнего»

1. Что такое социальная антропология? Антропология – «учение о человеке» (от древнегреч. антропос – 1. Что такое социальная антропология? Антропология – «учение о человеке» (от древнегреч. антропос – человек, логос - слово) Естественно-научное познание человека Социально-научное познание человека Физическая, медицинская антропология Анатомия Антропогеография Экология Этология и т. д. Археология Этнография Социальная и культурная антропология Психология Социальная и психологическая лингвистика и т. д. ПОЛЕ АНТРОПОЛОГИИ Физическая антропология Медицинская антропология Философская антропология Политическая антропология Историческая антропология Социальная и культурная антропология

1. Что такое социальная антропология? 1 «Социальная антропология» - британская традиция. «Культурная антропология» - 1. Что такое социальная антропология? 1 «Социальная антропология» - британская традиция. «Культурная антропология» - американская традиция. «Этнология» (в более узком смысле - этнография) – отечественная традиция (вплоть до недавнего времени). 2 Клод Леви-Стросс: Этнология, этнография и социальная антропология – не самостоятельные научные дисциплины, а три стадии одного и того же исследования. Этнография – эмпирически-описательная стадия; Этнология – сравнительно-обобщающая стадия; Социальная антропология – интегративная стадия.

2. Объект и предмет СА ОБЪЕКТ ШЧеловек, взятый в его социальном и природном окружении 2. Объект и предмет СА ОБЪЕКТ ШЧеловек, взятый в его социальном и природном окружении и рассматриваемый через призму культуры его общества. ПРЕДМЕТ Ш Закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. ШСоциальная Ш Социальная организация (социосфера) жизни человека, рассматриваемая в условиях как традиционных (примитивных), так и современных обществ. регионы; ШСпециализированные области культуры; ШСоциокультурные слои, группы, организации; ШИндивиды в примитивных и современных обществах. общность; ШКультурные аспекты или единицы; ШСтруктуры социального бессознательного; ШКоммуникативные структуры жизненного мира; ШСоциокультурная микродинамика. ШКультурно-исторические ШОбласть повседневного взаимодействия в рамках жизненного мира человека. ШВлияние культуры на человека, на его поведение; ШВзаимодействие человека с людьми «своей» и чужой культуры. ШНе структуры и механизмы, упорядочивающие социальные отношения, но стратегия действий индивидов и групп.

3. История СА Античность – начало XIX века XIX век XX век Возникновение антропологии 3. История СА Античность – начало XIX века XIX век XX век Возникновение антропологии как Импульс – шок от столкновения с Первая половина 20 века системы специальных научных непривычным. – радикальный отказ от дисциплин (первая - физическая Геродот – описания облика и эволюционизма. Источники данных – миссионеры, антропология). обычаев скифов, египтян. XVI век, европейцы в Америке и путешественники. о индейцах: «Они избегают испанцев, отказываются Европейцы Антропология – «наука о других «варваров» . работать без вознаграждения, пережитках» . а их извращенность доходит до того, Господствующий Путешествия и исследования Р. Бенедикт, что они дарят свое добро, не отвергают занимавшиеся поиском самых отдаленных предков Это были люди, своих товарищей, которым принцип – культурный начиная с 15 века – стимул к Условия: Китайские ученые династии человека, гомеровской Трои, стать людьми в Б. Малиновский, испанцы отрезали уши…Для индейцев будет лучше прародины американских индейцев, изучению человеческих различий. релятивизм А. Радклиф-Браун, Хан – монографии о хьюнг- связей. Идея прогрессивного и рабстве, нежели оставаться животными на свободе» . между солнечной активностью и цветом кожи, историей закономерногоанглийской булавки и керамики. развития общества ну, светлоглазом племени изобретения колеса, К. Леви-Строс из докультурного состояния. Господствующийвремя и на соседнем. Э. Б. Тайлор, Л. Г. Морган, ловили Ведущий метод – «В то острове Пуэрто-Рико индейцы кочевников. же принцип – (структурная Ключевой текст – «Происхождение этноцентризми(рассмотрение погружая Фрэзер. затем неделями стерегли белых умерщвляли их, в воду, а включенное наблюдение. Дж. антропология) видов» Ч. Дарвина. тлению» . других культур с позиции утопленников, чтобы узнать, подвержены ли они Тацит – исследование о превосходства своей К. Печальные тропики. Из: Леви-Строс Господствующий принцип – В России социальная германцах. Н. Н. Миклухо-Маклай, собственной). культурный эволюционизм. антропология получила М. М. Ковалевский, признание и начала Ведущий метод – сравнительный. Клайд Клакхон: «Они смотрели – Вавилон, эпоха Хаммурапи А. Н. Максимов. оформляться на другие народы и их обычаи Позднее – анализ диффузии и музейные собрания институционально лишь в миграции. сквозь грубую и искажающую предметов, созданных 1990 -е г. призму, сплавленную из всех С 1850 -х - археологические и шумерами. и предубеждений предрассудков этнологические музеи и институты, преподавание в университетах. христианской Европы» .

4. Методы СА 1. Включенное наблюдение 2. Сравнительный метод Задача – включенное, участвующее исследование 4. Методы СА 1. Включенное наблюдение 2. Сравнительный метод Задача – включенное, участвующее исследование структур повседневности, составляющих ту или иную культуру. Задача – сопоставление сходных обычаев или верований, имеющихся в разных культурах, в выявлении их причинной обусловленности и общих законов. М. Мид, Культура и мир детства: «Задача этнографа – научиться достаточно четко понимать другой язык и говорить на нем, понять тысячи действий, слов, взглядов, пауз, входящих в еще неизвестную систему, и, наконец, «охватить» структуру всей культуры» . 1. Широкие статистические исследования на основе имеющихся источников. 2. Например, Дж. П. Мердок, Социальная структура – статистическое исследование 250 обществ. 3. 2. Узкие конкретные исследования на основе полевой работы. 4. Например, М. Мосс, очерк об эскимосах. 3. Case-study 4. Биографический метод 5. Метод визуальной антропологии

5. Принципы СА Культурный релятивизм (как противопоставление этноцентризму) Ш Культура изучается на основе ее 5. Принципы СА Культурный релятивизм (как противопоставление этноцентризму) Ш Культура изучается на основе ее собственных ценностей, в ее собственном контексте; Ш Культуры не сравниваются друг с другом с точки зрения прогрессивности и отсталости.

5. Принципы СА Общеметодологические и общефилософские тенденции в социальной антропологии Ш Позитивистское видение задач 5. Принципы СА Общеметодологические и общефилософские тенденции в социальной антропологии Ш Позитивистское видение задач науки в целом и понимание «науки о культуре» . Например: Д. Д. Лейтин, Теория политической идентичности – обсуждение конкретных примеров из современной действительности и художественных произведений. Данные тенденции сильны в отечественной психологии и этносоциологии и политической социологии в США. Ш Необходимость особого метода познания в «науках о культуре» . В. Дильтей, представитель течения «философии жизни» : «Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем» . 1. Стремление связать внутренние переживания с внешними проявлениями культуры; познание культур – многоуровневый анализ, включающий и исследование эмоционально-субъективного фактора; анализ переживания ценностей той или иной культуры, благодаря чему можно понять ее. 2. Целостное, интегративное, а не фрагментарно-эмпирическое познание культур. 3. Уважение к ценностям другого народа.

6. Зачем СА социологу? АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ Рождение социологии связано с исследованием западных 6. Зачем СА социологу? АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ Рождение социологии связано с исследованием западных обществ. Рождение антропологии и ее отделение от социологии связано с колониализмом. Социология исследовала «нас» (белых, европейцев и североамериканцев, в урбанизированных и модернизированных обществах). Антропология изучала «их» (небелых, живущих в традиционных, племенных, «неисторических» обществах). Ведущие категории социологии – во многом западные категории мышления. Люди Запада изучали незапад. Западные категории познания подвергались переосмыслению. Исследователь замечал то, что в собственном обществе считалось самоочевидным (обычаи, привычки мышления и т. д. ). «Зеркало антропологии»

6. Зачем СА социологу? Социология размышляет над собственными категориями, подвергает самокритике культуру, к которой 6. Зачем СА социологу? Социология размышляет над собственными категориями, подвергает самокритике культуру, к которой принадлежит социолог. П. Бурдье, Начала : «Факт постановки традиционных этнологических вопросов по поводу нашего общества и разрушения традиционных границ между этнологией и социологией был уже политическим актом…В то время как мое рассмотрение ментальных структур, объективированных в пространстве кабильского дома, вызывает одобрение и даже восхищение, мой анализ «категорий профессорского разума» …кажется грубым нарушением и актом неблагопристойности» . Один из индийских антропологов применил к исследованию датской деревни методы, посредством которых европейские антропологи изучали индийские деревни. Он обнаружил там высокую степень аномии и отчуждения. Когда он опубликовал результаты исследований, в датской печати прошла волна неудовольствия.

6. Зачем СА социологу? Происходит процесс сближения социологии и антропологии 1 Предметом социальной антропологии 6. Зачем СА социологу? Происходит процесс сближения социологии и антропологии 1 Предметом социальной антропологии стали не только примитивные ( «неисторические» ), но и большие индустриальные и постиндустриальные общества Запада (с 1930 -х гг. ). Тем не менее, приходится учитывать параметры, не выводимые при изучении малых общностей. В настоящее время социология, как и антропология, активно занимается архаическими верованиями в современном мире. Клайд Клакхон: «Наша жизнь изменилась, но изменилась непропорционально…Одна наша часть живет в современную эпоху, другая – в средневековье или даже в античности» .

6. Зачем СА социологу? 2 Методы исследования небольших дописьменных культур и методы изучения современных 6. Зачем СА социологу? 2 Методы исследования небольших дописьменных культур и методы изучения современных обществ обогащают друга. Например, распространен анализ социокультурных феноменов в терминах контрастов и бинарных оппозиций. К. Леви-Строс, школа структурной антропологии: человеческий разум действует согласно универсальны законам, упорядочивая потоки опыта в виде бинарных оппозиций (верх/низ, мужское/женское, внутреннее/внешнее, природное/культурное и т. д. ). Ш Антропологией был внесен значительный вклад в развитие методов наблюдения и социологического интервью; Ш Многие качественные методы в социологии (case-study, биографический метод, нарративный анализ, насыщенное описание/thick description К. Гирца) восходят к антропологическим методам.

6. Зачем СА социологу? Ш Социальная антропология изучает общности на локальном уровне; Ш Они 6. Зачем СА социологу? Ш Социальная антропология изучает общности на локальном уровне; Ш Они изучаются целостно: в анализ включаются ценностные аспекты культуры, системы верований и идей, картины мира; Ш Человек исследуется вместе с его жизненным миром, конкретными формами существования; Ш Основным предметом анализа является область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира ( «зоопарк повседневных практик» ); Ш Большое внимание уделяется исследованию символических форм; Ш Проявляется интерес к телесности человека, к тому, как ее определяет общество (см. работы Н. Элиаса, П. Бурдье); Ш «Зеркало антропологии» – исследование примитивных народов позволяет нам лучше видеть самих себя. Примитивное общество ближе всего к лабораторным условиям, к которым стремится исследователь человека. Правильные вопросы и адекватные способы получения ответов легче открыть, работая с небольшими моделями, то есть в более однородных обществах, обойденных цивилизацией. Фундаментальный метод науки – последовательные шаги, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному. В настоящее время бывает трудно определить, какой характер – социологический или антропологический – носит исследование.

6. Зачем СА социологу? Ш Сепир, содействие антропологии развитию социологических методов - проникновение в 6. Зачем СА социологу? Ш Сепир, содействие антропологии развитию социологических методов - проникновение в Э. Исследования потребления: не с точки зрения проблемы производства товаров для массового рынка, а с точки зрения системы культурных значений, объединяющих людей в общество. сущностные модели и механизмы человеческого поведения Ш Исследования массовой культуры: не люди думают с помощью мифов, а мифы действуют в сознании людей, не осознающих это; Р. Барт – структурализм как средство анализа моды, рекламы, литературы; М. Мосс – техники тела, феномен дара. «The use of ethnography to assist marketing and branding strategy has exploded» • How social groups, cultures and environments influence attitudes and behaviors; • To see the world through the eyes of your consumers… you actually know what value your brand holds and how to get the attention of and communicate with consumers; • The only way is studying them in the context of their daily lives. «This is when ethnography works well; ethnography uncovers the whole story» . Как это делается: Ш Наблюдение за деятельностью людей и участие в ней; Ш Фиксирование разговоров и поведение неформализованных интервью в ходе деятельности; Ш Фиксация наблюдений/впечатлений исследователя. Результаты фиксируются в различных форматах – фото, видео, аудио, какие-либо предметы.

7. Место СА в системе наук Социальная антропология Самостоятельная наука Аналог этнологии (цель – 7. Место СА в системе наук Социальная антропология Самостоятельная наука Аналог этнологии (цель – обобщение социальной и культурной истории народов) Ш Междисциплинарная область знания Раздел социологии Эмпирическое приложение философской антропологии Ш Мультипарадигмальная область знания Ю. М. Резник, фундаментальный уровень современной социальной и культурной антропологии: Эволюционизм (с элементами диффузионизма) Психологическая антропология Системно-функциональный подход (в т. ч. постфункционализм) Понимающая/феноменологическая антропология (в т. ч. интеракционизм) Структурализм Антропология повседневности Этнометодология Постмодернизм и т. д.