смоленск севостьянова кабанова.pptx
- Количество слайдов: 11
Смоленск Презентацию подготовили студенты группы БАРХТ-22 Кабанова П. , Севостьянова А. руководитель Корчагина А. Б.
Смоленск упоминается уже в 9 веке, причем говорится, что «град велик и мног людьми» . Как и в Новгороде, в Смоленске формируется новая общественная сила-городское население. Средневековые города были не только торгово-ремесленными центрами, но и очагами антифеодальных движений и вольнодумства. Народные собрание – вече – имели особую силу в Полоцке и Смоленске, ограничивая власть князей. В 12 веке княжеские дворы в этих городах находились вне основной городской территории. Вполне естественно, что и строительные артели были более самостоятельно и своеобразно трактовали общепринятые типы культовых зданий. От архитектурного наследия Смоленска сохранилось крайне мало памятников.
В годы княжения Ярослава Мстиславовича (1127 -1159). Город превращается в столицу самостоятельного княжества – крупный политический и культурный центр, чему способствовало учреждение здесь в 1136 году епископской кафедры. Город обносится крепостной стеной, в нем рубятся многочисленные избы ремесленников и боярские хоромы, возводятся каменные храмы, мостятся бревнами улицы. По размаху монументального строительства Смоленск не уступал Новгороду.
Город делился подобно Новгороду на «концы» с торговоремесленным населением и купеческие сотни. На холме над Днепром возвышался Успенский собор, начатый еще в 1001 году. Владимром Мономахом. По соседсктву находился епископский двор, а княжеская резеденция распологалась на Смядыне-западной окраине Смоленска. Многочисленные монастри окружали город. Однако от его былого величия в домнгольский период уцелело лишь три храма. Несмотря на это, мы можем обрисовать основные этапы сложения смоленского зодчества.
В первой половине и середине 12 века смоленские мастера придерживаются приемов строительной техники и архитектурных форм, характерных для Приднепровья. Четырех- и шести-столпные храмы с тремя апсидами возводились из кирпича в технике обычной порядковой кладки с последующей обмазкой поверхности стен. Композиция культовых сооружений нередко дополнялась галереями и приделами. Стены членились по вертикале лопатками с полуколоннами, а по горизонтале - аркатурным пояском с поребриком, напоминая черниговские постройки.
К концу XII в. складываются характерные черты смоленского зодчества, в котором прослеживаются формы, аналогичные полоцким. Боковые апсиды начинают выполняться в толще стены, основной объем храма дополняется притворами, образующими симметричную и устойчивую объемнопространственную структуру, развивающуюся вверх. Стремление к центрическим динамичным композициям дополняется сильно расчлененными пучковыми лопатками. Тенденции древнерусских зодчих к развитию объемов культового здания ввысь в определенной мере созвучны творческим устремлениям готических мастеров. В идейнохудожественном плане они являются опосредствованным отражением кипучей общественной жизни, вольнолюбия и ересей, возникавших в средневековых городах. Именно в крупных торговоремесленных центрах зарождалась национальная художественная культура.
Довольно большая группа памятников со сложнопрофилированными пучковыми лопатками и полукруглой средней апсидой, которая только одна выдвинута из плоскости стены, представлена церковью Михаила Архангела (1191 — 1194 гг. ). Центрическая композиция придворного храма с тремя пониженными приделами и боковыми апсидами, величественно возвышавшегося на вершине холма, достойно увенчивала княжескую резиденцию на Смядыни. Объемно-пространственному единству, сосредоточению масс вокруг центральной оси способствовало покрытие угловых частей храма полуцилиндрическими сводами Подобно аркбутанам, криволинейные угловые покрытия передавали распор от вышерасположен-ных сводов на пониженные участки стен, образуя конструктивно оправданное и выразительное трехлопастное завершение. Форма покрытия центральной части храма была оправдана и с функциональной точки зрения, ибо она улучшала отвод атмосферных осадков с кровли.
Мастерство зодчего проявилось и в ритмическом построении оконных проемов и ниш на плоскости фасадов, придающем масштабность и целостность этому выдающемуся памятнику Древней Руси. Своеобразие и живописность княжеского храма дополняли ряды маленьких ниш в его нижней, хорошо обозримой части, в которых, как предполагают, помещались фресковые изображения. Необычность церкви Михаила Архангела, ее огромная высота и торжественность были отмечены даже скупыми на похвалы летописцами: «ей несть подобной во все полунощной стране» .
Особое место в смоленском зодчестве занимают культовые постройки на грани XIII в. с прямоугольной незначительно выдвинутой апсидой, имеющей аналоги только в Полоцке. Планы таких четырехстолпных храмов приближаются к квадрату; это дает основание предполагать, что их композиция была центрической и развивалась по вертикали, подобно церкви Михаила Архангела. Башнеобразный характер композиции, усиление роли вертикальных членений, устройство цоколя (Михайловская церковь) и своеобразных баз под пучковые лопатки (церковь на Окопном кладбище и др. ), прямоугольные апсиды приводят к мысли о знакомстве и творческой переработке смоленскими мастерами в конце XII в. не только приемов деревянного зодчества, но и архитектурных форм каменных построек Полоцкого княжества, а также Прибалтийских стран.
смоленск севостьянова кабанова.pptx