Скачать презентацию СМЕХОВОЙ МИР В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Скачать презентацию СМЕХОВОЙ МИР В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Смеховая культура.pptx

  • Количество слайдов: 28

СМЕХОВОЙ МИР В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ СМЕХОВОЙ МИР В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 • По своему типу Древнерусский смех относится к смеху средневековому • Одна из • По своему типу Древнерусский смех относится к смеху средневековому • Одна из характерных его особенностей – направленность смеха на самого смеющегося • Важный компонент древнерусского смеха - дурость, глупость. Смешащий валяет дурака, обращает смех на себя, играет в дурака.

v. Смех обращен против всего того, что считается святым, благочестивым, почетным. v. Функция смеха v. Смех обращен против всего того, что считается святым, благочестивым, почетным. v. Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду. Смех “оглупляет”, “вскрывает”, “разоблачает” v. Смех отвергает неравенство социальных отношений и отвергает социальные законы, ведущие к этому неравенству v. Большую роль играло выворачивание наизнанку одежды (вывороченные мехом наружу овчины), надетые задом наперед шапки

 • Смех нарочито искажает мир, лишает его разумных объяснений • Создает особый мир • Смех нарочито искажает мир, лишает его разумных объяснений • Создает особый мир – мир нелепостей, мир свободы от условностей § Балагурство § Один из излюбленных комических приемов оксюморон и оксюморонные сочетания фраз § другу противопоставляются богатство и бедность, одетость и нагота, сытость и голод, красота и уродство, счастье и несчастье, целое и разбитое

Ø Основные особенности Древнерусского смеха известны уже в 12 – 13 вв. : Ø Ø Основные особенности Древнерусского смеха известны уже в 12 – 13 вв. : Ø «Моление» и «Слово» Даниила Заточника Ø Главный предмет самонасмешек – нищета, неустроенность, изгнанность Ø Смех над своей женой – один из наиболее «верных» приемов шутовства

Древнерусский смех имеет пародийный характер В Древней Руси создавались пародии на молитвы, псалмы, на Древнерусский смех имеет пародийный характер В Древней Руси создавались пародии на молитвы, псалмы, на монастырские порядки Смысл пародий в том, чтобы создать неупорядоченный мир, мир нелепый Мир настоящий, организованный, мир культуры - это мир благополучия, Мир не настоящий, не организованный, мир антикультуры - в нем царит нищета, голод. Этот мир подчеркнуто выдуманый.

Скоморохи - странствующие актеры Древней Руси, певцы и музыканты, исполняли различные фольклорные произведения: былины, Скоморохи - странствующие актеры Древней Руси, певцы и музыканты, исполняли различные фольклорные произведения: былины, сказки, прибаутки; водили различных животных - медведей, коз, лосей § Участники народных календарных праздников, связанных с карнавальным началом § Возникли в середине 11 в. Расцвет скоморошества пришёлся на 15 - 17 века.

§ Первое упоминание слова § Первое упоминание слова "скоморох" - в "Поучении о казнях Божиих" под 1068 г. § В народном сознании считались святыми. Но их святость не христианская, это святость языческого праздника § Выступали на улицах и площадях, на праздниках, свадьбах § Скоморошьи представления были одним из источников русского народного театра

Рябчиков Владимир Васильевич. Скоморохи Рябчиков Владимир Васильевич. Скоморохи

В. И. Семенов - Скоморохи В. И. Семенов - Скоморохи

Сергей Алексеевич Кириллов - Скоморох Сергей Алексеевич Кириллов - Скоморох

Древнерусское юродство § занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры. § Древнерусское юродство § занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры. § расцвет приходится на 15 - первую половину 17 в. Две стороны: v аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти; v жизнь в миру, обличая пороки и грехи; презрение к общественным приличиям

o Жизнь юродивого - это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, возведение безобразного o Жизнь юродивого - это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, возведение безобразного в степень эстетически положительного Ø нагота - одна из важнейших примет юродства. Ø возвращение к раннехристианским идеалам, согласно которым плотская красота - от дьявола • язык юродивых - это преимущественно язык жестов

ЮРОДСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕСТ • Бесприютность и нагота служат укором, протестом благополучному, плотскому, бездуховному ЮРОДСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕСТ • Бесприютность и нагота служат укором, протестом благополучному, плотскому, бездуховному миру; • Осмеяние мира. Это прежде всего дурачество, шутовство. Юродивый - «мнимый безумец» , скрывающий под личиной глупости святость и мудрость; • Протест к обличению и общественному заступничеству. Юродивый исключает себя из мира, порывает с ним все связи;

Смеховые мотивы в миниатюрах Радзивиловской летописи Смеховые мотивы в миниатюрах Радзивиловской летописи

Миниатюра № 160 (74 л. ) Миниатюра № 160 (74 л. )

Миниатюра № 390 (л. 166 об. ) Миниатюра № 390 (л. 166 об. )

Миниатюра № 392 (л. 166) Миниатюра № 392 (л. 166)

Миниатюра № 361 (л. 157 об. ) Миниатюра № 361 (л. 157 об. )

Миниатюра № 384 (л. 165) Миниатюра № 384 (л. 165)

Миниатюра № 406 ( л. 170) Миниатюра № 406 ( л. 170)

Миниатюра № 537 (л. 212 об. ) Миниатюра № 537 (л. 212 об. )

Миниатюра № 432 (л. 178) Миниатюра № 432 (л. 178)

Миниатюра № 417 ( л. 170 об. ) Миниатюра № 417 ( л. 170 об. )

Смеховая культура не имела статуса официальной и постоянно находилась под запретом, преследовалась Православной церковью Смеховая культура не имела статуса официальной и постоянно находилась под запретом, преследовалась Православной церковью Отношение Православия к смеху было довольно негативным Смех считался греховным и понимался как нечто недостойное христианина Скоморохи понимались как слуги дьявола, с помощью которых он прельщает невинные души

 • 1. Лихачев Д. С. , Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси. • 1. Лихачев Д. С. , Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси. Л. , 1976. • 2. Лихачев Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л. , 1984. • 3. Белкин А. А. Русские скоморохи. М. , 1975. • 4. Сазонов С. В. Смеховые мотивы в миниатюрах Радзивиловской летописи // История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов-Ярославль, 1960. С. 35 - 40.