code duelo 1777.pptx
- Количество слайдов: 41
Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum» , которое было архаичной формой слова «bellum» . Duellum в средневековой латыни означало судебный поединок, хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный. Трудно сказать, были ли такие дуэли в Древней Греции и Риме, но они безусловно были знакомы германским племенам (об этом упоминали Тацит и Диодор Сицилийский) в качестве одного из видов ордалий, а также викингам.
Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. Положения этого кодекса содержат и искреннюю веру в истинность божьего решения ( «…Господь будет судьёй…» ), и пожелание спорящим не избегать боя ( «…если кто-либо открыто говорит, что знает правду и может дать клятву, он не колеблясь должен быть готов сразиться…» ). В дальнейшем почти в каждой стране появились похожие нормы. Хотя, например, в Англии поединки не были в ходу до норманнского завоевания, а по закону Вильгельма Завоевателя они применялись только в спорах между норманнами, и только в дальнейшем стали всеобщей практикой. (Автор карты - Антон Гуцунаев)
По мере того, как практика судебного поединка распространялась по всему миру, множились и попытки её как-то урегулировать. Еще св. Авит (ум. в 518 г. ) протестовал против кодекса Гундобальда, о чём писал Агобард (ум. в 840 г. ) в специальном труде о противоречии светских законов Евангелию. С точки зрения христианства, бог вполне мог допустить смерть невиновного. Папы римские тоже имели отрицательное отношение к судебным поединкам: в письме к Карлу Лысому Николай I (858867) проклинает дуэль (monomachia) как искушающую бога, ту же точку зрения высказывали папы Стефан VI, Александр II и Александр III, Целестин III, Иннокентий III и Иннокентий IV, Юлий II и многие другие.
Часто издавались и особые запреты. Например, «Божье перемирие» , объявленное Церковью в 1041 году, запретило дуэли и турниры на время празднеств в честь церковных таинств. Светские власти не отставали — Людовик VII в 1167 году запретил судебные поединки по всем делам, где сумма спора не превышала 5 су.
Постепенно судебные поединки в Европе стали возможными только по делам о тяжких преступлениях, таких как убийство или измена. В Англии судебные поединки вообще всегда были распространены мало, особенно после известных ассиз Генриха II Плантагенета (XII век), поднимавших авторитет королевского суда. Однако, право выбрать дуэль для окончания процесса юридически существовало в Англии до начала XIX века, хотя на практике этого не было с конца XVI века. Последнее требование окончить спор поединком было предъявлено в 1817 году человеком, обвиняемым в убийстве, и суду ничего не оставалось, кроме как неохотно дать разрешение, поскольку того требовал старый закон. Противник от боя отказался, и обвиняемый был освобождён, а Парламент в 1819 году отменил «право апеллировать к мнению Бога путём поединка» , чтобы больше подобного не было.
Одновременно с судебными поединками существовали отделившиеся от них рыцарские поединки, в которых противники сходились для решения споров о правах, собственности или чести. Эти поединки следует отличать от «притворного боя» , то есть турниров, к которым Церковь питала сильную неприязнь из-за обильного и напрасного кровопролития (Реймсский собор в 1148 году даже запретил хоронить по-христиански погибших на этих играх). Рыцарские поединки тоже регулировались весьма жёстко, например «если кто-либо затеет неправедную вражду и не обратится для разрешения спора к закону или честному бою, но вторгнется на землю своего противника, сжигая и разрушая, захватывая имущество, особенно если он уничтожит зерно, чем вызовет голод, — если он появится на турнире, то должен быть казнён» .
Этот вид дуэлей во Франции исчез в XVI веке после запрета Генриха II Валуа — вместо боя под надзором государственной власти вошли в обычай дуэли в парках и на окраинах монастырей. Как справедливо указывал Хаттон, королевский запрет привёл не к исчезновению поединков, а наоборот к увеличению их количества, причём теперь в ход пошли спрятанные под рубашкой кольчуги и нападения нескольких на одиночку. Именно тогда появляются секунданты — как гарантия против подлости. Начиная со знаменитой «дуэли миньонов» , секунданты тоже стали драться между собой.
Поединок, состоявшийся в парижском парке Турнель 27 апреля 1578 года между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). Современники сравнивали этот бой с поединком Горациев и Куриациев. В результате дуэли погибли четверо из шести её участников.
Составлялись подробные сборники правил проведения частных дуэлей, первым из которых считается итальянский Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410). В дальнейшем в Италии появилось ещё больше кодексов и учебников, и на них впоследствии французы основывались, создавая свои «восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583).
Джон Селден в своём труде The Duello, or Single Combat (1610) описывает дуэль так: «Поскольку правда, честь, свобода и мужество являются источниками истинного рыцарства, если произнесена ложь, опорочена честь, нанесён удар или подставлено под сомнение мужество <…>, в обычае французов, англичан, бургундцев, итальянцев, немцев и северных народов (которые, по словам Птолемея, превыше всего защищают свободу) искать мести над обидчиком путём частного боя, один на один, без спора в суде» . История сохранила достаточно свидетельств о любителях этого занятия, например, шевалье д’Андриё, живший при Людовике XIII к тридцати годам успел уложить в гроб 72 человека, а американский президент Эндрю Джексон за свою жизнь дрался более чем на сотне дуэлей.
А вот использование дуэлей на войне в качестве гуманной замены столкновения армий, что предложил Гуго Гроций в своём знаменитом труде De Iure Belli Ac Pacis (1642) (примером такого боя в Средние века считали схватку Давида и Голиафа), не получилось, хотя многие короли в Средние века и позже предпринимали попытки организовать дуэль с со своим врагом — дело ни разу дальше слов не пошло. Многочисленные примеры вызовов на такие дуэли даёт Йохан Хёйзинга в речи «Политическое и военное значение рыцарских идей в позднее Средневековье» : «Ричард II Английский предполагает вместе со своими дядьями, герцогами Ланкастером, Йорком и Глостером, с одной стороны, сразиться с королём Франции Карлом VI и его дядьями, герцогами Анжуйским, Бургундским и Беррийским, с другой. Людовик Орлеанский вызвал на поединок Генриха IV Английского. Генрих V Английский послал вызов дофину перед началом битвы при Азенкуре. А герцог Бургундский Филипп Добрый обнаружил почти неистовое пристрастие к подобному способу разрешения споров. В 1425 году он вызвал герцога Хамфри Глостерского в связи с вопросом о Голландии. …поединок так и не состоялся. Это не оградило герцога, двадцатью годами позже, от желания разрешить вопрос относительно Люксембурга посредством поединка с герцогом Саксонским. А на склоне жизни он даёт обет сразиться один на один с Великим Туркой. Обычай владетельных князей вызывать на дуэль сохраняется вплоть до лучшей поры Ренессанса. Франческо Гонзага сулит освободить Италию от Чезаре Борджа, сразив его на поединке мечом и кинжалом. Дважды Карл V сам по всем правилам предлагает королю Франции разрешить разногласия между ними личным единоборством» .
Самым известным кодексом на английском языке был ирландский Code Duello или «двадцать шесть заповедей» , составленный на Clonmel Summer Assizes (1777 год) джентльменами-представителями пяти ирландских графств (Tipperary, Galway, Sligo, Mayo and Roscommon). Чтобы никто не мог ссылаться на незнание его правил, каждому предписывалось держать копию кодекса в своём ящике с дуэльными пистолетами (хотя допускались и дуэли на шпагах). Распространённость этого детального свода правил связана с тем, что он широко применялся в Америке, где затем был переработан в 1838 году отличным юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины Джоном Лайдом Уилсоном (Wilson, John Lyde. The Code of Honor: or, Rules for the Government of Principals and Seconds in Duelling. Charleston, S. C. : J. Phinney, 1858).
Rule 1. The first offense requires the first apology, though the retort may have been more offensive than the insult. Example: A tells B he is impertinent, etc. B retorts that he lies; yet A must make the first apology because he gave the first offense, and then (after one fire) B may explain away the retort by a subsequent apology. Правило 1. Первичная обида требует первичного извинения, хотя ответные обвинения могут быть более оскорбительными, нежели само оскорбление. Пример: А говорит Б, что он нахал. Б в ответ обвиняет А во лжи; далее А следует первично извиниться, поскольку первичную обиду нанёс он, затем (после одного выстрела) Б может разъяснить ответные обвинения соответствующими извинениями.
Rule 2. But if the parties would rather fight on, then after two shots each (but in no case before), B may explain first, and A apologize afterward. N. B. The above rules apply to all cases of offenses in retort not of stronger class than the example. Правило 2. В случае если стороны намерены продолжать дуэль, после двух выстрелов от каждого из участников, Б может изъясниться первым, А приносит извинения потом. N. B. Вышеуказанные правила применяются ко всем случаям оскорблений не более сильных, нежели описаны в примере.
Rule 3. If a doubt exist who gave the first offense, the decision rests with the seconds; if they won't decide, or can't agree, the matter must proceed to two shots, or to a hit, if the challenger require it. Правило 3. Если существуют сомнения, кто нанёс обиду первым, решение лежит на секундантах; если они не могут решить или прийти к согласию, следует сделать по два выстрела, или удара, если участник настаивает.
Rule 4. When the lie direct is the first offense, the aggressor must either beg pardon in express terms; exchange two shots previous to apology; or three shots followed up by explanation; or fire on till a severe hit be received by one party or the other. Правило 4. Когда первичной обидой является ложь, зачинщику следует просить прощения в соответствующих выражениях; обмен двумя выстрелами предшествует извинениям, либо три выстрела с последующим объяснением, либо стрельба до значительного ущерба, полученного одним из участников.
Rule 5. As a blow is strictly prohibited under any circumstances among gentlemen, no verbal apology can be received for such an insult. The alternatives, therefore -- the offender handing a cane to the injured party, to be used on his own back, at the same time begging pardon; firing on until one or both are disabled; or exchanging three shots, and then asking pardon without proffer of the cane. If swords are used, the parties engage until one is well blooded, disabled, or disarmed; or until, after receiving a wound, and blood being drawn, the aggressor begs pardon. N. B. A disarm is considered the same as a disable. The disarmer may (strictly) break his adversary's sword; but if it be the challenger who is disarmed, it is considered as ungenerous to do so. In the case the challenged be disarmed and refuses to ask pardon or atone, he must not be killed, as formerly; but the challenger may lay his own sword on the aggressor's shoulder, then break the aggressor's sword and say, "I spare your life!" The challenged can never revive the quarrel -- the challenger may. Правило 5. Поскольку удары строго воспрещены в любых обстоятельствах между джентльменами, никакое словесное извинение не может быть принято за такое оскорбление. Альтернативой может стать: передача трости зачинщиком пострадавшему лицу, с последующим ударом по спине оного, с одновременным принесением извинений; стрельба до увечья; либо обмен тремя выстрелами с последующим извинением без передачи трости. В случае использования мечей, участники продолжают, пока один не будет окровавлен, изувечен либо обезоружен; либо, при получении ранения, когда начинает течь кровь, зачинщик просит прощения. N. B. Обезоруживание приравнивается к нанесению увечья. Обезоруживший противника может сломать захваченный меч, однако если обезоружен обвиняющий, такой поступок рассматривается как неблагородный. В случае, если обвиняемый обезоружен, но отказывается извиняться, его не следует убивать; обвиняющий может положить своё оружие ему на плечо, сломать оружие противника и сказать: «Я дарю тебе жизнь!» . Вернуться к спору может только обвиняющий – но не обвиняемый.
Rule 6. If A gives B the lie, and B retorts by a blow (being the two greatest offenses), no reconciliation can take place till after two discharges each, or a severe hit; after which B may beg A's pardon humbly for the blow and then A may explain simply for the lie; because a blow is never allowable, and the offense of the lie, therefore, merges in it. (See preceding rules. ) N. B. Challenges for undivulged causes may be reconciled on the ground, after one shot. An explanation or the slightest hit should be sufficient in such cases, because no personal offense transpired. Правило 6. Если А говорит ложь Б, а Б отвечает ударом (что является двумя величайшими обидами), никакого примирения не может быть до тех пор, пока каждый не сделает два выстрела, или нанесёт серьёзный урон, после чего Б может просить смиренно просить прощения у А, а А должен ясно объясниться за свою ложь; поскольку удары недопустимы, ложь оказывается меньшим проступком (см. правила выше). N. B. Вызовы по тайным причинам могут быть умиротворены на месте, после одного выстрела. Объяснение должно быть достаточным для такого случая, поскольку не было нанесено личного оскорбления.
Rule 7. But no apology can be received, in any case, after the parties have actually taken ground, without exchange of fires. Правило 7. Но никакие извинения не могут быть приняты в любом случае, если стороны уже на месте [дуэли], без обмена выстрелами.
Rule 8. In the above case, no challenger is obliged to divulge his cause of challenge (if private) unless required by the challenged so to do before their meeting. Правило 8. В приведённом выше случае, обвиняющий не обязан раскрывать причины вызова (если она носит личный характер), за исключением запроса от обвиняемого, сделанного до встречи [на месте дуэли].
Rule 9. All imputations of cheating at play, races, etc. , to be considered equivalent to a blow; but may be reconciled after one shot, on admitting their falsehood and begging pardon publicly. Правило 9. Все инсинуации касательно обмана в [азартных] играх, на скачках и т. д. должны рассматриваться как эквивалент удару; однако возможно примирение после одного выстрела, в случае признания облыжности обвинений и публичного принесения извинений.
Rule 10. Any insult to a lady under a gentleman's care or protection to be considered as, by one degree, a greater offense than if given to the gentleman personally, and to be regulated accordingly. Правило 10. Любое оскорбление дамы, находящейся под защитой джентльмена, должно рассматриваться как более тяжелое, нежели нанесённое джентльмену лично, и подлежит соответствующей регуляции.
Rule 11. Offenses originating or accruing from the support of ladies' reputations, to be considered as less unjustifiable than any others of the same class, and as admitting of slighter apologies by the aggressor: this to be determined by the circumstances of the case, but always favorable to the lady. Правило 11. Оскорбления, происходящие или вытекающие из репутации дам, следует считать менее непростительными, нежели любые иные того же вида и требующими менее серьёзных извинений от обидчика: это определяется обстоятельствами случая, но всегда толкуется в пользу дамы.
Rule 12. In simple, unpremeditated recontres with the smallsword, or couteau de chasse, the rule is -- first draw, first sheath, unless blood is drawn; then both sheath, and proceed to investigation. Правило 12. В простом, непреднамеренном столкновении со шпагой или охотничьим ножом, правило таково: первый вытащивший жребий, первый вытаскивает ножны, до первой крови, с последующим разбирательством.
Rule 13. No dumb shooting or firing in the air is admissible in any case. The challenger ought not to have challenged without receiving offense; and the challenged ought, if he gave offense, to have made an apology before he came on the ground; therefore, children's play must be dishonorable on one side or the other, and is accordingly prohibited. Правило 13. Никакой молчаливой стрельбы или выстрелов в воздух нельзя допускать в любом случае. Обвиняющему не следует бросать вызов, не будучи оскорблённым, равно как и обвиняемому, в случае нанесения оскорбления, должно извиниться перед выход на поле [дуэли]; таким образом, детские игры не пристали ни той, ни другой стороне [конфликта], и соответственно воспрещены.
Rule 14. Seconds to be of equal rank in society with the principals they attend, inasmuch as a second may either choose or chance to become a principal, and equality is indispensible. Правило 14. Секунданты должны быть равного положения в обществе с теми, кого они представляют, поскольку возможна ситуация, когда они будут вынуждены заместить дуэлянтов.
Rule 15. Challenges are never to be delivered at night, unless the party to be challenged intend leaving the place of offense before morning; for it is desirable to avoid all hot-headed proceedings. Правило 15. Вызовы никогда не следует делать ночью, за исключением случая, когда одна из сторон конфликта намеревается покинуть место нанесения оскорбления до утра; желательно избегать поспешных решений.
Rule 16. The challenged has the right to choose his own weapon, unless the challenger gives his honor he is no swordsman; after which, however, he can decline any second species of weapon proposed by the challenged. Правило 16. Обвиняемый имеет право выбора оружия, ежели обвиняющий не поклянётся честью, что он не фехтовальщик; в случае оном, однако, он может отклонить любой вид второго оружия, предложенный обвиняемым.
Rule 17. The challenged chooses his ground; the challenger chooses his distance; the seconds fix the time and terms of firing. Правило 17. Обвиняемый выбирает место [дуэли], обвиняющий выбирает дистанцию [стрельбы], секунданты устанавливают время и условия выстрелов.
Rule 18. The seconds load in presence of each other, unless they give their mutual honors they have charged smooth and single, which should be held sufficient. Правило 18. Секунданты заряжают [оружие] в присутствии друга, если не поклянутся честью, что уже сделали это по правилам, чего должно быть достаточным.
Rule 19. Firing may be regulated -- first by signal; secondly, by word of command; or thirdly, at pleasure -- as may be agreeable to the parties. In the latter case, the parties may fire at their reasonable leisure, but second presents and rests are strictly prohibited. Правило 19. Выстрелы могут быть: 1. Сделаны по сигналу; 2. Сделаны по команде; 3. Либо по договорённости сторон. В последнем случае стороны могут стрелять в разумных пределах не ограничивая себя во времени, но передышки запрещены.
Rule 20. In all cases a missfire is equivalent to a shot, and a snap or non-cock is to be considered as a miss-fire. Правило 20. Во всех случаях промашка является равноценной выстрелу, осечка рассматриваются как промашки.
Rule 21. Seconds are bound to attempt a reconciliation before the meeting takes place, or after sufficient firing or hits, as specified. Правило 21. Секунданты обязаны принять попытки примирения [сторон] до встречи, либо после должного количества выстрелов или ударов, как указано.
Rule 22. Any wound sufficient to agitate the nerves and necessarily make the hand shake, must end the business for that day. Правило 22. Любое ранение, достаточное для нервов и обязательно приводящее к рукопожатию, должно закончить дело на этот день.
Rule 23. If the cause of the meeting be of such a nature that no apology or explanation can or will be received, the challenged takes his ground, and calls on the challenger to proceed as he chooses; in such cases, firing at pleasure is the usual practice, but may be varied by agreement. Правило 23. Если причина встречи имеет такую природу, что никакое извинение или объяснение не может быть принято, обвиняемый занимает своё место и призывает обвиняющего действовать по его усмотрению, в таком случае стрельба в удовольствие является обычной практикой, но может регулироваться соглашением.
Rule 24. In slight cases, the second hands his principal but one pistol; but in gross cases, two, holding another case ready charged in reserve. Правило 24. В лёгких [по тяжести оскорбления] делах секунданты вручают по одному пистолету, в тяжёлых – два, держа наготове ещё заряженные.
Rule 25. Where seconds disagree, and resolve to exchange shots themselves, it must be at the same time and at right angles with their principals, thus: If with swords, side by side, with five paces interval. Правило 25. Когда секунданты не могут прийти к соглашению, и решают обменяться выстрелами сами, это должно происходить в тоже время и под прямыми углами к участниками основной дуэли. В случае дуэли на мечах, друг напротив друг, в пяти шагах.
Rule 26. All matters and doubts not herein mentioned will be explained and cleared up by application to the committee, who meet alternately at Clonmel and Galway, at the quarter sessions, for that purpose. Правило 26. Все замечания и сомнения подлежат рассмотрению и прояснению комитетом по заявлениям, на ежеквартальных собраниях в Клонмеле и Гэлвее поочерёдно.
The rules were signed by Crow Ryan (President), James Keogh and Amby Bodkin (Secretaries). There were two further rules laid down for Galaway: 1. No party can be allowed to bend his knee or cover his side with his left hand, but may present at any level from his hip to his eye. 2. None can either advance or retreat if the ground be measured. If no ground be measured, either party may advance at his pleasure, even to touch muzzle; but neither can advance on his adversary after the fire, unless the adversary steps forward on him. Правила были подписаны Кроу Райаном (Президент), Джеймсом Кеогом и Амби Бодкиным (секретари) В дальнейшим было установлено: 1. Ни одна из сторон [конфликта] не имеет права преклонить колени или прикрываться левой рукой на любой высоте от бедра до глаз. 2. Никто не вправе выступить вперёд или отступить в случае замеров дистанции. Если таковых не было произведено, участники могут перемещаться, но нельзя приближаться к противнику после выстрела, если он не приближается сам.
1. 2. Корсунский А. , Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств (до середины VI в. ). – М. : Изд-во МГУ, 1984. Kirsch, Johann Peter. "Pope St. Nicholas I. " The Catholic Encyclopedia. Vol. 11. New York: Robert Appleton Company, 1911. 1. 2. 3. Дюби Ж. Средние века (987 -1460): от Гуго Капета до Жанны д'Арк. - Москва : Междунар. отношения, 2000. 4. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. СПб. : Алетейя, 2000 5. Бартелеми Д. Рыцарство от древней Германии до Франции XII в. – СПб. : Евразия, 2015 6. Новосёлов В. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэлей во Франции XVI в. // Одиссей. Человек в истории. 2001, стр. 216 -233 7. Хаттон А. Меч сквозь столетия: искусство владения оружием. – М. : Центрполиграф, 2006 8. Хёйзинга Й. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем Средневековье. // Человек, № 5, 1997, стр. 4. 5. 6. http: //annales. info/evrope/korsunsk/in dex. htm http: //www. newadvent. org/cathen/110 54 a. htm http: //historylib. org/historybooks/ZHorz h-Dyubi_Istoriya-Frantsii--Srednie-veka/ http: //www. sedmitza. ru/lib/text/44301 5/ http: //www. co 6 op. ru/sites/default/files /bartelemi_rycarstvo-ot-drevneygermanii-do-francii. pdf http: //ec-dejavu. ru/d/Duel. html http: //royallib. com/read/hatton_alfred /mech_skvoz_stoletiya_iskusstvo_vladeni ya_orugiem. html#0 http: //vivovoco. astronet. ru/VV/PAPERS /MEN/HEIZ. HTM Все ссылки проверены 04. 2016