Правописание гласных после шипящих и ц.pptx
- Количество слайдов: 8
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ЗАИНД. . . ВЕЛЫЙ В. . . ДЕВИЛЬ ОК. . . УПАЦИЯ РАС. . . А К. . . РБЮРАТОР Д. . . ЛЕТАНТ ОП. . . ОЗИЦИЯ РУС. . . ИЗМ К. . . РОСИН ИД. . . АЛ. . . ЗАЦИЯ ОП. . . ОНИРОВАТЬ РЕС. . . ОРА К. . . ГОРТА К. . . НГУРУ ОТ. . . ОМАНКА РЕС. . . УРСЫ Л. . . ВАНДА Н. . . В. . . ЖДЕНИЕ ПАРАЛ. . . ЕПИПЕД СЕТ. . . ЕР М. . . Л. . . НХОЛИК ОБ. . . ГРИТЬ ПАС. . . АЖИР СТЕЛ. . . АЖ М. . . ЗАИКА ПЕР. . . СКОП ПЕР. . . ОН СУР. . . ОГАТ Н. . . КТЮРН Р. . . ЗЕДА ПАН. . . ОРАМА ТЕН. . . ИС П. . . МФЛЕТ Ф. . . РВАТЕР ПОЛИТЕС. . . ТЕР. . . АС. . . А П. . . Т. . . КАНТРОП Г. . . МОНИЯ ПЕС. . . ИМИЗМ ТЕР. . . ИТОРИЯ ПРИВИЛ. . . ЕГИЯ ЦЕЛ. . . ЮЛОЗА ПРОДЮС. . . ЕР ЭЛ. . . ИПС
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ После шипящих в русских словах вместо Ы, Ю, Я пишутся И, У, А ШИТЬ – ЖИР – ЧАЩА – ЧУДО - ЩУКА Искл - ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ
БУКВЫ Е(Ё)-О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (КРОМЕ Ц) В КОРНЕ В СУФФИКСЕ В ОКОНЧАНИИ Под ударением пишется Е(Ё), если в однокоренном слове пишется Е бечёвка – бечева, жёрдочка – жердь 1. Под ударением О без удар. –Е: -у отыменных ИС: ДЕВЧОНКА - НОЖИЧЕК РЕЧОНКА – РЕЧЕНЬКА -у отыменных ИП в суффиксах –ОВ, -ОН (с беглым О) и др. КУМАЧОВЫЙ – ВЕЩЕВОЙ СМЕШОН - ГРЕШЕН - у наречий: ГОРЯЧО - ЖГУЧЕ Исключение: ещё 1. Под удар. О без удар. –Е: -у всех ИС, ИП ПЛЕЧО - НЕУЧЕМ БОЛЬШОГО - СВЕЖЕГО - у наречий, образованных от формы Т. п. имен сущ. ГОЛЫШОМ, НАГИШОМ если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) О: боржоми, жонглёр, крыжовник, обжора, шов, шоссе и т. п. 2. Под ударением Ё без удар. –О: - у глаголов (-ЁВЫВА-) ВЫКОРЧЁВЫВАТЬ -у страдат. Причастий (-ЁНН-, -ЁН-) ИСКАЖЁННЫЙ -у отглагольных ИП и ИС МОЩЁНЫЙ, КОРЧЁВКА -у ИС с –ЁР ДИРИЖЁР
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц • Написание е или о после Ц в окончаниях и суффиксах определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения – е: КРЫЛЬЦО – РЫЛЬЦЕ, ТВОРЦОМ – СЕРДЦЕМ, ТАНЦОР – ТАНЦЕВАТЬ
ГЛАСНЫЕ Ы / И ПОСЛЕ Ц и ы -в корнях слов ЦИРК -в окончаниях существительных и прилагательных ОГУРЦЫ БЛЕДНОЛИЦЫЙ -в словах на –ЦИЯ АКЦИЯ -в суффиксе -ЫН притяжательных прилагательных КУРИЦЫН Исключение: ЦЫГАН, ЦЫПЛЕНОК, НА ЦЫПОЧКАХ, ЦЫКНУТЬ
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ОРФОГРАММУ Уч. . ный, ш. . фер, ш. . лк, деш. . вый, ч. . лка, ш. . рстка, ш. . колад, печ. . нка, заж. . г (глагол), ш. . ссе, пш. . нный, щ. . лочь, Печ. . рская лавра, ж. . сткий, парч. . вый, ч. . рствый, ш. . пот, ч. . рточка, крыж. . вник, щ. . тка, чащ. . ба, ш. . рох, ш. . мпол. Трущ. . . ба, ц. . . канье, ч. . . ткий, ж. . . нглировать, пиж. . . н, прож. . . рливый, ч. . . бот, ч. . . порный, ш. . . рты, ш. . . фёрский, ж. . . рдочка, капюш. . . н, многош. . . вный, чеч. . . тка, ш. . . винизм, щ. . . голь, харч. . . , ш. . . лковый, иниц. . . ал, лейкоц. . . т, марц. . . пан, ц. . . ник, ц. . . ркуляр. Взбеш. . . нный, душ. . . нка, смеш. . . н, бич. . . вать, больш. . . го, ещ. . . , пораж. . . н, кипуч. . . , ноч. . . вка, мякиш. . . м, смущ. . . нный, взбеш. . . н, уничтож. . . н, калач. . . м, распаш. . . нка, бесстыж. . . го, остаться неуч. . . м, суш. . . ный, старш. . . го, палач. . . м, раскорч. . . вать, уничтож. . . нный, меньш. . . го. Глянц. . . вая (бумага), вытанц. . . вывать (казачка), танц. . . вать (парами), (группа) комсомольц. . . в, лисиц. . . на (нора), (дело) с конц. . . м.
О/Ё после шипящих и Ц № 1. Художник Иванович, одетый в дешёвую холщовую рубашонку, напоминал плюшевого медвежонка. Он подошёл к конюшне, куда в пролетке, запряжённой парой лошадей, подъехал чопорный конюх. Конюх остановился, бросив поводья, и, привычным жестом стянув перчатку, снял с взмыленных вороных лошадок седла – качественные изделия местного шорника. Хорошо зная особенности жизни лошадей, художник мог изобразить их как живых. На этот раз он решился нарисовать Пегую – обладательницу роскошной чёрной чёлки. Резко выделяясь среди лошадей своей неповторимой статью, Пегая не отличалась покладистостью. В конюшню художник с мольбертом пробрался ещё затемно. Периодически встряхивая гривой, Пегая мирно дремала в загоне. Закончив установку мольберта, Иванович выдавил на палитру краску из жёлтых жестяных тюбиков, заботливо смешав её с растворителем. Его лицо, выражавшее неподдельную радость, светилось творческим вдохновением. Приготовив краски, художник взял в руки кисть и тряпку. Пегая повернулась, цокая копытами, и Иванович увидел её шею с рубцом от удара бечёвкой. Что-то нашёптывая, он начал рисовать. В соседнем загоне, наклонившись мордой почти до самого пола, где лежали примятые охапки овса, мирно дремала Рыжая. Её мягкая, шоколадного цвета шёрстка, заботливо вычесанная жёсткой щёткой, слегка поблескивала. Донеслись звуки включённого радио и лай собачонки. Художник, не выносивший шума во время работы, задвигался на неудобном стуле, чуть не опрокинув мольберт. Со вчерашнего дня его мучила изжога, и он не раз всуе поминал чёрта. Чувство недовольства собой редко являлось к нему, а явившись, никогда не охватывало сильно и надолго. Он горячо любил свою работу. Рыжая переминалась с ноги на ногу, прислушиваясь к шорохам мышей в соседних загонах, а потом, издав звук, больше похожий на хрюканье свиньи, обжора принялась за овёс. Художник встал со стула. У Ивана Ивановича была привычка во время разговора расхаживать взад и вперед, то и дело подёргивая и почёсывая бороду. Кучер спал, прислонившись к бочонку с кипячёной водой.
№ 2 Когда солнце коснулось последним лучом золочёного купола собора, а чёткий силуэт его решётки начал тонуть во мраке, у ворот остановились двое. Один из них был окутан длинным чёрным шёлковым плащом, и лицо его скрывалось под капюшоном. По его тяжёлой походке и уныло опущенным плечам можно было предположить, что путь им проделан неблизкий и что он чём-то весьма огорчён. Его спутник был вооружён арбалетом, который он крепко сжимал в левой руке, и большим мечом, висящим на кожаном поясе. Под одеждой угадывалось, что правое плечо его забинтовано и он лишён возможности двигать правой рукой. Первый опустил на землю свой стянутый бечёвкой мешок. А второй устало опустился рядом, когда за увитой плющом оградой вдруг послышался шорох и чуть слышный шёпот. № 3 Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусный танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт» , – чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.